Тема 1.1 Факты и вымыслы

 

Большая часть предыдущего обсуждения характера работы менеджера по продукту и организационных структур, определяющих роль этого менедже­ра в компании, показывает, что задачи, которые решают руководители это­го уровня, являются по большей части типовыми. Но, как всегда, у любого правила есть исключения. Даже при использовании формально одинаковой организационной структуры работа менеджера по продукту может сущест­венно варьировать, во многом в зависимости от отрасли или типа продукта. Некоторое представление об основных обязанностях этих работников дал опрос 25 менеджеров по продукту из самых разных продуктовых ком­паний. Чтобы лучше понять суть полученных от респондентов ответов, в приложении к этой главе приведено краткое из­ложение четырех интервью. Хотя выборка респондентов не была крупной, а ее участники не отбирались случайным образом, полученные ответы по­зволяют тем не менее сделать некоторые обобщения.

Общая подготовка

Единственная общая черта, характерная для всех менеджеров по продукту, как показали результаты опроса, – отсутствие какой-то единой, базовой подготовки, обеспечивающей достижение успеха в работе. Даже в пределах одной отрасли у менеджеров по продукту разных компаний наблюдаются значительные различия в уровнях образования и опыта работы. В то же время были выявлены значимые факторы, влияющие на уровень успешно­сти: во-первых, менеджеры по продукту показывали высокие результаты на своих предыдущих позициях, связанных с управлением; во-вторых, все они имели, по крайней мере, степень бакалавра. Степень магистра имелась также у многих, но для этой должностной позиции не являлась обязательной. В высокотехнологических компаниях многие менеджеры имеют выс­шее образование и в прошлом получили определенный опыт инженерной работы. В таких компаниях при назначении на должность менеджера пре­имущество отдается кандидатам, разбирающимся в технологических осо­бенностях и свойствах продукта и способным умело представить его на рынке и продавать. Это особенно полезно, если в ходе работы при модер­низации продукта, осуществляемой обычно на основе отзывов потребите­лей, предстоит тесно взаимодействовать с инженерной службой. В этом случае менеджер по продукту должен, с одной стороны, хорошо разби­раться в маркетинге, а с другой – быть настоящим экспертом по этому продукту. Инженерная подготовка также может существенно повысить доверие к менеджеру по продукту, если он работает в высокотехнологической компании, в составе персонала которой много инженеров.

Важнейшие навыки и умения

Умение вести переговоры

Среди профессиональных качеств, упоминаемых менеджерами во время собеседований, чаще всего встречаются умение вести переговоры, умение убедить другую сторону и управлять влияниями. Менеджеры по продукту бренду часто становятся руководителями групп, куда включают представи­телей функциональных подразделений партнеров. В работе этих групп не­избежно возникает явное противоречие: перед ними ставится задача до­биться конкретной конечной цели, но прямых полномочий, необходимых для этого, не предоставляется. Поэтому этим менеджерам приходится постоянно заниматься убеждениями или управлением вниманием, а также отыскивать лучшие сценарии, выигрышные для всех участников и позволяющие добиваться всех поставленных целей.

Умение работать в команде

Еще одним умением, которое, по-видимому, изначально присуще большинству людей, является способность работать в командах, собранных из представителей всех подразделений и отделов организации, и руководить ими. Поскольку менеджер по продукту должен уметь обобщать информа­цию, поступающую из разных отделов, в его обязанность входит коорди­нация, организация и оптимизация работы служащих из разных групп как внутри компании, так и за ее пределами. Например, в Colgate-Palmolive при расширении ассортимента фирменной продукции бренд-менеджеру, отвечающему за свой продуктовый ряд, необходимо взаимодействовать с работниками группы новых продуктов. Одновременно такой менеджер должен координировать расширение ассортимента с поставщиками и дистрибьюторами, чтобы гарантировать поступление нового продукта в нужное место, в нужном количестве и в нужное время. А вот другой пример, из сектора финансовых услуг: один из бренд-менеджеров American Express взаимодействует с отделом обслуживания клиентов и специалистами, чьи задачи более тесно связаны с финансами, например с аналитиками рисков, а также с менеджерами по корпоративным финансам.

Если менеджер по продукту отвечает не только за один бренд, но и руководит группой равных ему по статусу менеджеров и менеджеров более низового уровня, он должен добиваться гармоничных отношений между подчиненными. Если менеджеру по продукту также поручено заниматься профессиональным развитием работников, ему предстоит определить правильные роли для каждого члена команды, при исполнении которых он будет в полной мере понимать сложность решаемых задач и активно участвовать в общем деле. Из этого следует, что в своем коллективе бренд-менеджер должен уметь создавать условия, при которых его младшие и старшие помощники могут в полной мере реализовать свой потенциал, решая по-настоящему сложные и важные задачи и получая достойное вознаграждение за свою работу.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»