| ||||||
|
| |||||
4.1. Источники информации
Вторичные источники информации Как и при проведении маркетингового исследования в целом, менеджеры по продукту должны всегда начинать анализ конкурентов с поиска вторичных источников информации. Использование таких источников обычно обходится дешевле, они более доступны, чем первичные данные, и нередко содержат ответы на все важные вопросы о конкурентах, которые необходимо получить. Наиболее часто применяемые вторичные источники информации, которыми могут воспользоваться любые компании, показаны на рис. 5.2. Полное перечисление вторичных источников информации выходит за рамки данной книги, однако полных списков таких источников достаточно много (см., например, Lehmann, Gupta, Steckel, 1998; Patzer, 1995). Многие из этих источников также помогают отслеживать, как иностранные компании ведут бизнес в США или на других рынках. К счастью, благодаря динамичному расширению сферы применения Интернет многие из этих источников стали доступы даже с простого домашнего компьютера, из-за чего прежняя категоризация вторичных источников информации как «библиотечных» быстро устаревает. Внутренние источники Вполне вероятно, в компании или подразделении уже есть надежная информация о конкурирующих продуктах. Данные подобного рода можно найти в прошлых планах маркетинга, материалах специальных исследований,
проведенных по заказу групп стратегического планирования, или найти в других документах, имеющихся в одном из офисов. Как уже отмечалось в начале этой главы, некоторые компании создают легкодоступные «горячие линии» или базы данных о конкурентах. Рис. 5.2. Вторичные источники информации о конкурентах
Местные газеты Отличный недорогой источник информации о конкурентах – местные газеты. Например, если ваш основной конкурент производит продукцию в небольшом городке, местная газета, на которую вы подпишитесь, поможет отслеживать некоторые аспекты его деятельности (в частности, приглашения на работу и другие изменения). Один из производителей продуктов медицинского назначения из США был шокирован, когда его японский конкурент резко увеличил объемы производства на своем новом предприятии в штате Кентукки. Американской компании пришлось снизить цены, чтобы сохранить свою долю рынка. Может быть, самое интересное в этой истории – тот факт, что многие сведения о новом предприятии, в частности о затратах, числе работников и планируемой продукции, были напечатаны в газете Lexington Herald-Leader в 1987 г., за три года до открытия этого предприятия (Teitelbaum, 1992).
Годовые отчеты компаний Большая часть информации, содержащейся в годовом отчете компании, предназначена для целей паблик рилейшнз и представлена на корпоративном уровне, а не на уровне отдельных видов продукции. Однако при тщательном анализе годовых отчетов можно получить некоторые интересные данные даже на уровне продукта, особенно при изучении тех его аспектов, о которых в отчете не упоминается. Часто полезную информацию о сферах интереса данной компании можно получить из вступительного слова председателя совета директоров или из текста основного доклада. В годовых отчетах компаний иногда перечисляются места нахождения основных производственных объектов и фамилии руководителей, принимающих решения на корпоративном уровне. Хотя финансовая информация представляется в таких отчетах в обобщенном виде, некоторые данные о стоимости реализованных продуктов могут оказаться полезными. Эти отчеты публикуют только публичные компании, т.е. те, чьи акции продаются и покупаются на фондовом рынке. Информацию в отношении частных компаний можно найти в известных отчетах D&B, публикуемых Dun & Bradstreet, которая анализирует финансовые показатели их деятельности. Отчеты 10К Еще одной обязательной формой отчета для публичных компаний является отчет по форме 10К. Часто он даже более полезный, чем годовой отчет, поскольку информация в нем представлена с разбивкой по основным видам деятельности, здесь обычно нет искусственного преувеличения сильных сторон продукта, что характерно для годового отчета компаний. Наличие этих двух источников информации позволяет практически без больших затрат быть в курсе положения дел у конкурента. Для этого достаточно стать его акционером (предпочтительно мелким!). Дело в том, что каждый акционер получает годовой отчет и отчет 10K, а также может присутствовать на ежегодном собрании акционеров, что может стать еще одним важным источником получения нужной информации. Финансовая документация компаний, в том числе годовые отчеты и отчеты 10K, рассылается во многие библиотеки, специализирующиеся на информации по бизнесу, и в брокерские конторы. Там же можно познакомиться и с другими финансовыми документами, в частности с новыми проспектами компаний. Заявки на получение патента и регистрацию торгового знака За последнее десятилетие появились коммерческие электронные сети данных, такие, как CompuServe, через которые можно по;гучить доступ к заявкам на получение патента. Очевидно, содержание патентов позволяет получить определенное представление о процессах и технологиях, применяемых при производстве конкретного продукта. Однако известно, что компании иногда подают заявки на патенты по ошибке или на продукты, которые они не собираются предлагать на рынке. Еще одной компанией, разрешающей загружать информацию о патентах и технические диаграммы через ее интернет-службу, является MicroPatent. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |