Тема 7.2 Выбор стратегических альтернатив

 

 

После установления основной цели происходит выбор стратегических аль­тернатив. Фактически это – первый шаг, который выполняется при разработке стратегии маркетинга для продукта или услуги, который задает основные ориентиры ее реализации. Возможные альтернативные страте­гии в виде дерева показаны на рис. 8.2. Представленная диаграмма по­строена на основе допущения, что долгосрочной целью любого менеджера по продукту является достижение максимальной долгосрочной прибыли от данного продукта (что в свою очередь должно привести к максимальной ценности для акционеров). Мы связываем описание альтернатив с выбо­ром, когда основной целью является рост объема продаж или доли рынка и, следовательно, долгосрочных прибылей или краткосрочной рентабель­ности. Выбирая рост продаж, менеджер может добиться этой цели двумя путями: через расширение или углубление рынка, часто путем предложе­ния новых продуктов или модификаций прежних. Стратегии расширения рынка предусматривают продажи уже существующего продукта лицам, ко­торые в настоящее время не являются потребителями; а углубления рынка ориентируются как на нынешних, так и на прошлых потребителей данной категории продукта. Если же менеджер выбирает стратегию повышения рентабельности, акцент делается либо на снижение исходных ресурсов (в основном издержек производства – известное как «управление знаменателем»), либо на увеличение продукции (выручки от продаж).

Повышение объема продаж или доли рынка

Стратегии расширения рынка

Эти стратегии направлены на лиц, пока еще не пользующихся данным продуктом (т.е. на привлечение новых потребителей). Один из подходов –взаимодействие с такими лицами в рамках уже обслуживаемых сегментов.

Например, если какая-то Интернет-услуга предназначена для юридических фирм, стратегией расширения будет привлечение других фирм этого профиля, которые еще не приобрели данный продукт (при одновременном обслуживании имеющихся потребителей, предоставляя им добавленную ценность). Фактически, такой подход – попытка в полной мере реализовать оставшийся скрытым потенциал рынка в его наиболее перспективных сег­ментах. Можно привести еще один пример такого рода. Крупные банки, вро­де Wells Fargo, начинают все больше внимания уделять владельцам малого бизнеса. Хотя у таких банков уже есть клиенты из этого сегмента, недоста­точный рост за счет кредитования крупных клиентов вынуждает их более ак­тивно вести маркетинг, чтобы привлечь больше коммерческих компаний.

 

Рис. 8.2. Стратегические альтернативы

Второй подход – выход на новые рынки, связанный с разработкой сегментов, на которых до этого данная продуктовая категория не предлагалась. Примером такой стратегии служит попытка компаний Kodak и Fuji увлечь фотографированием детей, используя для этого различные кампании продвижения и специальные программы (Bounds, 1994). Другой при­мер этого же рода: компания-производитель семян, начавшая продавать в магазинах садового инвентаря игрушечные пластиковые тачки с небольшим количеством семян овощей, чтобы приучать малышей к садоводству с юных лет. То же самое было проделано в отношении таких нейтрали­зующих кислоты лекарственных средств, как Turns, который стали пози­ционировать не только как средство для решения проблем с повышенной кислотностью желудочного сока, но и как пищевые добавки, содержащие кальций. Классическим примером может служить пищевая сода компании Arm & Hammer, которая предлагается на рынке как продукт, полезный для различных целей.

            Стратегии углубления рынка

Альтернативный вариант увеличения доли рынка или объема продаж, кото­рый часто упускают из виду, – повышение частоты приобретения бренда существующими потребителями. Самый значительный актив компании – ее клиентская база, и именно ее следует использовать максимально актив­но. Менеджеры по продукту могут добиться увеличения объема продаж уже имеющимся потребителям самыми разными способами, в частности, применяя упаковки большего размера, стимулируя более частое приобретение продукта или расширяя бизнес, чтобы потребитель мог купить этот продукт у большего числа продавцов (и, как результат, тратил на него больше денег).

Многие фирмы успешно используют этот подход. В частности, банки пытаются получить более крупную долю бизнеса коммерческих клиентов, дополнительно предлагая им другие виды услуг, например, управление наличными средствами и аннуитеты. В надежде повысить динамику потребления компании часто предлагают потребителям купоны для стимулирования покупок продуктов в более крупных упаковках (Wansink, 1996; Chandon, Wansink, 2002). Менеджеры по продукту должны всегда задавать себе вопрос: действительно ли фактический показатель потребления соот­ветствует потенциальному?

Второй путь повышения объема продаж или доли рынка – привлечение потребителей конкурирующих продуктов (иными словами, – получение новых потребителей), т.е. стимулирование смены бренда. Если затраты, связанные с переходом на другой продукт оказываются высокими (это характерно для таких видов продукции, как универсальные вычислительные машины или ядерные реакторы), реализовать такую стратегию сложно – если вообще возможно. К тому же подобная стратегия может оказаться крайне рискованной. Во-первых, она может вызвать резкое противодейст­вие более крупного и сильного конкурента. Во-вторых, для ее реализации порой нужна активная кампания стимулирования продаж, в результате которой сама стратегия может потерять рентабельность. В-третьих, страте­гия, делающая ставку на смену бренда, требует сравнительной рекламы, которая окажется не только дорогой, но и сопряжена с повышенным рис­ком, так как при ее неудачном воплощении вы привлечете внимание по­требителей к бренду конкурента, особенно если этот бренд является лиде­ром рынка. Из-за увеличения числа эмитентов кредитных карточек (например, карточки лояльности AT&T или General Electric) участники про­граммы начали переманивать друг у друга лучших потребителей (Рае, 1992). AT&T пришлось активно заниматься защитой своей программы меж­дугородной телефонной связи от компании MCI, которая постоянно раз­рабатывает новые виды услуг (например, тарифный пакет «Friends and Family» [«Друзья и семья»)) и публикует сравнительные тарифы на них, чтобы переманить клиентов AT&T. Примерно к такой же тактике на этом рынке прибегают Baby Bells, Sprint и некоторые другие новички. Коэффи­циент текучести пользователей сотовыми телефонами в 2002 г. составлял 20% в год, и так продолжалось до тех пор, пока не удалось при смене ком­паний оставлять у клиентов прежний телефонный номер.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»