| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.1 Что необходимо знать о потребителяхКонцепция долгосрочной полезности потребителя, выражаемая в денежном исчислении. Это – важная концепция, поскольку именно ее выводы во многом определяет усилия, которые должны быть направлены на конкретного потребителя. И наконец, обсуждаются вопросы сегментации рынка, т.е. как эффективно и продуктивно сгруппировать потребителей, чтобы упростить стратегические и тактические подходы и решения. Таблица 6.1. Что необходимо знать о существующих и потенциальных потребителях
Кто покупает и кто пользуется продуктами Покупатели или пользователи В отношении большинства продуктов промышленного назначения и многих продуктов широкого потребления – тех, кто стоит за понятием «кто», необходимо разделить на несколько групп, имеющихся в организации или в домохозяйстве. 1. Инициатор (человек, определяющий потребность в продукте). 2. Лицо, оказывающее влияние (человек, обладающий нужной информацией, или тот, чьи предпочтения влияют на принятие решения). 3. Лицо, принимающее решение (человек, принимающий окончательное решение и утверждающий размер средств, которые выделяются на покупку). 4. Покупатель (человек, фактически совершающий покупку). 5. Пользователь. Базовые характеристики отдельных представителей указанных выше групп могут варьировать в широких пределах. Например, на рынке продуктов промышленного назначения конечным пользователем может быть инженер, для которого в первую очередь важны технические параметры продукта, в то время как агента по закупкам, прежде всего, интересуют его стоимость и надежность доставки. Одним из факторов успеха компании Federal Express было умение ее менеджеров принимать правильные решения о том, как в течение ночи доставить посылку от служащего, который ее получил у отправителя, до конечного получателя, который может передать ее пользователю. Например, получателями игрушек, хлопьев для завтрака и других видов пищи быстрого приготовления, предназначенных для детей, обычно являются взрослые. Разницу между покупателем и пользователем наглядно показывают предметы, предназначенные для их покупки в качестве подарка (например, серебро, которое часто дарят на свадьбу). Разница между покупателем, пользователем и лицами, влияющими на совершение покупки, особенно важна в отношении продуктов промышленного назначения. Умелый специалист по продажам может определить, какие люди участвуют в принятии решений и каково относительное влияние каждого из них на совершение покупки, а также выяснить, что именно наиболее важно для каждого из них. Например, при продаже компьютерной программы текстового редактора юридической фирме запросы секретарей (простота использования, простота получения технической поддержки, четкий, с точки зрения чтения текстов, экран) отличаются от требований менеджера офиса (высокая производительность, хорошо отлаженная программа, быстрое обслуживание в ходе эксплуатации), а также от требований лица, дающего разрешение на покупку этого редактора (невысокая стоимость, надежная поставка). Алгоритм такого анализа приведен в табл. 6.2. Описательные переменные: потребительские продукты Наиболее очевидная и чаще всего применяемая классификация для описания потребителей строится на их общих характеристиках (см. табл. 6.3). Основные категории для описания потребителей. 1. Демографическая. Наиболее широко применяемые демографические показатели – возраст, пол, географическое местонахождение и этап жизненного цикла семьи или индивида. Сильной стороной этих показателей является относительная простота их получения. К сожалению, во многих случаях сегменты, выделенные на основе демографических показателей, не показывают, что потребители по-разному ведут себя в отношении анализируемого продукта. Таблица 6.2. Роли при покупке продукта и необходимые запросы / преимущества, которые этот продукт должен удовлетворить
2. Социально-экономическая. В эту группу входят доход и такие связанные с ним переменные, как образование, род занятий и принадлежность к тому или иному общественному классу. Самые полезные из них – доход и образование. Как и в случае демографических показателей, зависимость между социально-экономическими показателями и покупательским поведением может быть слабой. 3. Личностная. Учитывая относительно низкую полезность демографических и социально-экономических факторов для прогнозирования покупок, неудивительно, что специалисты по маркетингу в качестве основы для сегментации пытаются использовать личностные свойства потребителей. Ведь многие маркетологи имеют хорошую подготовку по психологии, поэтому вполне естественным будет их желание найти общую основу для составления профилей потребителей, полезную в различных ситуациях. К сожалению, базовые личностные показатели оказались еще менее полезны для прогнозирования потребительского поведения, чем демографические или социально-экономические. 4. Психография и ценности. Психография – следующий шаг при переходе от личностных переменных к отношениям и типам поведения, более тесно связанным с продуктами и услугами. Психографические параметры, известные так же как показатели стиля жизни, обычно подразделяют на три категории: виды деятельности (приготовление пиши, спорт, поездки и т.д.), интересы (искусство, музыка и т.д.) и мнения. Поэтому не удивительно, что эти категории часто называют параметрами AIO (по первым буквам названий категорий на английском языке: activities – виды деятельности, interests – интересы, opinions – мнения). Они широко применяются в качестве основы для сегментации и разработки рекламных материалов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |