| ||||||
|
| |||||
Тема 7.3 Позиционирование: выбор целевых групп потребителей
При выборе целевых групп потребителей существуют три критичных аспекта, требующие особого учета. 1. Размер / рост сегмента. При анализе потребителей важно уделять повышенное внимание растущим группам потребителей и выяснять, каковы возможные темпы роста этого сегмента. 2. Возможности получения конкурентного преимущества. В ходе анализа конкурентов происходит оценка сегментов рынка, на которые они ориентируются, заявляемые ими конкурентные преимущества, ресурсы, которые они могут использовать в борьбе за рынок, и их вероятные будущие стратегии маркетинга. 3. Наличие ресурсов. Эти оценки получаются в ходе сравнения с конкурентами в разделе анализа своих возможностей. Как отмечалось ранее, позиционирование предусматривает специального заявления о том, чем, по мнению конкретной группы потребителей, данный продукт отличается от конкурирующих, которое имеет в свою очередь ряд составляющих: 1) цели, связанные с потребителями; 2) цели, связанные с конкурентами; 3) атрибуты продукта, на основе которых осуществляется его дифференциация. Выбор целевой группы потребителей происходит сразу же после формулирования стратегических альтернатив и сегментов, выявленных в ходе анализа потребителей. Если выбран вариант стратегии повышения прибыли, целевыми обычно считаются существующие потребители, например «мужчины в возрасте от 18 до 25 лет» или «банки с активами от 100 млн до одного миллиарда долларов». При всех вариантах роста задача остается примерно одной и той же. Для стратегии углубления рынка, направленной на потребителей продукта данной фирмы, или стратегии расширения, направленной на тех, кто еще не стал пользователем данного продукта, также выбирают потребителей, для которых предназначена применяемая в настоящее время стратегия. В стратегии углубления, или углубления рынка, предназначенной для переманивания потребителей конкурентов, используются особые дескрипторы, описывающие особенности таких потребителей. Наконец, для стратегии расширения рынка, направленной на новые сегменты, уточняются дескрипторы, описывающие характеристики выбранных новых сегментов. Рассмотрим стратегию компании Handspring на рынке PDA, которую она проводила в 2000 г. Компания учла, что ее базовая модель очень удобна для пользователя и при этом – у нее относительно низкая цена. Но целевые сегменты Handspring отличаются от традиционных потребителей PDA, т.е. высококвалифицированных специалистов бизнеса высшей категории, не чувствительных к цене. Для модели PDA компании Handspring можно выделить три заслуживающих внимания сегмента (табл. 8.1). Однако возникает вопрос, зачем выбирать для обслуживания потребителей, приносящих в настоящее время незначительный доход? При реализации стратегий привлечения потребителей это означает, что доход от новых потребителей превысит затраты на их привлечение.
Позиционирование: выбор целевых групп конкурентов Даже если о конкуренции в явном виде в программе коммуникации продукта ничего не говорится, всегда важно определить, какие именно конкурирующие компании являются основными объектами стратегии. Для стратегии углубления рынка, предназначенной для переманивания потребителей у конкурентов, целевых потребителей следует определять на основе результатов анализа, показывающего, какие потребители продуктов конкурентов одновременно наиболее привлекательны с точки зрения ценности и их можно достаточно просто переманить. Однако все стратегические альтернативы исходят как минимум в неявном виде, из наличия конкуренции, так как в любом случае продукт надо позиционировать относительно продуктов основных конкурентов. Позиционирование предусматривает ранжирование конкурентов, как основных, так и второстепенных. Основным источником информации для решения этой задачи является анализ ситуации, рассмотренный в гл. 5, в ходе которого подробно изучаются сильные и слабые стороны конкурентов. Это делается в расчете на отыскание слабой или легко поддающейся влиянию компании с достаточно высоким объемом продаж, которую можно относительно без особых затруднений обойти. К сожалению, обнаружить такие легкие цели удается не всегда (Ries, Trout, 1986; Czepiel, 1992). Более того, лидеры рынка часто предпринимают защитные меры и уделяют серьезное внимание второму, а возможно, и третьему по силе конкуренту. Преследователи лидера рынка занимают в этой гонке разные позиции, определяемые их долей рынка в сравнении с долей лидера. Второй по силе участник рынка может отдать предпочтение наступательным действиям, направленным против лидера. Более слабые преследователи обычно стараются избегать прямого взаимодействия с лидерами и пытаются отыскать на рынке такие ниши, в которых действует немного конкурентов, к тому же желательно слабых. Например, в банковском деле таковыми могут оказаться небольшие «банки-бутики», – они предлагают персонализированный набор услуг небольшому числу клиентов с большими капиталами, благодаря чему они не вступают в полномасштабную конкуренцию с крупными банками. Позиционирование: базовая стратегия Каким образом информация о сравнительном преимуществе , которую часто называют позиционированием продукта , доводится до целевых потребителей ? Это определяет базовая стратегия . Преимущества , которыми может воспользоваться менеджер по продукту , могут быть двух категорий : 1 ) преимущество в себестоимости или цене ( экономическое ) , 2 ) дифференциация , возникающая из особенностей предлагаемого продукта или его сервисных характеристик. ( Обратите внимание: дифференциация может достигаться не только за счет физических , но и психологических свойств ). Другими словами , вам либо придется предлагать более низкую цену , которую в течение длительного времени можно устанавливать лишь при низких издержках , либо иметь в составе предлагаемого продукта элемент , воспринимаемый потребителями как преимущество. Как свидетельствуют множество примеров , средний вариант , где нет ориентации ни на один из двух указанных способов , может , оказаться катастрофическим . В 1991 г. компания Compaq Computer оказалась в тяжелом положении . Одна из ведущих компьютерных компаний , чьи модели ПК были известны высокой ценой и отличным качеством , Compaq Computer впервые в истории закончила квартал с убытками . В основе этого провала лежал тот самый средний вариант: в условиях возрастающей конкуренции на компьютерном рынке компания не была лидером ни по низкой цене, ни по показателям качества или функционирования . Регулярные челночные экспресс - услуги , предложенные на рынке воздушных сообщений в Калифорнии авиалинией United Airlines , не смогли заметно повлиять на деятельность Southwest Airlines , так как United Airlines не предложила ни более низких тарифов , ни более высокого качества обслуживания. В целом решение о позиционировании принимается в четыре этапа . 1. Определение альтернативных направлений позиционирования после консультаций с командой , отвечающей за рекламу , и производственниками и анализа предыдущих планов маркетинга . 2. Изучение альтернатив по следующей схеме: ( a ) значимость для потребителей; ( 6 ) осуществимость с учетом ресурсов фирмы и продукта, а также потребительских восприятий; (в) конкурентная целесообразность ( см . ее определение во введении к этой главе ); ( г ) вклад в достижение поставленной перед данным продуктом цели. 3. Выбор позиции , лучше всего соответствующей установленным критериям , с которыми обязательно согласна служба маркетинга. 4. Реализация программ ( например , рекламной и др. ) , согласующихся выбранной позицией для продукта . Такой системный подход гарантирует рассмотрение альтернативных вариантов позиционирования и консультации с различными группами специалистом. Базовая стратегия должна быть простой - ее можно обобщить и формулировать в виде отдельных параграфов . Иногда заявление о базовой стратегии называют ценностным предложением . Например , ценностным предложением авиалинии Southwest Airlines мог бы быть следующий вариант: « Доставлять пассажиров до места назначения по самым низким ценам, обеспечивая в пути приятную и веселую атмосферу ». Из такого заявления сразу же становится ясно , что сравнительными преимуществами Southwest являются цена и общая позитивная атмосфера на борту самолетов , а не питание , дополнительные услуги или отсутствие промежуточных посадок во время полета. Стратегия на основе соотношения себестоимости и цены ( ценности ) Почти в каждой продуктовой категории существует конкурент , ориентирующийся на цену или « ценность » , вместо ставки на какие - то характеристики продукта или другие его атрибуты , не связанные с ценой . Компания Wal - Mart сделала Сэма Уолтона богатейшим человеком США , а Чарльз Шваб придумал вариант представления банковских услуг через дисконтных брокеров . Во многих реализуемых через супермаркеты продуктовых категориях в настоящее время очень популярны частные марки , а порой ни вообще вышли на первые позиции ( это произошло , например , в категориях замороженных соков , напитков и печенья ). Покупки персональных компьютеров через заказы по почте с намного более низкими ценами выросли в огромный бизнес; в течение какого - то времени компания Packard Bell ( теперь слившаяся с NEC ) стала крупнейшим в США поставщиком персональных компьютеров , во многом благодаря низкой цене своих моделей и применению каналов массовой дистрибьюции. Однако далеко не все продукты могут быть лидерами по низким ценам . Многим фирмам для этого не хватает масштаба бизнеса , капитала или других ресурсов. Для реализации стратегии ценности нужен ряд условий . Во - первых , объем одного производимого или продаваемого продукта или семейства однородных продуктов должен быть достаточно большим. Такое концентрированное производство способствует сокращению затрат , эту задачу компании приходится решать постоянно . Во - вторых , инвестиции должны быть жестко сфокусированными , чтобы повышать эффективность использования оборудования и добиваться увеличения доли рынка . Здесь под эффективностью понимается не только работа производственного оборудования . Компании с самыми низкими издержками уделяют повышенное внимание корпоративным накладным расходам , в том числе связанным с численностью персонала и таким излишествам , как собственные самолеты, дорогие лимузины и роскошные офисы и т.д. И наконец , контролю подвергаются издержки производства продуктов и предоставления услуг , а также расходы на такие виды деятельности , как реклама и стимулирование продаж . Стремясь проводить политику снижения затрат , менеджер по продукту должен сосредоточиться на элементах с высокой себестоимостью. Затраты, связанные с продуктом , могут быть самыми разными , они определяются природой этого продукта . Если говорить о персональном компьютере , то благодаря постоянному снижению цен полупроводниковых элементов , системных плат , мониторов , вентиляторов охлаждения и прочих комплектующих стоимость изделия в сборке заметно снижается . Но на величину затрат на производство стирального порошка серьезное влияние могут оказывать толщина пластиковой упаковки и размер этикетки . Базовая стратегия со ставкой на низкие цены может оказаться , тем не менее , рискованной. Один из видов риска объясняется не только тем , что вкусы потребителей со временем меняются , или тем , что продукт , предлагаемый на рынке в больших количествах , перестает вызывать большой интерес ( например , это произошло с видеоиграми Atari и рядом других производителей , и так продолжалось до наступления эры Nintendo ) . Вторую разновидность риска порождают изменения технологий , из - за чего конку ренты могут добиваться тех же издержек , что и у лидера , или привести к моральному устареванию продукта . Более того , в этом случае конкуренты могут снизить свои издержки намного больше , из - за чего сравнительное преимущество , объяснявшееся ранее низкой себестоимостью , теряется . Одно из преимуществ стратегии , основанной на низкой цене , заключается в том , что в любой продуктовой категории , вероятно , всегда будет возможность реализовать такой вариант , поскольку некоторые сегменты потребителей чувствительны к цене . Но , конечно , ключевой вопрос здесь - насколько велики такие сегменты и сколько конкурентов выберут их своей целью и , следовательно , оправдаются ли инвестиции в эти сегменты, необходимые для того, чтобы стать лидером по затратам.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |