Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

1.2 Межличностные отношения

 

 

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения возникают, всегда при наличии контакта между людьми. Они  могут быть непосредственными и опосредованными. Непосредственные отношения – это эмоциональные отношения, а опосредованные отношения через что-то или кого-то (студенты объединены в группу для совместной учебы, я сотрудничаю с коллегой для обмена опытом).

Опосредованные отношения бывают соподчинёнными - отношения по вертикали (руководитель - подчинённый) и соотнесёнными - отношения по горизонтали (отношения равных по статусу людей). 

Как и любой субъект, включающий множество составляющих, группа имеет определённую структуру, которая может быть официальной и неофициальной. Официальная структура определяется назначениями, выборами и закреплена документально. Неофициальная структура группы определяется непосредственными (эмоциональными) отношениями. Таким образом, официальный лидер – это руководитель, назначенный вышестоящими органами или же официально избранный. Неофициальный лидер – это член группы, обладающим наибольшим уважением, авторитетом в коллективе.

Не всегда эти структуры совпадают.  Главное - чтобы они не противостояли друг против друга, а то в противном случае группа развалится, раздираемая  постоянными войнами группировок.

А.В. Петровский считал, что в группах официальные и неофициальные отношения имеют разное соотношение. В зависимости от преобладания этих отношений А.В. Петровский  выделил следующую иерархию контактных групп:

  а) диффузная группа – межличностные  отношения существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности.

  б) ассоциация – межличностные  отношения опосредствуются личностно-значимым для каждого содержанием групповой деятельности.

  в) корпорация -  межличностные  отношения опосредствуются личностно значимым, но асоциальным содержанием групповой деятельности.

   г) коллектив - межличностные  отношения опосредствуются личностно-значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. (43)

 Отношения непосредственной зависимости единственно возможные в диффузных группах, в других формах групп оказываются оттесненными на второй план взаимоотношениями, имеющий опосредствованный характер.

Важное значение в межличностных  отношениях имеет групповая совместимость. Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.

По мнению Н.Н. Обозова (42), совместимость в группе – такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Совместимость можно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (межличностной). По сути, в случае инструментальной совместимости, речь идет о сработанности, которая связана с успешностью деятельности.

Совместимость в группе не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни совместимости могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.

При оценке совместимости могут быть использованы три подхода:

1.                структурный (оценивается сочетание различных свойств и качеств, либо по типу сходства, либо по типу дополнения);

2.                функциональный (оценивается мера согласованности функций, которые выполняются в группе, команде);

3.                адаптивный (оценивается способность к обучению согласованности в операциях и действиях). (45, 34 с)

 В структуре межличностных отношений наблюдаются такие явления как внушаемость и конформность. Внушаемость (суггестия)  – это некритическое принятие чужого мнения, которое проявляется  в легковерии, в отсутствии своего мнения. Конформность – это внешнее согласие с группой чтобы не выделиться, не конфликтовать с группой, быть как все. Выражение конформности возможно в различных формах:

1.                Первая образно можно назвать «майский жук — Дюймовочка». Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить, под влиянием своих собратьев — майских жуков, которые его уверили, что она некрасива, так как не похожа на жука.

2.                Второй тип можно назвать «защита». В этом случае человек в группе ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.

3.                Третий тип образно называется «новое платье короля». В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет «выделяться» из-за нежелания нарушить единодушие группы.

А.В. Петровский в структуре межличностных отношений в  группе выделяет несколько уровней (страт) в отношениях между членами коллектива:

  1.Первый страт - функционально-ролевые отношения, которые выступают в совместной деятельности, основная функция которых – усвоение норм и способов действий в группе.

  2.Второй страт - эмоционально-оценочные отношения. Их основная  функция – осуществление коррекции поведения личности в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности.

  3. Третий страт - личностно-смысловые отношения – это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного  приобретает для других  личностный смысл.

 Для исследования межличностных отношений используются такие методики как социометрия и референтометрия.

В социальной психологии для исследования межличностных отношений в малых группах широко используется социометрия. Особенно широкую популярность социометрия получила в XX веке после того, как Дж. Морено описал и научно обосновал её.

 Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: 
          В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

Исследователи выделяют следующие разновидности критериев социометрических выборов:

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические, выясняющие степень  осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).

 По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»).

По характеру ответов критерии могут быть предполагающими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для...?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при..?»).

Для полноты исследования группы  предлагается  вариант аутосоциометрии. Аутосоциометрические вопросы (их иногда называют “тестами социальной перцепции”) предлагают респонденту оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы. Аутосоциометрическое направление является весьма перспективным, предоставляет интересные возможности для исследования структуры группы и активно развивается. Широко таким приёмом пользовались отечественные психологи А.И Чернышов (61), Я.Л Коломинский (24).

Вопросы делятся на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее конкретной деятельности) и специфические (для более короткой и конкретной деятельности).

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.

Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально. Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога.

Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Следует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с использованием других критериев, более легких и приемлемых для большинства.

В начале надо инструктировать членов группы, готовя их к доверительной работе.  Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов». 
   Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не надо препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. 
         Возможны три основных способа выбора: 
1) Количество выборов ограничивается 3 - 5; 
2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает); 
3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. 
          После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка.

Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. Социоматрица произвольного вида представляет собой список группы с указанием выборов, сделанных членами группы.

 Анализ социограммы начинается обычно с определения лидеров группы, а затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие аутсайдеров в группе.

    В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

1.                Лидеры;

2.                Предпочитаемые;

3.                Аутсайдеры

    Одним из показателей, полученных по итогам исследования, является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

KB   = 100 х

Количество взаимных выборов

Общее число выборов

Не совсем можно смогласиться с мнением некоторых исследователей, считающих коэффициент взхаимности показателем сплочённости группы. Дело в том, что этот показатель может быть высоким в группе имеющем в своём составе несколько враждебных друг другу группировок. Надо в обязательном порядке выявить корни показателя взаимности, а такжеценностные ор иентации группы.  

 На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе.

Типы социограмм, которыми различные пользуются психологи:

а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:

б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;

в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы. 
  Выборы членов группы отображаются стрелками. Возможны варианты взаимных выборов, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать красные линии.

Одним из способов определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка (выборам, сделанным в ответ на вопрос “в первую очередь” приписывают обычно балл 3, “во вторую очередь” - балл 2, “в третью очередь”- балл 1).

 В итоге по результатам социометрического исследования можно выявить такие особенности внутригрупповых отношений как:

1.                Степень  сплоченности-разобщенности в группе; 

2.                Соотносительный авторитет членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, предпочитаемые, отвергнутые); 

3.                Наличие внутригрупповых группировок во главе с неформальными лидерами;

4.                Гендерные взаимоотношения в группе;

5.                Взаимоотношения между официальными и неофициальными лидерами. 

6.                Характер лидерства - (универсальный, ситуативный).

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия не позволяет

установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы.

 

 

 

 

Рис. 1  Социограмма

 

 

 

 ——> позитивный односторонний выбор, 

<——>  позитивный обоюдный выбор, 

 ------> негативный односторонний выбор,

<------>   негативный обоюдный выбор.

 

   Социометрия используется для изучения эмоциональных, непосредственных отношений, хотя Дж. Морено считал, что с её помощью можно изучить не только непосредственные, но и опосредованные отношения.

 Другой, часто используемой социальными психологами методикой является референтометрия – исследование, целью которого является выявление групп или лиц референтных для данной личности.  Референтная группа – это группа, с которой совпадают ценности идеалы личности.

Референтные, или эталонные группы, которые могут быть как малыми, так и большими, - класс или общественный слой. Понятие “референтная группа” (от английского refer - относиться) в социальной психологии, социологии и психологии означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную и др.) группу, к которой данный индивид относит себя сознательно.

Референтной может быть и условная группа. Впервые это понятие было использовано в американской социальной психологии (30-е годы XX века) в связи с установлением того факта, что члены определенной социальной группы строят подчас свое поведение согласно нормам и ценностям, принятым не в той социальной группе, к которой они реально принадлежат, а в той, к которой себя относят.

 Понятие “референтная группа в социальной психологии употребляется в четырех основных значениях:

1.                Группа, на которую данный индивид ориентируется в своих действиях;

2.                 группа, которая служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения;

3.                группа (категория людей), в которую индивид стремится вступить, стать ее членом, т. е. группа, в деятельности которой данное лицо хочет участвовать;

4.                группа, чьи взгляды и ценности служат своеобразной мерой сравнения, социальной “рамкой соотнесения” индивида, который не является непосредственно ее членом (3; 16 стр.).

Референтометрическое исследование проводится после того, как в группе провели исследование, где члены группы  оценивали бы друг друга (например, социометрию).  Для проведения референтометрии задаётся вопрос: «В чью бы анкету хотели заглянуть (чтобы узнать, как вас оценивают), если бы имели возможность?». Даётся право выбора только одной анкеты. Затем по просьбе испытуемых еще одну анкету, еще одну и т. д. до 4-5 выборов. Эта процедура ограничения одним выбором необходимо для того, чтобы испытуемые к каждому выбору относились, ответственно, считая, что это последний выбор.

Результаты исследования обрабатываются также как и в социометрии, составляя матрицу и социограмму.

У каждой личности одновременно может быть несколько референтных групп (одноклассники, дворовая группа, спортивная секция и т. д.). Главное - чтобы  у этих групп совпадали или были бы близки основные ценности.

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»