Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

2.2 Исследование группы в отечественной психологии.

 

 

К исследованию групп активно с начала ХХ века подключились и различные направления отечественной психологии.

Рефлексология (В.М. Бехтерев) интересовалась проблемами группового влияния на личность и влияния лидера на группу. В.М. Бехтерев исследовал влияние соревнования на эффективность труда, а ток же влияние присутствия  коллектива на утомляемость рабочего.

В 20 – е годы к проблеме коллектива  обращались многие исследователи. Проблемами детских коллективов с позиции рефлексологии, фрейдизма, биологии занимались педагоги А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Е.А. Аркин. Их идеи лидерства развивают А.С. Чернышов, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин.

Разрабатывались проблемы управления коллективом (А.К. Гастев и др.). О разработке коллективной психологии и значении этой отрасли знаний выступал (1921 г.) М. Рудаков.

Идя в ногу с современностью,  педагоги и психологи проводили исследование ударничества (Н.Ф. Добрынин), социалистического соревнования (влияние соцсоревнования на отношения членов группы к другим рабочим цеха и их к бригаде, на взаимоотношения в бригаде и т.д.).

Реактология (Корнилов К. Н., Артемов В.А., М. Феофанов) также занимались теоретизированием о коллективе.

Особый вклад в разработку теории коллектива внесли Н. Крупская и А.С. Макаренко. Они разрабатывали идеи самоорганизации коллектива, о стадии его развития. А.С. Макаренко развивал теорию и практику параллельного воздействия, воплотил идею о роли совместной деятельности в развитии личности и коллектива.

Макаренко развивал теорию и практику параллельного воздействия, воплотил идею о роли совместной деятельности в развитии личности  и  коллектива.

После выделения социальной психологии в самостоятельную отрасль, исследование коллектива стало основной проблемой в психологии.

Исследование коллективизма (М.И. Смирнов) показало, что коллективизм не сводится к товариществу и дружбе и в ней проявляется как многогранное обобщенное качество личности, выражающее отношение человека к людям. Формирование взаимопомощи и взаимной требовательности в коллективе при выполнении совместной деятельности.

Процесс вхождения личности в коллектив сопровождается борьбой различных мотивов.

В 60-е годы была разработана проблема взаимоотношений в коллективе, особенности лидерства и организаторские способности лидеров коллектива.  (А. С. Чернышов, Уманский Л. И).

В 60-70-е годы расширяется круг объектов: школьные, студенческие, научные, производственные, воинские и другие коллективы.

Исследование коллективизма (М.И. Смирнов) показало, что коллективизм не сводится к товариществу и дружбе и в ней проявляется как многогранное обобщенное качество личности, выражающее отношение человека к людям.

В 60-е годы была разработана проблема взаимоотношений в коллективе, особенности лидерства и организаторские способности лидеров коллектива, расширяется круг объектов: школьные, студенческие, научные, производственные, воинские и другие коллективы.

В 70-е годы В.А.Петровский выдвинул стратометрическую теорию межличностных отношений в группе. По его мнению взаимоотношения в группе   по устойчивости и их действенности имеют разные уровни (страты).  А. В Петровский выделил следующие страты  межличностных отношений в группе:

1.                Эмоциональная привлекательность индивидов, ориентирующая социометрические выборы, групповую совместимость ит.д.

2.                Преобладание феноменов коллективистического самоопределения личности, сплочённость.

3.                 Групповые характеристики, определяемые основными функциями коллектива: мотивы, цели, работоспособность  и др.

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»