К исследованию групп активно с начала ХХ века подключились и различные направления отечественной психологии.
Рефлексология (В.М. Бехтерев) интересовалась проблемами группового влияния на личность и влияния лидера на группу. В.М. Бехтерев исследовал влияние соревнования на эффективность труда, а ток же влияние присутствия коллектива на утомляемость рабочего.
В 20 – е годы к проблеме коллектива обращались многие исследователи. Проблемами детских коллективов с позиции рефлексологии, фрейдизма, биологии занимались педагоги А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Е.А. Аркин. Их идеи лидерства развивают А.С. Чернышов, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин.
Разрабатывались проблемы управления коллективом (А.К. Гастев и др.). О разработке коллективной психологии и значении этой отрасли знаний выступал (1921 г.) М. Рудаков.
Идя в ногу с современностью, педагоги и психологи проводили исследование ударничества (Н.Ф. Добрынин), социалистического соревнования (влияние соцсоревнования на отношения членов группы к другим рабочим цеха и их к бригаде, на взаимоотношения в бригаде и т.д.).
Реактология (Корнилов К. Н., Артемов В.А., М. Феофанов) также занимались теоретизированием о коллективе.
Особый вклад в разработку теории коллектива внесли Н. Крупская и А.С. Макаренко. Они разрабатывали идеи самоорганизации коллектива, о стадии его развития. А.С. Макаренко развивал теорию и практику параллельного воздействия, воплотил идею о роли совместной деятельности в развитии личности и коллектива.
Макаренко развивал теорию и практику параллельного воздействия, воплотил идею о роли совместной деятельности в развитии личности и коллектива.
После выделения социальной психологии в самостоятельную отрасль, исследование коллектива стало основной проблемой в психологии.
Исследование коллективизма (М.И. Смирнов) показало, что коллективизм не сводится к товариществу и дружбе и в ней проявляется как многогранное обобщенное качество личности, выражающее отношение человека к людям. Формирование взаимопомощи и взаимной требовательности в коллективе при выполнении совместной деятельности.
Процесс вхождения личности в коллектив сопровождается борьбой различных мотивов.
В 60-е годы была разработана проблема взаимоотношений в коллективе, особенности лидерства и организаторские способности лидеров коллектива. (А. С. Чернышов, Уманский Л. И).
В 60-70-е годы расширяется круг объектов: школьные, студенческие, научные, производственные, воинские и другие коллективы.
Исследование коллективизма (М.И. Смирнов) показало, что коллективизм не сводится к товариществу и дружбе и в ней проявляется как многогранное обобщенное качество личности, выражающее отношение человека к людям.
В 60-е годы была разработана проблема взаимоотношений в коллективе, особенности лидерства и организаторские способности лидеров коллектива, расширяется круг объектов: школьные, студенческие, научные, производственные, воинские и другие коллективы.
В 70-е годы В.А.Петровский выдвинул стратометрическую теорию межличностных отношений в группе. По его мнению взаимоотношения в группе по устойчивости и их действенности имеют разные уровни (страты). А. В Петровский выделил следующие страты межличностных отношений в группе:
1. Эмоциональная привлекательность индивидов, ориентирующая социометрические выборы, групповую совместимость ит.д.
2. Преобладание феноменов коллективистического самоопределения личности, сплочённость.
3. Групповые характеристики, определяемые основными функциями коллектива: мотивы, цели, работоспособность и др.