В общей системе взаимоотношений коллектива исследователи выделяют две подсистемы:
1. отношения по вертикали
2. отношения по горизонтали
Благоприятное развитие отношений по вертикали способствует развитию дружбы и сплоченности, развитию деловых коллективистических отношений взаимной ответственности, требовательности, сотрудничества, взаимопомощи.
При неблагоприятном характере отношений по вертикали усиливаются неофициальные внепроизводственные отношения по горизонтали с членами того же коллектива. Возникает риск формирования разнонаправленных группировок, разлагающий коллектив.
Психологи выделяют характеристики руководителя, оказывающие влияние на формирование его отношений как с коллективом в целом, так и с отдельными его членами:
1. Тип установки руководителя по отношению к подчиненным.
2. Качества личности руководителя, в которых проявляется его отношение к подчиненным.
3. Стиль руководства.
4. Уровень психологической подготовленности руководителя к работе с коллективом.
При доминировании личных избирательных отношений, деловые качественные отношения перестают носить общегрупповой характер, начинают зависеть от личных симпатий и антипатий. В таком коллективе активно развиваются отношения псевдоколлективистического типа (ты мне, я тебе).
Необходимо работать над формированием в коллективе атмосферы взаимной требовательности, взаимной ответственности, сотрудничества, взаимопомощи и соревнования, что соответствует идеей А.С. Макаренко о параллельном воздействии.
Социально – психологический климат – это всегда отраженное, субъективное образование объективной жизнедеятельности коллектива (Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).(33)
Предметно-вещевая сфера деятельности является важным фактором микросферы коллектива, влияющей на социально – психологический климат.
Но не менее важными являются групповые процессы, происходящие в коллективе. По мнению Л.И. Уманского (62) к ним относятся характер официальных связей между членами коллектива, которые выступают в следующих формах:
1. Совместно - индивидуальная деятельность (выполнение каждым своей части общего задания).
2. Совместно – последовательная деятельность (выполнение деятельности последовательно каждым членом коллектива).
3. Совместно – взаимодействующая (непосредственно и одновременно выполняют все).
Позитивное проявление сплоченности коллектива, отношения его членов к труду, социальный контроль растет по мере перехода от первой модели совместной деятельности к третьей.
На социально – психологический климат оказывают воздействие и неофициальные отношения: наличие друзей в данном коллективе, отсутствие враждебных группировок.
Немаловажную роль в социально – психологическом климате играют индивидуальные психические особенности каждого из его членов.