Группа и личность в социальной структуре общества выступают как самостоятельные субъекты тех или иных социальных действий. Поэтому можно рассматривать и анализировать их взаимодействие друг другом, также взаимоотношения, складывающиеся между личностью и группой. Эти взаимодействия и взаимоотношения можно представить по аналогии с взаимодействиями и взаимоотношениями других социальных субъектов, например, отдельных личностей или отдельных социальных групп
Деятельность личности в группе представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением, и этот обоюдный процесс может быть полезным для сторон.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин «социальная психология» так обозначен Л.С. Выготским: «Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека». «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным пониманием. Он говорил: «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы».
В модели взаимодействия человека и организационного окружения, о которой говорит К. Рудестам, поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия человека с организационным окружением.
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов.
Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные) Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным). Руководители склонны ценить первые правила, сотрудники - вторые. А как должно быть? Обе крайние позиции неверны.
В процессе взаимодействия личности и группы возникают особого рода феномены, в частности: эффекты социальной фасилитации или ингибиции; деиндивидуализащия личности; коллективизация мышления; предубеждения и предрассудки; конформизм; групповая поляризация и др.
Эффект социальной фасилитации — явление, в соответствии с которым в присутствии других людей активность человека повышается, и он лучше справляется с заданием в сравнении с ситуацией, когда он находится один.
Эффектом социальной ингибиции называется явление, которое выражается в торможении активности человека в присутствии других людей.
По своей сути эти явления противоположны друг другу, но, тем не менее, могут в одинаковой степени проявляться у людей.
Выделены и описаны шесть различных ситуаций присутствия других людей и, соответственно, оказания психологического влияния на человека.
1. Человек находится совершенно один. Он полностью уверен в том, что то, чем он сейчас занимается, никогда и ни при каких условиях не станет известно другим людям (отсутствие эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
2. Человек находится один, и в данный момент времени рядом с ним никого нет. Но он сам полностью не уверен в том, что то, чем он сейчас занимается, не станет когда-либо известно другим людям (ситуация очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
З. Человек находится в окружении незнакомых ему людей, которые на него не обращают никакого внимания (ситуация слабого присутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
4. Человек находится в окружении знакомых людей, которые обращают на него внимание, но не оценивают его, и сам человек от этих людей практически не зависит (ситуация среднего проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
5. Человек окружен людьми, которые оценивают его, и от предлагаемых ими оценок в какой-то мере зависит судьба данного человека (ситуация заметного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
6. Человек что-то делает публично, в окружении людей, от которых он полностью зависит, и эти люди оценивают его и определяют его дальнейшую судьбу (ситуация очень сильного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
В процессе взаимодействия людей в группе формируются определенные ситуации, такие как коллективизация мышления и феномен групповой поляризации. Коллективизации мышления проявляется в том, что члены некоторой социальной группы, стремясь добиться группового согласия, сохранить групповую сплоченность, сознательно выбирают такие решения, которых придерживаются все или большинство членов данной группы. В случае коллективизации мышления люди не обращают внимания на правильность или объективность решения, так как главное для них - во что бы то ни стало прийти к общему согласию, и сделать это как можно быстрее.
С явлением коллективизации мышления, с процессом его возникновения и сохранения связана следующая типичная симптоматика:
1) иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм;
2) безусловная вера в моральную справедливость принимаемых решений;
З) рационализация;
4) стереотипизация;
5) конформизм;
6) самоцензура;
7) иллюзия единомыслия;
8) групповая психологическая самозащита.
Для группового единомыслия (коллективизации мышления), кроме того, характерно следующее:
- снижение общего (группового) интеллекта, то есть среднего уровня разумности принимаемых группой решений по сравнению с теми решениями, которые способны принять отдельные, наиболее интеллектуально развитые члены группы;
- наличие образа врага» группы и стереотипных, в основном негативных, взглядов на него;
- давление со стороны большинства, принуждающее отдельных членов группы вести себя конформно;
- внешний контроль мышления других членов группы, побуждающий их одинаково думать.
Коллективизация мышления нередко приводит к принятию и реализации ущербных решений. Этот феномен обычно сопровождается следующими типичными недостатками в принятии групповых решений:
а) при обсуждении в группе различных проблем не рассматриваются все возможные, альтернативные их решения, принимается и главным образом обсуждается только то решение, которое предлагает лидер;
б) возражения отдельных членов группы против предлагаемого единого группового решения большинством членов группы не принимаются во внимание;
в) принимаемое группой решение не анализируется и не оценивается с точки зрения его возможных недостатков;
г) информация, связанная с принимаемым решением, представляется и рассматривается односторонне и предвзято;
д) заранее не разрабатывается план действий на тот случай, если принятое групповое решение окажется неудачным или его не удастся выполнить.
Феномен коллективизации мышления нередко наблюдается в обществах и социальных группах, основанных на авторитарной системе, а также в группах людей, наделенных при данной системе реальной властью, особенно если эти люди не были избраны с помощью процедуры свободных выборов, зависимы от власти или назначены ею.
Ученые, изучавшие феномен коллективизации мышления, исследовали и обсуждали также вопрос о том, как предотвратить данное нежелательное явление. Они пришли к следующим выводам, которые касаются действий, препятствующих возникновению коллективизации мышления, и его отрицательных социально-психологических последствий.
Феномен группового давления - (конформизма) - фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление конфликта в пользу группы. Различают давление внешнее (публичное) и внутреннее (личное):
Первое представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц.
Второе - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. Внутреннее давление сопровождается внешним, которое, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами.
Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) - стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
В человеческих взаимоотношениях важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У. Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние. В этом психологически правдивом высказывании очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.
Психология выделяет множество истоков восприятия людьми друг друга. Одним из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности, которая представляет собой представление человека о взаимосвязях черты характера, внешний облики поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще.
Следующим фактом, влияющим на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола, через который в дальнейшем воспринимается поведение другого.
Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления).
Положительное воздействие группы на индивида:
- группа как источник культуры для индивида;
- передача позитивных социальных норм и ценностных ориентации;
- освоение индивидом в группе коммуникативных умений и навыков;
- получение информации человеком в группе, которая позволяет ему правильно воспринимать и оценивать себя;
- обеспечение группой индивида положительными эмоциональными подкреплениями, необходимыми для его развития;
- предоставление в группе человеку возможности приобщения к знаниям, накопленным людьми;
- обучение на основе наблюдения за членами группы и подражания им;
- освоение человеком социального опыта через общение с участниками различных социальных групп
- группа - основной источник речевого развития индивида;
- положительная роль высокоразвитой группы в становлении личности.
Отрицательное влияние группы на личность:
-деиндивидуализация (обезличивание) как основное отрицательное следствие воздействия большой социальной группы на личность. Эксперимент С. Милгрэма
- попадание в ловушку;
- этикет ситуации;
-авторитет и прикрывающая сверху идеология.
При выполнении любой работы присутствуют и единые правила, и человеческие отношения. Иногда неформальные группы имеют некоторые отклонения: круговая порука, преступный сговор и злоупотребления. Неофициальные контакты между совместно работающими людьми естественны и неизбежны. Формальные и неформальные отношения тесно переплетены. От того, насколько это понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический климат в любом трудовом коллективе. Уровень управленческой культуры включает не только умение рационально организовывать работу, но и культуру межличностного общения. Обезличенность отношений с подчиненными является показателем «психологической глухоты» руководителя.
Итак, психологический климат в коллективе определяют следующие факторы:
1. Тип межличностных отношений - соотношение демократизма или авторитарности. Тип отношений определяет и стиль отношений в группе - от максимально близких до предельно обезличенных, формальных.
2. Личностные особенности воспринимающего. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эффектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения.
К таким эффектам в частности относится эффект ореола - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный ореол - положительную или отрицательную установку на человека. А при дальнейшем общении происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, отвергается как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что с ним согласуется, - подкрепляет первое впечатление.
Преодолеть предвзятость и стереотипы в отношениях к людям непросто. А.А. Бодалев, автор книги «Восприятие человека человеком», осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был запечатлен на снимке. В одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а в другой предупредили, что они увидят изображение преступника. Выяснилось, что многие испытуемые находятся во власти установки (А.А. Бодалев).
Другой ошибкой восприятия другого человека является «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.
Способность понимать состояние другого человека иногда связывают с так называемой эмпатией. Эмпатия - это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психолога К. Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто" (К. Роджерс 55).
Восприятие другого человека всегда связано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Эти отношения определяют положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений.
В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится только к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить совместно, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом. Любое взаимодействие людей начинается с распределения функций, что является основой существования группы как единого целого.
Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является носителем отношений, ценностей группы, в которую она входит.
Воздействия группы на человека имеют очень много проявлений. Под общественным влиянием происходит изменение восприятия, мотивации, сферы внимания и др. В группе человек получает определенный относительный «вес».
Группа помогает индивиду обрести новое видение своего «Я». Находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, осмысливая проблему в одиночку. В группе человек гораздо в большей мере склонен рисковать, чем в ситуации, когда он действует один.
Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Одним из показателей отношений в группе является самочувствие личности в группе. Самочувствие личности в группе это общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее преобладает в результате пребывания в данной группе. В отношении самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат.
Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.
Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние, прежде всего, выступает в форме эмоционального и морального настроя.
Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ снятия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.
Имеется несколько рациональных путей снятия предубежденности в групповых отношениях:
1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу.
2. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения.
3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.
4. Обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей, мнением которых он дорожит, к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения.
Изучение межличностных отношений всегда сложно. Связано это с тем, что, с одной стороны их познание сложно, с другой стороны - область науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла сравнительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.
«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отклонений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.