Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

3.2 Социальные ожидания в группе

 

 

Группа в ходе своей жизнедеятельности вырабатывает определенные нормы поведения и в дальнейшем они выступают как социальные ожидания (экспектации) по отношению к поведению членов данной группы.

Социальные ожидания – это выполнение тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников актов социального взаимодействия (М.Л. Гомелаури).

Личность усваивает социальные ожидания группы и поступает в соответствии с этими ожиданиями. Примером такого поведения является то, что Коля С. не украл овощи из школьных грядок, как об этом просили ровесники во дворе потому, что эти овощи вырастил он вместе со своим классом. Если же он их украл, то подвел бы свой классный коллектив в школьном соревновании по урожаю (из наблюдений М.Л. Гомелаури -  14).

С подросткового возраста социальные ожидания начинают преобладать над личными потребностями.

Социальные ожидания является одной из базовых компонентов существования группы, так как без единых установок, требований к содержательной стороне норм и ценностей невозможно взаимодействие.

   Социальные ожидания  для личности проявляются как мотивационные детерминанты поведения. Отсюда народная мудрость  – «С кем поведешься – от того и наберешься»

Личность формируется в общественных отношениях. Важнейшими отношениями личности являются отношения с ближайшей социальной средой и чем шире и богаче этот круг отношений, тем богаче ее собственный духовный мир - «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» (К.Маркс и Ф.Энгельс.).

Межличностные отношения в любой группе, в том числе и в коллективе, образуют сложную структуру. Понимание ее представляет важную задачу для воспитателя и руководителя коллектива, которым необходимо знать эти связи, чтобы осуществлять управление.

Система групповых ожиданий - совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах ценностях. (1- стр. 58.).

В результате коллективного и индивидуального опыта, на основе ценностей, принятых в обществе, члены группы создают определенные нормы и этим же нормам подчиняются. Нормы становятся правилами поведения и воспринимаются членами группы как требования данной группы. Именно эти нормы и определяют характер социальных ожиданий экспектаций  данной социальной группы.

          «Под понятием социального ожидания подразумевается ожидание выполнения тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников актов социального взаимодействия» пишет М. Л. Гомелаури (14; 67стр.)

Формируется целая система социальных ожиданий, которые индивид приписывает группе и которые тем самым приобретают мотивационное значение в межличностных контактах и становятся одним из звеньев всей ценностно-ориентационной системы индивида.  Эти ожидания связаны с нормами и требованиями, которые усваивают индивиды как члены группы, в группах разной направленности эти ожидания могут оказаться различными. 

В дальнейшем личность поступает в соответствии с экспектациями своей группы (ученик, не выполнивший требования дворовой группы - по М. Л. Гомелаури).

В исследованиях М. Л. Гомелаури показано, что начиная с подросткового возраста социальные ожидания группы в случае, если они оказываются противопоставленными личным потребностям, могут тормозить реализацию личных потребностей.

До переходного возраста удовлетворение личных потребностей происходит сравнительно беспрепятственно, осуществляется без конфликта, не обнаруживает выраженной зависимости от социальных ожиданий. Удельный вес социальных ожиданий группы среди других мотивов увеличивается с возрастом. В экспериментах М. Л. Гомелаури ученикам IV - VII классов сообщали, что школа посылает в Москву на ВДНХ группу учащихся из ребят всех классов, причем посланным будет тот из числа намеченных и выдвинутых всем классом кандидатов, у которого в результате соревнования окажется наилучший показатель по вниманию.

Каждый ученик подавал записку с фамилией одноклассника, выдвигаемого им в качестве кандидата. После этого экспериментатор называл 15 любых фамилий учеников, якобы получивших наибольшее число голосов, затем давал им текст на внимание. Из этих 15 человек выбирал произвольно 10 учеников с якобы хорошим вниманием. Затем экспериментатор индивидуально разъяснял каждому сложившуюся ситуацию следующим образом: большинство учеников выдвигают в кандидаты для поездки на ВДНХ не его, а другого, но результаты теста на внимание у него лучше, чем у кандидата класса. Дальнейшее зависит от него - он может уступить товарищу, которого выдвигает класс, или не уступать - и тогда поедет сам.

          В IV - V классах большинство ребят сравнительно легко решали задачу в свою пользу, не переживая никакого конфликта. В четвертых классах из 70 учеников 67 не уступили «избраннику» класса, в пятых классах из того же количества — 43, но уже 17 из них приняли решение, пережив очевидный конфликт между ожиданиями класса и собственным желанием. В седьмых классах  из  70  учащихся  только  18 решили проблему в свою пользу,  причем 12 из них сделали это со значительным трудом, переживая явно дискомфортное конфликтное состояние. Результаты эксперимента показали, что противопоставление потребностей и социальных ожиданий группы уже в подростковом возрасте образует конфликтную ситуацию — происходит задержка удовлетворения потребности, и барьером в данном случае выступают социальные ожидания группы.

          В исследованиях М. Л. Гомелаури, Я. Л. Коломинского, Т. Е. Копчиковой, В. Б. Ольшанского и других было выявлено, что социальные ожидания малых групп являются факторами принятия социальных ролей, базой существования групп, их коммуникаций и активного взаимодействия индивидов. Экспериментально выявлено, что в процессе активного взаимодействия личности с обществом (через группы) социальные ожидания проявляются как мотивационные детерминанты поведения.

Другой исследователь В.А. Балцевич (по 18) утверждает, что формирование социальных ожиданий основано на коллективном опыте: они распространяются и подкрепляются посредством коммуникации и взаимодействия, причём в определённых случаях могут получить распространение и не соответствующие реальности социальные ожидания. Являясь продуктом отражения социальной реальности, социальные ожидания в то же время выступают как предпосылка её изменения, т.к. они образуют некоторую систему соотнесения, стандарт для сравнения.

Зная ценностные ориентации и установки группы, можно предвидеть  реакции личности в определенных ситуациях, когда ей придется столкнуться с групповым нормами и требованиями.

          Личность в повседневном взаимодействии сообразует свои поступки и высказывания с ценностями и ожиданиями коллектива, которому он принадлежит, коллектив одобряет и поощряет. Если же поведение индивида противоречит социальным ожиданиям, это может навлечь соответствующие санкции.

          Социальные ожидания носят неформальный и не всегда осознаваемый характер, хотя они отражают степень обязательности, необходимости для группы предписываемой формы поведения, отношений, без которых группа  не может успешно функционировать.    

Основные функции социальных ожиданий  состоят в упорядочении взаимодействий, повышении надежности системы социальных связей, согласованности действий и отношений между членами группы, общества, в повышении эффективности процессов адаптации и оценивания.

Наиболее распространённые, устойчивые социальные ожидания складываются в социальные нормы. Возникнув на основе социальных ожиданий, нормы оказывают на них обратное влияние: индивид не пассивно ожидает, но требует от партнёра определённых действий (В.А. Балцевич).

Важное значение для формирования и закрепление социальных ожиданий  имеют различные  формы массового воздействия.

Личность сама созидает свои отношения и в этом смысле она не является зеркальным отражением социальных отношений, а сама является активным созидателем их.

Главная задача дня стоящая перед социальной средой – это формирование социально активной личности, с соответствующей жизненной позицией.

Личность принимает нормы, характер отношений определенного коллектива и «только в коллективе личность обретает подлинную свободу, возможность развития своих способностей» (М и Э).

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»