Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20-30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась.
Социальные психологи выделяют следующие виды групп: условные и реальные, большие и малые.
Большая группа – это общество в целом (россияне, американцы), или слой общества (класс, нация, народность и т.д.).
Малая группа – это группа лиц, имеющих непосредственный контакт между собой и связанных отношениями.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, личных отношениях, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Исследователи выделяют разнообразные свойства и признаки малой группы. Так, А.И. Донцов выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе:
1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны. (по 29; 21 с.).
Условная группа – это группа людей, мысленно объединённая исследователем по определённому признаку (пол, возраст, профессия, национальность, цвет волос и т. д.). Физически такой группы нет, так как такая группа мысленно объединена исследователем. И люди, составляющие такую группу, могут быть разбросаны по всей стране и даже по всему миру (мужчины - женщины, Высокие - низкие и т. д.)
Реальная группа – это группа связанная общим временем и пространством. Учителя – условная группа, а учителя школы №5 города Махачкала это реальная группы
Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:
Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.
Индивиды одновременно могут быть членами нескольких групп (семья, трудовой коллектив, спортивная команда и т.д.). Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов, а в других группах можно быть заочным участником. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии).
В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размерам.
Если личность ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Референтная группа может выступать лишь и как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.
Исследователи выделяют общие качества группы:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие как:
1. направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
2. организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
3. эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы;
4. интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
5. волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Большие группы изучены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (стихийно возникшие группы), другие же, подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы, протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатый набор методик изучения малых групп часто контрастирует со скудостью подобных методик для исследования психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается сомнение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Но социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп не может претендовать на успех.
По утверждению Дилигенского Г.Г., «рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема». «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок».
Вслед за Дилигенским Г.Г. можно утверждать, что социально-психоло-гический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида. (По 2).
Отечественные психологи выделяют коллектив как особую группу и дают следующее определение коллективу:
Коллектив – это группа людей, являющейся частью общества, объединённая общими целями совместной деятельности, подчинённой целям общества.
Многие исследователи, изучающие коллектив, наделяют его различными признаками: организованность, наличие общей цели, общее руководство, сплочённость. Но такими признаками обладают и преступные группы. Есть признак коллектива, с которым все согласны – это наличие общественно значимой цели.
Коллектив – открытая система: во-первых, он открыт для принятия новых членов в свои ряды, во-вторых, он всегда является частью другого, более широкого коллектива (студенческая группа-часть коллектива курса, коллектив курса - часть коллектива факультета, который является частью университетского коллектива и т. д. до общества в целом, частью которого является студенчество). В силу этого ещё А.С. Макаренко выделял два типа коллектива: первичный и вторичный коллектив, в который входит первичный.
Первичный коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую задачу.
В своём развитии коллектив проходит ряд стадий:
1. Стадия авторитарных требований, когда еще коллектива нет. Правильного поведения требует представитель первичного коллектива, он также является организатором совместной деятельности. На этой стадии представитель вторичного коллектива привносит в первичный коллектив традиции и социальные нормы вторичного.
2. Вместе с руководителем правильного поведения требует и активисты коллектива. Чаше всего на этой стадии на передовые позиции выдвигаются наиболее активные, честолюбивые члены коллектива, жаждущие получить власть. В такой ситуации представителю вторичного коллектива надо быть внимательным, чтобы они «не зарывались» и не вовлекли коллектив в другое русло, нежели этого требует совместное дело, для которого они объединились.
3. Н третьей стадии правильного поведения от каждого требует весь коллектив. На этом этапе становления коллектива его члены глубоко задумаются прежде, чем совершить поступок. Во-первых, трудно противостоять всему коллективу. Во-вторых, раз все говорят одно, то здесь что-то есть
4. На четвёртой стадии каждый член коллектива предъявляет требования к себе и ведёт себя в соответствии со сложившимися в коллективе нормами и традициями даже будучи вне группы.
Таким образом, требования, бывшие внешними для членов группы на начальном этапе её развития, на данном этапе становятся мотивами социального поведения каждого члена группы.
В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация – создание условий для облегчения эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Так, например, обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное.
Другим явлением совместной жизни людей является социальная ингибиция означающее, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.
Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.