Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

4.4 Власть и этика руководителя. Авторитет.

 

 

В ряду личностных качеств, под влиянием которых формируется стиль руководства, следует назвать, прежде всего, ценностные ориентации, идеалы и убеждения. Они способствуют выработке самых общих представлений о роли руководителя, о значении его деятельности, о формировании отношений с подчиненными. В частности, от ценностных ориентации зависит представление руководителя об его непосредственных подчиненных, о наборе их личностных качеств и свойств.

Рядом исследований установлено, что некоторые руководители слабо представляют значение личности человека в организации. Это особенно хорошо видно по организации в коллективе системы стимулов. Руководители, применяющие преимущественно экономические стимулы, обычно видят человека только как субъекта с простыми экономическими потребностями, чаще всего с материальными.

Руководители, применяющие в основном только административные стимулы, видят в человеке только свойства связанные с определенным состоянием, например, состоянием страха, тревожности в ожидании  наказания. Такие руководители считают, что эти состояния способствуют нормальному отношению к труду.

  Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Явление авторитета во многом зависит от личных качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения - все это выделяет человека среди других людей в коллективе. Авторитетный человек занимает высокое положение в межличностных отношениях, в коллективе к нему прислушиваются, обращаются за советом, считаются с его мнением, согласны принять его точку зрения. Не только личные качества лежат в основе этого явления, но и мнение коллектива, его ценности, особенности его деятельности способствуют формированию авторитета личности, но возможен и другой когда, наоборот, благодаря мнению коллектива авторитет личности может быть низвергнут. 

Требовательность и попустительство имеют важное значение в глазах коллектива. Требовательность руководителя в соответствии с производственной необходимостью, справедливостью и открытостью  дисциплинирует коллектив. Такой руководитель пользуется авторитетом, его уважают. Если же  руководитель нарушает принцип справедливости, «назначает» любимчиков, то это приводит к разложению коллектива на группировки, сплетням. Слишком мягкий руководитель также не пользуется авторитетом у подчиненных.

Руководитель, кроме личностных качеств должен обладать так же суггестивными и контрсуггестивными качествами среди подчиненных. Иными словами он должен уметь внушать подчиненным определенные мысли без излишнего многословия и противостоять внушениям со стороны коллектива или ее части.

Восприятие руководителя и  его распоряжений зависят от методов передачи распоряжений.  При передаче распоряжений необходимо мобилизовать инициативу подчиненного, вызвать у него нужные эмоции. Одним из основных средств влияния руководителя на активность личности является оценка, она особенно значима, если выносится публично или от имени коллектива. Оценка вызывает соответствующие ей эмоции: радость, ликование, гордость или печаль, тоску, огорчение, злобу, ненависть, страх и т.д.  Оценка работника со стороны руководителя затрагивает и весь коллектив. Дело в том, что коллектив также оценивает своего работника, и при несовпадении этих оценок возникает возбужденное состояние, коллектив требует объяснений.

Для добросовестных и компетентных людей лучшей формой передачи распоряжения служит товарищеская просьба (поменьше власти).  Но человек должен понимать категоричность этой просьбы. Имеются несколько приемов передачи распоряжения в зависимости отличности подчиненного и его отношений с руководителем:

  а) Совет старшего товарища.

  б) Совет начальника.

  в) Обязательное указание.

  г) Приказ.

При хроническом отсутствии психологического контакта  дело может дойти до прямого (но скрытого) саботажа распоряжений руководителя.

Необходимо учитывать особенности не только у подчиненных, но и руководителю надо учитывать и свои особенности.

Передача управленческой информации может вызвать у подчиненного стресс. Стресс лежит в основе самых смертоносных в наше время заболеваний – стенокардии, атеросклероза, инфаркта, инсульта и т.д.

  

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»