Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

6.3 Характеристика коллективистических отношений в старшем школьном возрасте

 

 

Статус современного старшеклассника  в  школе  неоднозначен.  С  одной стороны,   положение   старшего   накладывает   на   юношу    дополнительную ответственность, перед ним ставятся более  сложные  задачи,  с  него  больше спрашивают, его ставят в пример младшим. С  другой  стороны,  по  своим  правам  он  целиком  зависит  от учителей  школьной администрации и родителей.

Для старшеклассника, так же как и для подростка, важно быть принятым, заслужить одобрение, иметь престиж среди сверстников. Популярность старшеклассников основывается на групповых ценностях и уровне развития ученического коллектива. Такими ценностями могут быть и педагогически нежелательные качества ученика, агрессивность. Низкий статус в группе часто коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности.

Круг общения старшеклассников отмечается, как расширением его сферы, так и углублением взаимоотношений (И. С. Кон, В. О. Лосенков). Растет количество референтных  групп старшеклассника - класс, спортивная команда, компания друзей по месту жительства группы по интересам. Требования этих групп разнонаправленные и противоречивые, что нередко юношу перед необходимостью выбора. По составу эти группы смешанные по возрасту и социальному статусу их участников. В некоторых случаях такие группы совершают противоправные действия и даже носят криминальный характер, как это происходило в1970-1980 годы в Казани, а в дальнейшем в Люберцах и в Солнцево.

В неформальных объединениях существенно другая структура, чем в школьном классе. Учащиеся, непопулярные среди одноклассников, могут занимать здесь высокий статус и наоборот. Часто неформальные юношеские объединения являются закрытыми образованиями, которые хранят втайне от близких взрослых свою жизнь со своими нормами и ценностями.

Юношеская дружба более устойчивая и глубокая, чем подростковая. Она требует от друзей глубоко доверчивых отношений, эмоционального тепла, открытости, преданности, взаимопонимания.

В этом возрасте появляется потребность в любви - сначала у девочек, - духовность которой берет начало в дружбе и любви к близким. Возникают серьезные увлечения, многие начинает половую жизнь.  Любовь в этом возрасте окутано мечтами и романтикой, мало ориентировано на реальные личностные черты друг друга. Очень часто молодые люди путают понятие «любовь» и    « влечение», и совершают опрометчивые поступки.

Важное изменение самосознания старшеклассника связано, во-первых, изменениями внешности, появлением новых  переживаний (кризис идентичности), а во-вторых, с перспективами жизненного самоопределения и выбором профессии (Г К Радчук).

Главным новообразованием юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми: с родителями, бабушками и дедушками, друзьями и близкими людьми. С одной стороны, в старшем школьном возрасте юноши и девушки нуждаются в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, а с другой стороны они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными со взрослыми в правах. (Попова И. М.)

Во взаимоотношениях с родителями сохраняется стремление старшеклассников к равенству и автономии, которое проявляется на следующих уровнях (по И. С. Кон):

а) поведенческом - принятие самостоятельных решений по лично важных вопросов (выбор друзей, проведения досуга, подбор одежды);

б) эмоциональном - наличие собственных предпочтений, независимых от родителей;

 в) моральном и ценностном - наличие собственных взглядов и оценок

Морально-ценностная автономия демонстрируется, как правило, во внешних аспектах: следование моде, экстравагантное поведение, способы проведения досуга. В принципиальных же вопросах дальнейшего жизненного самоопределения, например выбор профессии, старшеклассники большей степени полагаются на мнение родителей.

Трудности социализации в семье возникают в связи с тем, что современные юноши и девушки заметно отдалились от взрослых: из-за высокой занятости взрослых уменьшилось число контактов детей с родителями, в результате чего юноши и девушки стали сильно зависимы от воздействия массовой культуры и интернета. Выходит, что современная молодежь развивается стихийно и сама по себе. Если они наталкиваются на сопротивление родителей, то это часто приводит к конфликтам. Не найдя поддержки в семье, молодые люди ищут признания среди сверстников.

В старшем школьном возрасте юноши и девушки активно начинают общаться с бабушками и дедушками (А. А. Реана, 2003). Умудренные жизнью бабушки и дедушки имеют особое значение, они нужны им в качестве собеседника и слушателя. Бабушки и дедушки обычно только слушают без комментариев, ничего не оценивают, и тогда в своем монологе старшеклассники уясняют, чего они не понимали или что не так делали. При таком доверительном, безопасном общении юноша или девушка сможет и в глупости или даже в каком-то неприглядном поступке признаться, поскольку знает, что здесь его абсолютно поймут (Маценова Е. Б.,2001).

В процессе взаимодействия c друзьями, юноши и девушки учатся рефлексии на себя и сверстника. Общение сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Наряду с дружескими потасовками и борьбой юноши так же, как и девушки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. (Мухина В. С., 2000)

 Напряженная потребность в общении превращается у многих в стадное чувство: они не могут не только  дня,  но  часа  пробыть вне своей компании. Особенно  сильно проявляется  такая потребность у юношей.  Отстаивая свою независимость  от  старших,  они  зачастую  некритически  относятся  к  мнениям  собственной  группы  и  ее лидеров.

Юношеские  группы  удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное  общение  это не только способ проведения досуга, но и средство  самовыражения,  установления новых контактов, из  которых выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское  общение  поначалу  неизбежно экстенсивно, требует  частой  смены  ситуаций  и  довольно  широкого  круга участников.

 Юношеская дружба по своей природе полифонична, и этим в первую очередь объясняется многообразие ее форм, простирающегося от простого времяпровождения до глубочайшего самораскрытия. Дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью, реальная  или  подразумеваемая  близость для нее важнее, чем общность предметных интересов.

 Психологическая ценность юношеской дружбы определяется  тем,  что  она является  одновременно  школой  самораскрытия  и  школой  понимания  другого человека. Очень интересно поэтому, какой тип alter ego выбирают старшеклассники.  Юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со  взрослым для них желанна, хотя потребность в дружбе со сверстниками еще  сильнее.  От друга старшеклассник ждет  оценок  не  только близких к собственной самооценке, но и более высоких, чем они.  Таким образом, дружба выполняет функцию  поддержания  самоуважения личности.

 Дружба  иногда  выступает  и  как  своеобразная  форма   психотерапии, позволяя  молодым  людям выразить  переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности,  связанные с преувеличением  собственной  уникальности,  юноше иногда  достаточно  высказать  их  вслух,  поделиться  с  другом.

Юношеское общество как модель взрослого общества восполняет следующие функции:

 -Обучает нормам морали, принятым в мире взрослых;

 -Учит выполнять роли юношей и девушек;

 -Помогает молодому человеку стать самостоятельным;

 -Даёт возможность утвердить себя как личность.

Становясь активными участниками школьной жизни, старшеклассники обретают чувство ответственности за все, что происходит в коллективе, чувство причастности к общественно полезному делу; полезен опыт общения и опыт совместной работы со сверстниками. Именно постоянное участие в коллективной деятельности помогают преодолеть многие трудности общения. Если нет этой общей деятельности, то возникнут сложности формирования гуманных и товарищеских взаимоотношений.

Для старшеклассников характерно эмоционально – личностное отношение к коллективу, к сверстникам. Особенно большое значение придается сплоченности коллектива, причем требование это бывает максималистическим.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностного общения в самом классном коллективе – в коллективах происходит резкая дифференциация статусов: с одной стороны выделяются лица, пользующимся большим авторитетом в классе, а с другой стороны - отверженные коллективом. Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его коллективе, сложны и многообразны.

Статус старшеклассника в коллективе оказывает сильное влияние не его поведение и самосознание.

Изолированность старшеклассника в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.

Юноши и девушки ощущают потребность в искренности, в единстве взглядов, потребность в самоуважении. Даже дискотеки для них не столько средство развлечений, сколько возможность эмоциональных общений, возможность поделиться своими переживаниями. У них большая потребность в своем личном пространстве, желание уединиться, помечтать, побыть в одиночестве, а затем вернуться к сверстникам. Их неокрепшее «Я» нуждается в сильном «МЫ».

К сожалению, близкие старшекласснику взрослые имеют смутное представление о том, что его волнует. Часто они преувеличивают значение переживаний, связанных с учебой, думая, что старшеклассники в первую очередь озабочены успехами в школе, а во вторую - профессиональным самоопределением и общением.

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»