Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

4.1 Функции руководства

 

 

В отношениях между людьми не может быть паритетности. Группа представляет собой иерархию престижа и статуса своих членов, во главе с лидером группы.

В психологии существует различное понимание понятия «лидер». Это, во-первых, официальный лидер как руководитель, назначенный или официально избранный. И, во-вторых, это наиболее популярная в группе личность, которая пользуется авторитетом в коллективе. Для удобства в дальнейшем первого мы будем называть руководителем, а второго – лидером.

Первые попытки выделить качества личности руководителя были предприняты в США в период первой мировой войны (инициативность, общительность, юмор, энтузиазм, уверенность в себе, дружелюбие -  наиболее часто называемые качества).

Одним из первых случаев использования характеристик личности при подборе кадров  была предпринята в разведке США. Для этих целей использовались различные методы. Одним из часто используемых приемов для отбора кандидатур был метод автокинетический феномен.

Уже тогда были сформулированы основные функции управления:

1.     Согласование касается реальных достижений группы – суммирование, выравнивание и упорядочение индивидуальных сил.

2.     Руководство – которое  обеспечивает определенное (продуктивное) ограничение вариабельности объектов кооперирования, кооперативных актов и информации, а так же возможное разнообразие их комбинаций посредством неизменяемых конкретно установленных условий.

3.     Контроль касается механизма регулирования, который устанавливает равновесие между изменяемыми и неизменяемыми компонентами координации объективно и субъективно (награждение, наказание).

В западной психологии 30 – х годов предполагалось, что лидер обладает определенными качествами и умениями, имеющих врожденный характер.

 Первоначально к таким качествам исследователи относили физические данные (рост, голос, вес и т.д.).

В 50-х годах популярной становится «теория лидерства как функции группы» (Г. Хомманс), в которой лидер понимается как лицо, в наибольшей степени отвечающее социальным ожиданиям группы. Но в самом понятии «лидер» содержится его соответствие социальным ожиданиям группы (лидер – индивид, обладающим наибольшим статусом и престижем).

Наиболее распространенной на Западе является «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Хейр), исходящая из различий ролей личности в разных группах.

Эта теория утверждает, что группа может иметь нескольких лидеров в зависимости от тех или иных дел, выполняемых группой (ситуативный лидер эмоциональный лидер и инструментальный). Возможен и универсальный (абсолютный) лидер.

В настоящее время популярной является операционная модель лидера (Ф. Фидлер). По этой теории эффективность групповой деятельности зависит от того, насколько стиль лидера соответствует данной ситуации, а эффективность лидера определяется степенью свободы, которая допускает групповая ситуация и которая дает лидеру возможность осуществлять влияние.

При разработке своей теории Ф. Фидлер не учитывает уровень развития группы (стиль лидера и ценностное содержание деятельности).

По Ф. Фидлеру, лидер, ориентированный на задачу, идет на риск ухудшения отношений с группой. Это характерно для группы низкого уровня развития, но не для коллектива.

В коллективе определяющими становятся отношения «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко), эмоциональные отношения являются производственными от отношений деятельности. Т.е. для улучшения отношений в коллективе необходимо обратить внимание на содержание групповой деятельности, превратив деятельность в личностно значимую.

   Исследование отечественных психологов (А.С. Морозов, М.И. Фролов) показало, что сочетание личностных качеств лидера может быть самым разнообразным, но имеют огромное значение нравственные качества личности лидера, его коллективистическая направленность. Завышение оценки группы лидером положительно влияет на межличностные отношения в ней.

Многие отечественные исследователи (И.П. Волков, Н.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин) считают, что основными  функциями руководителя являются:

административная, стратегическая, экспертно-консультативная, психотерапевтическая, коммуникативно-регулирующая, дисциплинарная, воспитательная,  представительства группы во внешней среде.

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»