Руководителям школ становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным предметам. Поэтому, главная функция руководителей школы должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов, а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень, педагогическое мастерство и главное творческий потенциал.
Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Учительская профессия полифункциональна - современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Решая свои профессиональные задачи, активность педагогического коллектива выходит за пределы школы. Важнейшей функцией педагогического коллектива является формирование педагогической культуры родителей и общества в целом. Многие учителя активно участвуют так же и в исследовательской деятельности. Учитель-исследователь - это такой педагог, который способен создавать и внедрять новые ценности и технологии.
Активность учителей, принесет успехов, если она согласована с действиями других педагогов, если есть единство действий, требований в организации работы школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей проявляется в ценностных ориентациях, убеждениях, что не означает автоматически однообразия в технологии педагогической деятельности. Любовь к детям, желание обучить их, уважение к их личности, педагогическое творчество создают базу, на которой основывается единство действий учителей.
У педагогического коллектива нет временных рамок выполнения своего труда. Такое положение является причиной перегрузки учителей, недостатка свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения. Как показывает опыт, материальных, временных и иных причин (интернет) резко сократилось число выписываемых литературных изданий, периодической печати, число посещений учителями кинотеатров, музеев и выставок.
В абсолютно большинстве случаев педагогический коллектив является преимущественно женским, что, конечно, влияет на характер взаимоотношений в нем. Женские коллективы более эмоциональны, более конфликтны, чем мужской коллектив. Хотя нужно иметь в виду, что женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
Феминизация педагогических коллективов - проблема не новая. Она тем более обострилась в последние годы в связи со значительным оттоком мужской части педагогических коллективов, в основном по причинам материального характера. Эта проблема школьной жизни становиться все более актуальной в последние годы также в связи с заметным увеличением числа семей без отцов. В силу чего наблюдается дефицит мужского влияния на воспитательный процесс, что особо негативно сказывается на воспитании мальчиков.
На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает и его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. Особое значение приобретает проблема педагогических коллективов малокомплектных сельских школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10 -12 учителей.
В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, отношения между ними отличаются стабильностью, но в таких коллективах ограничены возможности общения, взаимного обогащения. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. В больших коллективах складывается сложная структура взаимоотношений, они более подвижны, иногда даже конфликтны, но в таких педагогических коллективах большая вероятность появления ярких, неординарных личностей.
Как и любой коллектив педагогический коллектив не может избежать конфликтов. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. В зависимости от взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе [3].
Первая группа - профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др.
Вторая группа – это конфликты ожиданий, которые возникают в случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют ожиданиям по отношению друг к другу. К таким несоответствиям относятся бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики и др. Такие конфликты обычно возникают при нарушении взаимосвязей ролевого характера.
Третья группа – это конфликты личностной несовместимости учителей, возникающие на основе личностных особенностей учителей, особенностей их характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.
Директору школы нельзя оставаться безразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он должен вывести участников конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации.
Сложнее всего устраняются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях руководители избирают такие пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.
Готовя данное пособие, авторы исходили из двух положений. Во-первых, будущие психологи должны хорошо ориентироваться в анализе ближайшей социальной среды личности для того что бы учитывать ее влияние на развитие личности. Во-вторых, где бы ни работал выпускник психологического факультета, он всегда будет иметь дело с трудовым коллективом и одной из профессиональных задач практического психолога является оказание содействия руководству в формировании трудового коллектива и в создании в нем благоприятных психологических условий для наилучшей организации производственной деятельности. Авторы надеются, что данное пособие окажет содействие в подготовке будущих психологов.