Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

4.2 Роль и статус личности в группе

 

 

Еще в 1936 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятия «статус» и «роль». Статус он определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он исполняет роль. Таким образом, роль обозначает реализованное поведение, ожидаемое от того или иного лица в конкретных ситуациях при взаимодействии его с другими членами.          

Рассмотрение Р. Линтоном статуса и роли дало толчок  развитию западной социальной психологии. Теория роли Р. Линтона как своеобразной модели поведения получила развитие в трудах его последователей (Т. Сарбин, Н. Гросс, В. Мазон, А. Харе, Т. Ньюком).
          На  развитие теории ролей оказали существенное влияние работы психологов. Интерес к ролевой теории, наблюдаемое в настоящее время, безусловно, связано с серьезными теоретическими и экспериментальными исследованиями, выполненными за последние годы различными психологами, в том числе и отечественными:  Е. А. Ануфриев, Э. В. Беляев, А. А. Бодалев, И. С. Кон, Н. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, Р. X. Шакуров, Д. Н. Шалин, Г. Гибш, М. Форверг, Я. Щепаньский и др.
          Роли, обусловленные различными субъективными факторами, задаются, определяются характером и особенностями системы социальных отношений, существующих в данном обществе, утверждается в работах многих отечественных психологов.
          Социальный статус характеризует позицию человека в обществе. Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения  - вот составляющие социального статуса каждого индивида.
        Своеобразными символами социального статуса индивида в глазах окружающих его людей может быть занимаемая им должность, звание, размер заработной платы, количество прочитанных книг или наличие личной библиотеки, величина занимаемой квартиры, доступ к источникам информации, проживание в определенном районе города и т. д.

Личность пользуется большим или меньшим уважением и авторитетом, принимается или отвергается различными группами в зависимости от того, какое место занимают ее качества на «шкале ценностей», принятых в данной социальной среде.
         Престиж -  одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, которому он принадлежит, и общества в целом. Престиж является одним из механизмов взаимосвязи общества с личностью.

Присвоение общественного престижа обычно происходит на двух уровнях: официальном и неофициальном. Официальный престиж определенными государственными или общественными учреждениями и сопровождается присуждением официальных знаков престижа ордена, звания, зарплата  и т. д.

А неофициальный  престиж присваивается непосредственно коллективом и реализуется в повседневных житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду.

Личность занимает в коллективах различные позиции: на работе - профессиональная позиция, дома -  отец семейства,  в какой-либо партии - общественно-политическая позиция, член общества любителей рыбалки — все это примеры различных позиций, присущих одному и тому же человеку в разных видах деятельности.

Положение индивида в группе и особенности его взаимодействия с другими членами может быть описано в контексте таких понятий, как,  статус, роль.

 Статус это ранг и позиция индивида в группе, его взаимоотношения с другими индивидами; это совокупность прав, привилегий, обязанностей, которые связаны с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

Психология выделяет следующие виды социальных статусов: 

1.                предписанный человеку обществом или группой, в которой он живет: национальность, место рождения, социальное происхождение;

2.                 достигаемый (приобретаемый) человеком статус, благодаря собственным усилиям, возможностям - профессия, образование; 

3.                 личный - определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений, в зависимости от признания его личных качеств (особенно в малой группе).

Так как социальный статус оказывает влияние на поведение человека, то  зная статус, можно определить большинство качеств личности, предсказать его действия в определённых ситуациях. 
         Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы. 
         Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными статусами (Статус, определенный происхождением личности, её изначальной отнесенностью к определённому классу, группе). Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения.

Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Содержательное различие между социальной ролью и социальным статусом сводится к тому, что роль исполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. 

Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д. Каждый субъект занимает в системе межличностных отношений определенную позицию, которая закрепляет его место в группе и определяет характер его взаимоотношений с другими членами группы. Статус - это позиция, место субъекта в группе, определяющее его положение в системе межличностных отношений, в соответствии с деловыми и личными качествами, правами и обязанностями.
        Кроме официального статуса каждый член формальной группы имеет также и неофициальный статус. В отличие от официального статуса неофициальный нигде формально не оформлен.

Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм.

М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе. 
         Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и психолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения.

Таким образом, в понимании статуса сложилось несколько подходов:

1.                 стратификационный – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества;

2.                 функциональный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями;

3.                нормативно-ролевой – отождествление статуса либо с ролью, либо с нормами в социокультурном пространстве общества;

4.                 интегративный – объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом. 
         Социальная роль - это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность не исполняет  обусловленные статусом роли и не оправдывает ожидания коллектива, то к такой личности обществом могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители - родительских прав и т. д.

С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль - ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое поведение не является социальной ролью. 
         Роль это система поведения, выработанная в данном обществе для реализации тех прав и обязанностей личности, которые следуют из ее позиции, Р. X. Шакуров.

Роль можно представить в форме  механизма, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение индивидов (А. Кречмар). 

Таким образом, социальные нормы можно рассматривать и под углом того, насколько они выступают по отношению к личности в качестве ролевых предписаний, как устойчивые регуляторы ее поведения.

Некоторые зарубежные сторонники «теории ролей» имеют метафизические и механистические представления об обществе как совокупности различных социальных позиций (статусов) и о личности как конгломерате ролей. На возможную опасность такого подхода указывает А. Н. Леонтьев: «Идея прямого сведения личности к совокупности ролей, которые исполняет человек, является... одной из самых чудовищных» (36; 57стр.).
          Выполняя различные социальные роли, личность, тем не менее, не замыкается, не ограничивает себя узкими рамками конкретных ролевых ожиданий, а в их исполнение вносит что-то своё. Вот почему основные социальные роли (отца, учителя, директора, командира, ученика и т. д.) никогда не являются шаблонами поведения.     

Активная позиция личности, ее деятельность, общественная практика,  ролевые ожидания всегда носят конкретно-исторический характер и формируются под непосредственным влиянием личностного опыта и социальных ожиданий.
          Однако нельзя не учитывать и того обстоятельства, что само выполнение в определенном направлении социальной роли формирует ее личность так как исполнение роли влияет на поведение личности, отношения с другими.
Так, представителей некоторых профессий можно легко узнать по манере поведения, речи, дикции, внешнему виду и т. д.

В своих исследованиях А. А. Бодалев (5) показал, что люди разных профессий по-разному воспринимают внешний вид другого человека и по-разному оценивают в связи с этим его личностные качества (описание людьми  личности и внешности хирурга и бухгалтера). Более того, некоторые личностные качества могут в известной степени подвергаться деформации под влиянием стандартов и своеобразной инерции ролевого поведения.

Немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг подчеркивают, что, рассматривая взаимодействие роли и личности, личность привносит от себя в роль манеры, стиль поведения и.т.д. Именно в этом и происходит своеобразное «очеловечивание» роли.
         Для окружающих людей и общества важно, чтобы ролевые требования и личностные качества индивида органически сочетались, находились в гармонии, а не противостояли друг другу.

При ситуациях сотрудничества предполагаются следующие роли, которые берет на себя личность: коллега, партнер, помощник, клиент, соратник. При распределении авторитета и власти - лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции - соперник, союзник, арбитр (Т. Шибутани; 64).
         Изучение ролевой структуры групп открывает перед исследователями возможность более глубокого анализа механизмов взаимосвязи личности с     обществом,  надежный инструмент изучения  объективных и субъективных сторон взаимодействия индивидов между собой в рамках групп и общества.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей. Оба эти критерия тесно взаимосвязаны.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций но, и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов.

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения в связи с переходом в новую социальную среду ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.
         Р. Ментон в своих исследованиях выделил статус и роль личности, определив статус как собрание прав и обязанностей индивида, а роль – как динамический аспект статуса, т.е. реальное поведение.

Социальный статус – позиция личности в обществе и наделён определёнными признаками: престиж, полномочия, вознаграждения. Компонентами    статуса  являются  должность, звание, зарплата, квартира, район города, доступ к дефициту, дача, машина и др. К компонентам статуса относится и престиж, который может быть официальным и неофициальным, не всегда официальный и неофициальный престиж пересекаются, но иногда даже противоположны.

Роль – социально-типическая система поведения, выработанная в данном обществе для реализации тех прав и обязанностей личности, которые следуют из ее позиции, т.е. статуса (Р.Х. Шакуров). При этом каждая личность в роль вносит своё в зависимости от своего характера, темперамента.   

Исполнение роли зависит не только от социальных ожиданий, прав и установок, но и от самой личности. В зависимости от интересов, ценностной ориентации, мотивов, личностных качеств каждая личность привносит что-то свое в исполнение роли.  В то же самое время исполняемые роли накладывают отпечаток на характер личности, даже на ее внешний облик.

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»