Главным мотивом поведения и учебы подростков является стремление найти свое место среди сверстников. Такое стремление толкает подростков на ложный героизм, противопоставление себе другим. В этом возрасте в самооценке важное место отводится мнению товарищей, а не взрослых. Для подростка более всего ценны в сверстнике его нравственные качества (мужество, стойкость, волевые черты, товарищеские чувства).
У подростков резко увеличивается количество референтных групп, что приводит к риску попадания их в неблагоприятную социальную ситуацию. Стремление подростка быть принятым коллективом сверстников, зачастую приводит его к компенсации невысокого статуса в своей группе, более высоким авторитетом в дворовой группе. Не всегда цели дворовой группы социально значимы и даже зачастую антиобщественны.
Социометрические данные в коллективе подростков говорят об их общительности. Зачастую их структура близка к официальной.
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. За внешним доминированием взаимоотношений со сверстниками кроется скрытая психологическая ориентация на взрослое общество, его отношения, попытка их усвоить.
В сознании подростков доминируют не школа, обучение, не отдых, а общение. Потребность подростка достичь определенного уровня в обществе сверстников изменяет его отношения к своему окружению. Общение со сверстниками оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а своим друзьям. Подросток категорически отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не желает обсуждать не только недостатки, но и достоинства друзей.
Для подростка являются типичным недовольство отношением к ним взрослых и углубление кризиса самооценки. Подростку характерно категорическое неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Для этого возраста характерна тенденция к углублению и усиления потребности в самоутверждения и самокритичности. И то, и другое направлено на одно - выход в общество, получение его признания. А общество не готово пока признать равенство подростка.
Отечественные психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считали важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Подростки оказывают сопротивление к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивают свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на напряженные по отношения со взрослыми, подросток испытывает потребность в их поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. На пути формирования новых форм взаимодействия часто возникают затруднения, и они не проходят гладко, так как на восприятие взрослыми подростков влияет множество факторов. Среди таких препятствий находятся разнообразные факторы: экономический фактор (материальная зависимость от родителей), фактор социальный (сохраняется социальное положение ученика - воспитанника) и психофизиологический фактор (во внешнем облике и в поведении проявляются детские черты). В результате между подростками и взрослыми часто возникают конфликты.
Не смотря на это, подросток всегда нуждается в руководстве взрослых. Он нуждается в доверительных равных отношениях со взрослыми, а не в нотациях и контроле с их стороны. В связи с тем, что на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в признании их равноправными партнерами в общении родителями и учителями, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с ними.
Особенности характера общения с подростка учителями и его отношения к этому общению меняется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за успехи в учении, в поведении и школьном труде, то в более старшем возрасте - стремление к личностному общению с ним.
Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в хозяйственных заботах, советчиком в домашних делах. Ошибку совершают те родители, которые, из-за страха перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо домашних обязанностей. Но взрослые постепенно, под активным воздействием притязаний подростков, в переходят к новым формам общения с ними
Но не следует, однако, взрослому стремиться заменить подростку друзей-сверстников. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его опасаться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, взрослого друга, который незаметно, исподволь направляет активность подростков.
Рост для подростков значимости новых референтных групп неуклонно отражается на взаимоотношениях с родителями. Подростки начинают больше свободного времени проводить вне семьи, реже сопровождают взрослых во время отпуска, поздно ложатся спать и все меньше хотят оставаться вечерами дома.
Основным содержанием общения подростков со взрослыми становятся социальные проблемы, взаимоотношения между людьми, моральные оценки событий и поступков окружающих, личностные взаимоотношения между юношами и девушками и проблема выбора ценностных ориентаций и самоутверждения себя как личности.
В этом возрасте наблюдаются реакции гиперкомпенсации - когда подростки для самореализации выбирают те сферы деятельности, в которых необходимо преодолевать определенные трудности. Во взаимоотношениях они пытаются продемонстрировать, что неуспех в какой-то одной области, могут компенсировать успехами в другой, где способны реализовать свои внутренние возможности.
Освобождение от влияния взрослых имеет гендерные различия. Требования свободы, освобождения от контроля родителей сильнее заметны у младших девушек-подростков. Девушки чаще стремятся к автономии в силу того, что семейные требования долго удерживают их в инфантильной ситуации: их заставляют заниматься домашними делами, строго контролируют отсутствие дома и выбор друзей-парней. После 15 лет стремление к эмансипации у девушек заметно снижается.
У ребят, наоборот, в начале подросткового возраста такие реакции малочисленные. Ведь отношение к ребятам определяют другие родительские императивы: достигнута самостоятельность, и независимость. Но после 15 лет реакции эмансипации растут, поскольку возникают трудности у ребят, которые связаны с конфронтацией по поводу их школьных успехов, жизненных ценностей и профессионального выбора.
У девушек развивается тенденция воспроизводить образы тех женщин, которые воспринимаются как истинная женщина: старших подруг, привлекательных, умных, популярных, киногероинь и т.д. Подражают поведение значимого взрослого, причем в первую очередь внешних, доступных сторон: в одежде, прическах, украшениях, косметике, особом лексиконе, манере поведения, форме отдыха и развлечений - то есть того, на основе чего можно добиться определенного успеха, характеризует реакцию имитации. Поскольку образцами для подражания выступают не только взрослые, но и сверстники, то создаваемый ими идеал бывает весьма противоречивым.
Подросток хочет быть взрослым и самый легкий способ достичь этой цели - войти в мир взрослых, - состоит для подростка в подражании их внешних формам поведения. Для ребят образцом часто становится тот человек, который ведет себя, по их мнению, как истинный мужчина и обладает мужеством, смелостью, выдержкой, силой воли и верностью в дружбе. Часто признаком таких качеств в глазах является внешность взрослого, его поведение. Поэтому подростки - мальчики копируют внешность и манеры поведения взрослых, которыми могут быть как из ближайшего окружения, так и в виде обобщенного образа или киногероя.
Референтная группа, приобретает для подростка определяющее значение в его отношениях к окружающему. Референтная группа больше ориентирована на внешние молодёжные атрибуты. Ими высоко ценятся верность, честность, преданность и в то же время осуждаются предательство, нарушение данного слова, эгоизм, жадность. В таких группах не уважают сверстников, которые в своем личностном развитии не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Несмотря на строгие правила и сложившиеся кодексы достоинства и обязанностей в таких группах, большинство подростков стремятся к референтной группы. Она создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка, закрепляет его внутренние позиции. Конформные подростки зависимы от других и стремятся выполнить все, на что их толкает группа.
Свои планы и тайны подростки доверяют не родителям, а лучшему другу. При этом подростки категоричны и в отстаивании права на дружбу со своими сверстниками. Они не терпят никаких обсуждений или комментариев по поводу не только недостатков, но и достижений сверстника. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как посягательство на право выбора подростка, на его самостоятельность и свободу.
Круг общения подростков не ограничивается только близкими друзьями, у подростков появляется много знакомых, приятелей и, что существенно, возникает тяготение к неформальным группам или компаниям. Активные подростки могут одновременно входить в несколько групп, например, в группу, которая сложилась на занятиях в спорткомплексе, в группу своего или соседнего двора, в одну из микрогрупп класса.
Для подростков важно не только быть вместе со сверстниками, общаться с ними, но и занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для одних подростков, это стремление быть признанным, популярным и хорошим другом, для других - занять в группе позицию лидера.
Современные подростки живут в сложном мире, отличающийся от мира, в котором жили их родители в подростковом возрасте. Подросток, рожденный, например, в 60-70-е годы ХХ века проходил в существенно иных условиях. Система нравственных ориентиров, ценностных ориентаций осуществлялось в границах достаточно в русле определенного понимания «правильного» и «неправильного», добра и зла.
Сегодняшние подростки социально и нравственно дезориентированы. В советское время функции вхождения подростка в общество выполняли пионерская и комсомольская организации, которые были составной частью государственной машины. Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, в общественной жизни не только школы, но и района, получая поощрения и взыскания за это, подростки в практической деятельности осваивали устройство взрослого общества, его социальных институтов. У них формировалось чувство сопричастности в общественных делах.
Сейчас специальную работу в этом направлении ведут только криминальные структуры, различные секты, разветвляя сеть дворовых полукриминальных сообществ, создавая у части подростков представление о могуществе криминала и его нормативных рамок – жизни «по понятиям». Не лучшим примером является и нынешнее телевидение, сплошь и рядом напичканное детективами, где превозносят культ силы, денег. К сожалению, в последние десятилетия наш кинематограф не создал нм одного фильма о человеке труда.
Кроме того, отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием огромного количества культурных стимулов, которые уводят молодежь в виртуальный мир, мало связанный с реальным.
Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе и во дворе. Некоторые подростки сами участвуют в совершении актов насилия, в том числе убийства. Насилие стало частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Следующий немаловажный фактор, влияющий на формирование современного подростка – это непрочность современной семьи. Недавние исследования семей показали, что четверо из десяти подростков живут с одним родителем. В восьми случаях из десяти отсутствует отец, а 20 % подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью.
Мало кто из сегодняшних подростков живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Причем семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями. Современные дети лишены такого присмотра, так как часто соседи даже не знакомы друг с другом.
Отличие сегодняшних подростков заключается и в очень насыщенной сексуальной атмосфере. Наши подростки живут в мире, где нет никаких правил, связанных с сексом. Из-за того, что кино, пресса, интернет, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как обязательную часть полноценных отношений между полами, значительное число современных подростков ведет ранний сексуально активный образ жизни.
Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо. Современные подростки убеждены в том, что своим трудом и талантом нельзя «пробить дорогу в жизни», добиться достойного положения и материального благополучия, у них нет переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности.
Другой причиной, объясняющей факт неприятия активности и пресыщенности «активной деятельной жизнью» - это пример жизни их собственных родителей, напоминающей «гонки на выживание». Подростки видят постоянную усталость и раздражительность родителей, безразличие к их психологическим проблемам. В семьях отсутствует атмосфера теплоты и близости в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Подростки переживают это как отношение «не до тебя». В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть полноценными родителями собственных детей.
Исследования показывает некоторые гендерные особенности взаимоотношений в школьном возрасте.
Характерно, что девушки, например, чувствуют себя в обращении с юношами более свободно, чем юноши с девушками. Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо общественные поручения. В связи, с чем учителя, которых в большинстве своем женщины более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений. Способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность обнаруживается именно во внешкольных делах - например, в походе, куда отправляется класс, или в дворовых группах.
Если юноши в общении с представителем другого пола ориентируются преимущественно на своих сверстниц, то девушки в значительной их части предпочитают более старших - студенты, военнослужащие и т. д. Как отмечают психологи, на вопрос: «Какого возраста друга вы бы предпочли?» - юноши отдают предпочтение сверстнику (до 80% ответов), реже старшему (до 20%) и очень редко - младшему. В выборке у девушек на первом месте тоже находятся сверстницы (до 50 -60%), но они очень часто отдают предпочтение старшим (до 40 -50%) и не выбирают никого моложе себя. Вместе с тем девушки склонны к попечительской деятельности, они более охотно опекают младших детей, ухаживают за ними и т.д.
Интересы и склонности подростков часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, которые входят в прямые обязанности мальчика, подростка, юноши. Поэтому у мужского пола более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не только тем, что непосредственно требуется.
Если с раннего возраста девочки в центре внимания находится человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, то мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления. Поэтому девочки лучше знают себя, их большее внимание своя внешность, внешность и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чувствительность переживаний человека. Не случайно девочки в 3 -4 раза чаще, чем мальчики, ведут дневник.