Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

5.2 Сплоченность в группах и коллективе.

 

 

Одним из основных параметров развития малой группы является сплоченность. Сплоченность – это степень психологической общности, единства членов группы, близости и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействий, степени эмоциональной привлекательности всей группы и ее отдельных представителей для ее членов.

Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой. Главными  составными элементами, сплоченности являются сработанность членов коллектива, их ответственность и обязательность друг перед другом, согласованность действий и взаимопомощь в процессе труда. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, во взаимопомощи и взаимоподдержке. В результате чего формируется атмосфера сплочения.

 Один из первых исследователей групповой сплоченности Л. Фестингер (1950 г.) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней.  Последователями Л.Фестингера (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968) в качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе.

Уровень сплоченности малой группы западными психологами определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных контактов и поэтому изучение групповой сплоченности, по их мнению, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы.
         Уровень групповой сплоченности, по мнению приверженцев социометрического направления, связан с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы, который определяется относительным числом  взаимных выборов индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии с взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «микроструктуры» отношений,  с «макроструктурой», которую можно определить по результатам социометрического исследования. 
          Иной теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Ньюкомом,  связывающий определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965), определяемое им как сходство, совпадение взглядов членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям.

 Другой американский исследователь Д. Картрайт, предложил  модель групповой сплоченности, в основу которой положено представление о сплоченности как некоторый результат сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе:

а) мотивационная основа тяготения субъекта к группе, включающая в себя совокупность его потребностей и ценностей;

б) побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта;

 в)  ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него благоприятные или отрицательные последствия;

 г) индивидуальный уровень сравнения - некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах.

Сплоченность выступает основным понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных контактах.

Сплоченность как межличностная аттракция - так трактуется сплоченность многими зарубежными авторами как, например, супруги А. и Б. Лотт, которые определяют сплоченность как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы». (по 17)  Они считают свой подход вполне правомерным, хотя и утверждают, что он касается лишь одного из аспектов сплоченности.  Сплоченность в представленной А. и Б. Лотт трактовке выступает как сугубо эмоциональный феномен, что явно недостаточно для объяснения причин объединения социальной группы.

Отечественная психология выделяет особый вид группы коллектив как высший уровень развития группы. По мнению отечественных психологов, коллектив, в отличие от группы более низкого уровня обладает рядом специфических качеств.

Одним из качеств, отличающих коллектив от других групп,  является ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978) Под ценностно - ориентационным единством понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью.

Согласно предложению А. В. Петровского, «ценностно-ориентационное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом». Причем, по мысли автора стратометрической концепции, ценностно-ориентационное единство группы как показатель ее сплочения отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. Ценностно-ориентационное единство в коллективе - это, главным образом сближение оценок в нравственной, мировоззренческой и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

В рамках рассматриваемого подхода А. И. Донцовым выделена одна из высших форм ценностно-ориентационного единства в коллективе - предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентации членов коллектива, касающихся предмета совместной деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности

В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется, прежде всего, в процессе совместной трудовой деятельности. 
          На состояние сплоченности в трудовом коллективе по мнению А. И. Донцова оказывает влияние
общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п.

В русле своей теории А.И. Донцов предположил как пример, что ведущие факторы предметно – ценностное единство внутригрупповой сплоченности педагогического коллектива выглядят следующим образом:

1.     Общность педагогических нормативов  формирования личности учащихся (предметный план деятельности учителя) выше, чем согласованность субъективных представлений учителей об эталоне учащегося.

2.     Степень согласованности ценностных определений педагога более высока в представлениях об эталоне учителя, нежели когда они служат критериями взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе. К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного коллектива. Большое влияние на сплоченность коллектива оказывает его неофициальная организационная структура.

Многие авторы указывают основные характеристики как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.

Сплоченность трудового коллектива зависит во многом от сложившегося социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал. Критериями благоприятного социально-психологического климата коллектива могут служить следующие характеристики:

   - во-первых: положительная оценка коллективом своей производственной деятельности; оптимистическое настроение, преобладающее в процессе жизнедеятельности коллектива.

   - во-вторых: добросовестное, инициативное отношение членов коллектива к выполняемым обязанностям; низкий уровень конфликтности в межличностных отношениях; отсутствие или незначительная текучесть кадров.

Следует отметить и такой признак благоприятного социально-психологического климата как положительная установка коллектива на нововведения.

Другим важным механизмом сплочения коллектива, по мнению многих исследователей, является психологическая совместимость его членов. Наличие несовместимых людей в малых коллективах серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно опасны последствия, при несовместимости официальных и неофициальных лидеров. В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. В нем могут возникнуть разнонаправленные группировки. Психологическая совместимость - это социально-психологическая характеристика группы, характеризующаяся  способностью ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.

    Важнейшим показателем сплоченности коллектива является сработанность.  Сработанность - показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов. В своих исследованиях М. Г. Рогов (53) и Н. Н. Обозов (43) показали, что для нормального функционирования коллектива очень важна сработанность на уровне «руководитель - заместитель». Для налаживания дисциплины, повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе.

В коллективах, где недооценивается значение социально - психологического климата, складываются напряженные отношения между людьми, проявляющиеся в частых конфликтах.

Полностью избежать конфликтов в коллективе невозможно. Конфликты имеют наряду с отрицательными имеют и положительные последствия. Это зависит от характера конфликта. Конфликты, связанные с содержанием совместной деятельности помогают членам коллектива узнать друг друга, получить более полное представление о взаимных ожиданиях и претензиях, а конфликты личного характера, наоборот разлагают коллектив. Поэтому очень важно, чтобы столкновение взглядов, позиций конфликтующих не отдаляли их друг от друга, чтобы спорные вопросы разрешались и переставали быть спорными, чтобы конфликт не пошел по разрушительному пути.

Как видно из приведенных выше материалов, трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства, в особенности в наиболее ярко проступающих деятельностно детерминированных его образцах (например, в форме предметно-ценностного единства), практически исключает из числа факторов на сплоченность группы эмоциональную составляющую. Точнее  эта составляющая принимается во внимание лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений, каковым является третий психологический уровень групповой структуры в концептуальной схеме А. В. Петровского.

Космонавт А. А. Леонов и врач-исследователь В. И. Лебедев, обсуждавшие психологические аспекты комплектования экипажа космонавтов писали: «Мы согласны с мнением, что при комплектовании экипажа нельзя ориентироваться только на взаимную симпатию. Однако хотим подчеркнуть, что производить подбор экипажа только на основании общности цели, профессиональной подготовленности, способности работать в экстремальных условиях без учета взаимной симпатии, сходства во взглядах, возрасте, интересах и т.д. также будет неправильно. Если не будут учитываться эти компоненты, то во взаимоотношениях членов экипажа может появиться психологическая напряженность».(36, 74стр.)

Таким образом, можно констатировать, что есть различия в  механизме и содержании сплоченности в группах и коллективе. Различия составляют глубинные, стержневые факторы, основные из которых связаны с содержанием деятельности и мотивационно – ценностными наполняющими отношения между их членами.

Существует различное понимание психологами понятий «сплоченность» и его интерпретации в практике исследования:

1. Показатели сплоченности группы, по мнению западных психологов:

а) производительность

б) сила вовлечения людей в работу

в) коллективность в работе

г) эффект действия сил, удерживающих индивидов в рамках группы

д) возможности влияния группы на ее членов

е) феномен «осознание себя группой»

2.                Многие западные психологи указывают на коэффициент сплоченности как на показатель сплоченности группы.

Д. Морено: высокий уровень сплоченности можно получить удалением из группы «отвергаемых» и введением в нее лиц с высоким социометрическим статусом.

3. Петровский А. В. понимает сплоченность как ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство) – степень совпадения мнения оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций.

4.   А.И. Донцов в свою очередь вводит понятие предметно – ориентировочное единство (предметно - ценностное единство) как показатель сплоченности коллектива.(17)

5. Психическую совместимость В.В. Агеев (1) рассматривал как совместимость функционально – ролевых ожиданий.

         Уровень сплоченности группы тесно связан с выраженностью конформности ее членов: чем выше сплоченность в форме ЦОЕ, тем больше стремление членов коллектива принимать обдуманные решения и не поддаваться ни авторитету, ни эмоциям. Одновременно наблюдается большая подверженность групп низкого уровня развития внушению и конформности.

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»