Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия
С приходом в школу становятся меньше коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
В начальный период обучения жизнедеятельность учащихся протекает через учителя, а в дальнейшем - по принципу соседства. К концу первого класса ученики уже начинают «видеть» своих одноклассников, их объединяют совместные дела.
Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Учитель оценивает ученика: одного похвалит за успехи и обращает внимание класса на аккуратно выполненное задание или за поведение, а другого порицает за невнимательность и ошибки в выполнении задания или за неправильное поведение. Учениками его оценка принимается как главная характеристика личностных качеств товарища.
Процесс вхождения школьника в систему межличностных отношений в классе сложен, неоднозначен. Он зависит не только от психических особенностей школьника, но и от ее индивидуального социального опыта. [27]. Этот процесс осуществляется при активном, но не всегда осознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится быть популярным в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем. Не всегда осознавая причин этого. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию.
Учеба в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Вступление в коллектив класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Совместная деятельность и ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим.
Исследования отечественных психологов (Новикова Л.И.) показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным. (42).
По мнению Новиковой Л.И для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формами организации, стремление к подражанию классом старших возрастов. (42)
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте строятся на эмоциональной основе. Мнения одноклассников не становятся эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого, а именно учителя. Но в дальнейшем происходит перестройка отношений ребенка с людьми. В процессе коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: со взрослыми и одноклассниками [42].
Сфера отношений «ребенок - учитель» поднимает ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с более определенно, чем это происходит в семье, - ведь в семейных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. A учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации ребенка. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.
Дети, родители, учителя составляют общий коллектив, объединяющий общие заботы, проблемы, решение которых зависит от характера взаимодействия. В сотрудничестве семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. (Конникова Т.Е. 27)
Учитель должен знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, в связи с тем, что развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье.
Авторитетный специалист в области исследования коллектива Л.И. Уманский (65) различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы:
а) Первый этап: найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе.
б) Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива.
в) Третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, действует механизм традиций, формируется общественное мнение как особая форма коллективного мнения.
г) Четвертый этап: становятся новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.
На втором этапе развития коллектива младших школьников усложняются способы организации коллективной жизни - коллектив переходит к полному самоуправлению, при которой создаются возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.
В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа - это общественное мнение. На данном этапе изменения происходят и в активе. На первом этапе в актив входили наиболее активные, инициативные, заинтересованные в делах коллектива школьники, а на втором этапе им на смену приходят ребята, которые созидают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.
Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у всех член общественно ценных мотивов деятельности.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой. И лучшие школы, которые я наблюдал - это школы, которые накопили традиции”.(16)
Большое значение в воспитании детей придавал народным традициям и В.А.Сухомлинский.
На втором, третьем году обучения изменяются и отношение к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе. Личность учителя становится несколько менее значимой, на фоне более тесных контактов с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Уже во II - III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.
Постепенно в коллективе класса непосредственно эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что, выбирая одноклассников для совместной деятельности, ученики мотивируют выбор определенными нравственными качествами товарища.
В старших классах начальной школы зачастую формируются малые группировки. Учитель должен знать жизнь малых групп своего коллектива, знать лидеров этих групп, умело влиять через них на членов группы, учитывать ее мнение при выборе актива (3).
Нередко учителя не совсем верно оценивают отношение учащихся к тому или иному однокласснику. Так, незаметный средний ученик, оказывается, пользуется вниманием детей за доброту, сердечность, отзывчивость, а отличник и добросовестный ученик нелюбим в коллективе из-за эгоизма, подхалимства, черствости по отношению к одноклассникам.
Как показывают социометрические исследования, в младшем школьном возрасте с I по III класс происходит рост количественного состава малых групп. Если в I классе причиной объединения в малую группу часто являются внешние факторы (вместе сидят, вместе идут домой, живут в одном дворе), то во 2 классах все больше и больше внимания уделяется общности интересов, нравственным качествам. Не безразличны учащиеся и к особенностям внешнего поведения товарищей. Привлекают обычно веселые, живые, общительные ребята или спокойные, доброжелательные.
Исследования отечественных психологов (Киричук А. В. 22) показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам. Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.
Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами. А около 22% детей благополучной группы имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств (эгоизм и т. п.). (22)
У детей с неблагоприятным положением в коллективе в эксперименте обнаружились также два направления в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения. Если это им не удается, то они ложным геройством, подкупом, т. е. всеми средствами, стремятся привлечь внимание товарищей. «Таких детей,- пишет А. В. Киричук,- учителя часто называют «трудными», хотя в действительности не так «труден» сам ребенок, как трудно его положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива». (22, стр. 143).
Другие 57% учащихся с неблагоприятным положением в классе ни с кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют с детьми, одиноки и замкнуты или ищут общения вне класса.
Таким образом, очевидно, что коллектив влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благоприятно, в противоположном случае формирование личности ребенка в коллективе затруднено.
В школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят вне родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются обычно между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
Постепенно группа сверстников становится для ребенка своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей для решения какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Если вначале дети просто подражают другим, то в дальнейшем они стремятся поступать в соответствии с пониманием того, что они являются частью
группы. Исследование Е.А. Шестаковой (по 6) показало различие реакций учеников I – II и III – IV классов на замечание учителя наедине и в присутствии всего класса.
Н.Ф. Пронина и С.Г. Якобсон (16) исследовали соотношения «личных» и «не личных» пожеланий детей. Было предложено ученикам I – IV классов высказать только одно пожелание. В результате этого исследования были выделены следующие уровни их общественной направленности:
1. Пожелания, связанные с интересами семьи (особенно матери).
2. Пожелания, связанные с интересами товарищей.
3. Пожелания, связанные с интересами класса.
4. Пожелания, связанные с интересами страны и всего человечества.
Оказалось что чем старше школьник, тем чаше он высказывал пожелания, связанные с интересами третьего и четвертого типа.
Для того чтобы совместная деятельность привела к формированию коллективистических отношений учеников начальной школы необходимо:
1. Мотивация совместной деятельности общей целью
2. Деятельность каждого ученика зависеть от деятельности других
3. Выполнять работу не только и не столько для себя, сколько для других
Если в I – II классах требования (социальные ожидания) относятся к учению и поведению ученика на уроках, то в III – IV классах эти требования расширяются (нормы и правила общественной деятельности).
В I – II классах дети не только сами выполняют требования учителя, но и следят за выполнением их другими, с чем связаны их жалобы учителю на поведение одноклассника. Чаще всего жалобы младших школьников учителю на поведение одноклассников связаны со стремлением понять требования учителя в отношении той или иной формы поведения.
Совместная деятельность является условия развития детского коллектива.
В истории культуры совместная деятельность детей возникла как их общая деятельность со взрослыми на основе трудовых, бытовых и ритуальных форм жизнедеятельности.
Из исследований А. И. Липкиной (40) видно, как самооценка влияет на уровень притязаний младших школьников и как она различается у мальчиков и девочек. В представлениях девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы пальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию.
В младших классах девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перенимая отношение к внешнему виду, к противоположному полу - она может сделать маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически, начать вздыхать над портретом киноактера. Мальчик может не только наращивать силу, стремясь походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и грубости, нездоровый интерес к женщинам.
В связи с формированием чувства коллективизма, взаимной поддержки с III – IV класс ученики обсуждают между собой поведения других, но не жалуются учителю.