Педагогический коллектив является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив в то же время имеет и свои специфические особенности.
Важнейшими показателями эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива являются уровень педагогической культуры его членов, характер межличностных отношений, понимание коллективной и индивидуальной ответственности, степень организованности, сотрудничество.
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива.
Педагогический и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Педагогический коллектив является субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют состояние школы как воспитательной системы.
К особенностям педагогического коллектива относятся:
а) Выполнение своих функций внутри другого коллектива.
б) Ограниченными возможностями взаимодействия.
в) Определение эффективности деятельности коллектива преемственностью ступеней обучения.
г) Проблема критериев эффективности педагогического труда.
Главное в работе директора заключается не в научно-методическом просвещении учителей, а в создании в коллективе школы атмосферы, побуждающей каждого учителя повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.
В состав коллектива входят как молодые учителя, недавно закончившие вуз и опытные педагоги, проработавшие в школе много лет. В связи с чем возникает проблема адаптации молодых в коллективе: легче адаптируются менее самостоятельные, труднее творческим личностям.
К сожалению часто становлению нормальной рабочей обстановки мешает позиции некоторых педагогов. Психологи выделяют следующие позиции педагогов мешающих установлению здорового психологического климата:
а) Имитатор.
б) Общественный деятель.
в) Генератор саморекламы.
г) Патриарх.
д) Прима.
Важное место в деятельности педагогического коллектива занимает общение учителя со своими коллегами учителями, которое имеет две стороны:
1. Формальные связи (официально – организованные: педсовет, методические объединения, различные собрания) Производственное обучение учителей не является непрерывным, хотя и носит интенсивный характер. Объем решаемых вопросов обширен и он формирует экспектации коллектива.
2. Неофициальные отношения, которые также играют важную роль в деятельности педколлектива. В неформальном общении учителей между собой имеются разные формы переключения от общения с учениками на общение с коллегами, которые мешают созданию доверительных отношений между коллегами:
а) Не переключаясь, авторитарно либо ласкательно, затруднено разжевывая;
б) Резкое переключение, желая показаться особенно умным, утрируя свою многозначительность.
Основные цели образовательного учреждения реализуют педагоги в своей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение требует объединения их усилий и взаимодействия. Главными функциями педагогического коллектива являются: учебно-воспитательная (производственная) и социально - гуманитарная [10]. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая - интересы работников.
Выделяются два блока психологической структуры педагогического коллектива [10]. В каждой из них специфично проявляются такие общие качества развивающегося коллектива, как интегративность (мера единства, слитности, общности), микроклимат, референтность, лидерство.
Первый блок отражает реализацию учебно-воспитательной функции и имеет подструктуры профессиональной направленности, организованности и подготовленности к совместной деятельности. Необходимой предпосылкой для профессиональной направленности педагогического коллектива является любовь к детям, педагогическому труду, склонность работать и общаться с детским коллективом.
Подготовленность к совместной деятельности предполагает готовность каждого не только к реализации своих профессиональных функций, но и к взаимодействию в решении педагогических задач. В педагогической деятельности необходима совместимость всех педагогов, работающих для достижения общей цели, референтность в профессионально-деловом микроклимате.
Коллектив является для учителя важнейшим фактором, определяющим его профессиональную форму. Учителя в основном положительно оценивают микроклимат, в котором профессионализм учителей является поощряемым и ценностным. Наличие в деятельности коллектива высокой значимости профессионального уровня требует от его психологического климата подвижности, одобрения творческой активности. Больше всего творческие учителя ценят демократизм, отсутствие постоянного давления и опеки со стороны администрации.
Для второго блока важным условием повышения профессиональной значимости учителя является его право свободно выражать свое мнение, право на то, что его мнение будет услышано, понято, а не осуждено и высмеяно, а будет выслушано и принято к сведению.
Наличие подобной психологической ситуации создает благоприятные условия для проявления личной профессиональной индивидуальности учителя, влияет на появление авторитетов, выросших в собственном коллективе. Рождение талантливых преподавателей, которые становятся прекрасными профессионалами, учителя оценивают как важный результат всей организационной и управленческой культуры школы и дают этому явлению достаточно высокую оценку.
Самоуправление в педагогическом коллективе - форма организации его жизнедеятельности, обеспечивающая развитие самостоятельности педагогов в принятии и реализации решения для достижения общих целей. Самоуправление развивается, когда педагоги оказываются в ситуации выбора решения, в котором определяются пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Принятие решения педагогическим коллективом и последующая его реализация при активном участии педагогов обеспечивают их включенность в процесс развития совместной деятельности.
Основная задача, которую решает руководство школы – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять и развивать учебно-воспитательную деятельность в школе.
В деятельности педагогического коллектива можно выделить различные типы целей:
1) собственно-образовательные цели;
2) цели развития учебно-воспитательной деятельности;
3) цели саморазвития коллектива;
Педагогический коллектив высокого уровня развития ставит перед собой цели двух первых типов, т.е. наряду с целями учебно-воспитательной деятельности он ставит цели развития этой деятельности.
Наименее развитый педагогический коллектив ставит перед собой только цели первого типа. Хотя в таком коллективе могут осваиваться отдельные новшества, и какая-то часть педагогов может повышать свой профессиональный уровень, но общие цели второго и третьего типа отсутствуют.
Конфликты, возникающие в педагогическом коллективе, как правило, межличностные, так как отражают систему взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.