Психология Группы

курс лекция

Ахмедханов А.М.

АхмедхановА Р.А.

7.1 Особенности педагогического коллектива.

 

 

Педагогический коллектив является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив в то же время имеет и свои специфические особенности. 
       Важнейшими показателями эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива являются уровень педагогической культуры его членов, характер межличностных отношений, понимание коллективной и индивидуальной ответственности, степень организованности, сотрудничество.
        Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива. 

Педагогический и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Педагогический коллектив является субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют состояние школы как воспитательной системы. 
        К особенностям педагогического коллектива относятся:

а) Выполнение своих функций внутри другого коллектива.

б) Ограниченными возможностями взаимодействия.

в) Определение эффективности деятельности коллектива преемственностью ступеней обучения.

г) Проблема критериев эффективности педагогического труда.

Главное в работе директора заключается не в научно-методическом просвещении учителей, а в создании в коллективе школы атмосферы, побуждающей каждого учителя повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

 

В состав коллектива входят как молодые учителя, недавно закончившие вуз и опытные педагоги, проработавшие в школе много лет. В связи с чем возникает  проблема адаптации молодых в коллективе: легче адаптируются менее самостоятельные, труднее творческим личностям.

К сожалению часто становлению нормальной рабочей обстановки мешает позиции некоторых педагогов. Психологи выделяют следующие позиции педагогов мешающих установлению здорового психологического климата:

а) Имитатор.

б) Общественный деятель.

в) Генератор саморекламы.

г) Патриарх.

д) Прима.

Важное место в деятельности педагогического коллектива занимает общение учителя со своими коллегами учителями, которое имеет две стороны:

1. Формальные  связи (официально – организованные: педсовет, методические объединения, различные собрания) Производственное обучение  учителей не является непрерывным, хотя и носит интенсивный характер. Объем решаемых вопросов обширен и он формирует экспектации коллектива.

2. Неофициальные отношения, которые также играют важную роль в деятельности педколлектива. В неформальном общении учителей между собой имеются  разные формы переключения от общения с учениками на общение с коллегами, которые мешают  созданию доверительных отношений между коллегами:

    а) Не переключаясь, авторитарно либо ласкательно, затруднено разжевывая;

     б) Резкое переключение, желая показаться особенно умным, утрируя свою многозначительность.

Основные цели образовательного учреждения реализуют педагоги в своей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение требует объединения их усилий и взаимодействия. Главными функциями педагогического коллектива являются: учебно-воспитательная (производственная) и социально - гуманитарная [10]. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая - интересы работников.

Выделяются два блока психологической структуры педагогического коллектива [10]. В каждой из них специфично проявляются такие общие качества развивающегося коллектива, как интегративность (мера единства, слитности, общности), микроклимат,  референтность, лидерство.

Первый блок отражает реализацию учебно-воспитательной функции и имеет подструктуры профессиональной направленности, организованности и подготовленности к совместной деятельности. Необходимой предпосылкой для профессиональной направленности педагогического коллектива является любовь к детям, педагогическому труду, склонность работать и общаться с детским коллективом.

Подготовленность к совместной деятельности предполагает готовность каждого не только к реализации своих профессиональных функций, но и к взаимодействию в решении педагогических задач. В педагогической деятельности необходима совместимость всех педагогов, работающих для достижения общей цели, референтность в профессионально-деловом микроклимате.

Коллектив является для учителя важнейшим фактором, определяющим его профессиональную форму. Учителя в основном положительно оценивают микроклимат, в котором профессионализм учителей является поощряемым и ценностным. Наличие в деятельности коллектива высокой значимости профессионального уровня требует от его психологического климата подвижности, одобрения творческой активности. Больше всего творческие учителя  ценят демократизм, отсутствие постоянного давления и опеки со стороны администрации.

Для второго блока важным условием повышения профессиональной значимости учителя является его право свободно выражать свое мнение, право на то, что его мнение будет услышано, понято, а не осуждено и высмеяно, а будет выслушано и принято к сведению.

Наличие подобной психологической ситуации создает благоприятные условия для проявления личной профессиональной индивидуальности учителя, влияет на появление авторитетов, выросших в собственном коллективе. Рождение талантливых преподавателей, которые становятся прекрасными профессионалами, учителя оценивают как важный результат всей организационной и управленческой культуры школы и дают этому явлению достаточно высокую оценку.

Самоуправление в педагогическом коллективе - форма организации его жизнедеятельности, обеспечивающая развитие самостоятельности педагогов в принятии и реализации решения для достижения общих целей. Самоуправление развивается,  когда педагоги оказываются в ситуации выбора решения, в котором определяются пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Принятие решения педагогическим коллективом и последующая его реализация при активном участии педагогов обеспечивают их включенность в процесс развития совместной деятельности.

Основная задача, которую решает руководство школы – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять и развивать учебно-воспитательную деятельность в школе.

В деятельности педагогического коллектива можно выделить различные  типы целей:

1) собственно-образовательные цели;

2) цели развития учебно-воспитательной деятельности;

3) цели саморазвития коллектива;

Педагогический коллектив высокого уровня развития ставит перед собой цели двух первых типов, т.е. наряду с целями учебно-воспитательной деятельности он ставит цели развития этой деятельности.

Наименее развитый педагогический коллектив ставит перед собой только цели первого типа. Хотя в таком коллективе могут осваиваться отдельные новшества, и какая-то часть педагогов может повышать свой профессиональный уровень, но общие цели второго и третьего типа отсутствуют.

Конфликты, возникающие в педагогическом коллективе, как правило, межличностные, так как отражают систему взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»