Глоссарий

 Краткий педагогический словарь

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -

1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходи­мость изменений в отношениях со средой, формирует новые спо­собы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими;

2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориента­ции, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру;

3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения– родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus - деятельный) -деятельное отношение личности к миру, способность произво­дить общественно значимые преобразования материальной и ду­ховной среды на основе освоения исторического опыта человече­ства; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

АНДРОГОГИКА – раздел дидактики, раскрывающий и раз­вивающий принципы обучения взрослых.

АНКЕТА – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп.

БЕСЕДА

1) вопросо-ответный метод привлечения уча­щихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравствен­ных оценок;

2) метод получения информации на основе вер­бальной (словесной) коммуникации;

3) метод обучения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или предна­меренный, частный или публичный, длительный или кратковре­менный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - организа­ция педагогом разных видов деятельности воспитанников во вне­урочное время, обеспечивающих необходимые условия для соци­ализации личности ребенка.

ВНУШЕНИЕ (суггестия) – воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей нег редко помимо, а иногда и против их воли.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых ка­честв и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ - учет и исполь­зование закономерностей развития личности (физических, пси­хических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

ВОСПИТАНИЕ (как общественное явление) – сложный и противоречивый соц.-исторический процесс передачи новым по­колениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, сред­ствами массовой информации и культуры, церковью, семье, об­разовательными учреждениями разного уровня и направленнос­ти.

ВОСПИТАНИЕ (как пед. явление) –

1) целенаправленная про­фессиональная деятельность педагога, содействующая максималь­ному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст со­временной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;

2) целостный, созна­тельно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально под­готовленными специалистами;

3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрос­лых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок являет­ся и объектом, и субъектом);

4) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обще­стве (в этой позиции ребенок – объект пед. воздействия).

Воспитание нравственное – формирование нравственных отно­шений, способности к их совершенствованию и умений посту­пать с учетом общественных требований и норм, прочной систе­мы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое – формирование у учащихся полити­ческого сознания, отражающего отношения между государства­ми, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оце­нок в границах общечеловеческих ценностей.

Воспитание половое – систематическое, сознательно планируе­мое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое – процесс формирования правовой куль­туры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, форми­ровании законопослушного поведения.

Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще­трудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В. т. – включение школь­ника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное – формирование интеллектуальной куль­туры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, ми­ровоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое – система совершенствования челове­ка, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребнос­ти в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусст­во, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Воспитание экологическое – целенаправленное развитие у под­растающего поколения высокой экологической культуры, вклю­чающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отно­шение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формированию у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интере­сов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации про­изводства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и со­вершенствованию в подрастающем человеке способности воспри­нимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие вос­питателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры пове­дения и отношений.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – целенаправленная деятель­ность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ -

1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его спо­собностей и дарований;

2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движе­ния гуманизма.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  (Г.О.С.) -

1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и нацио­нально-региональный компоненты;

2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебно­му предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стан­дартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть уча­щимся, технология проверки результатов образования;

3) феде­ральные компоненты Г.О.С. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню под­готовки выпускников.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблю­дение и уважение законов страны.

ГУМАНИЗМ – принцип мировоззрения, в основе которого ле­жит признание безграничности возможностей человека и его спо­собности к совершенствованию, прав личности на свободное про­явление своих способностей, убеждений, утверждение блага че­ловека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов пе­дагогики.

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus – человечный) – человеч­ность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, к-рая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos – получающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения, отрасль педаго­гики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвое­ние учащимися содержания образования.

Дидактические правила – руководящие положения, к-рые рас­крывают отдельные стороны применения того или иного прин­ципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды нагляд­ности, но не увлекаться их чрезмерным количеством.

Дидактические принципы – основные положения, определяю­щие содержание, организационные формы и методы учебного про­цесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - форма организации учеб­ного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – осмысление сложившейся пед. ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходи­мых действий.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, суще­ственные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. про­цесса.

ЗНАНИЕ (в широком смысле слова) – проверенный практи­кой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, прин­ципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) – понимание, сохранение в памяти и вос­произведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознан­ностью и действенностью.

ИНДИВИД

1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Само понятие И. указывает на объединение данного человека с человеческим видом (не путать с индивидуальностью – понятием, указывающим на отличие чело­века как личности и как И.);

2) отдельный представитель челове­ческой общности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное, неповторимое свое­образие личности, совокупность только ей присущих индивиду­ально-психических особенностей. И. проявляется в специфике тем­перамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей.

ИНТЕРЕС – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому ото­бражению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его уга­санию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ – отрасль пед. науки, изучающая состояние и развитие теории и практики, воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - план, к-рый со­ставляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гаранти­рует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение объектов, явлений, по­нятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Классификация методов воспитания – система методов воспита­ния, упорядоченная по единому основанию.

Классификация методов обучения – система методов обуче­ния, упорядоченная по единому основанию.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организа­ция учебного процесса, при которой обучение проводится в клас­сах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обу­чения является урок. Содержание обучения в каждом классе оп­ределяется учебными планами и программами. Местом проведе­ния уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т. п.

КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - пед. работник, в чьи должно­стные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личнос­ти ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его вос­питания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между со­бой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребнос­тей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятель­ностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Коллектив детский воспитательный

1) созданная система кол­лективистически, высоконравственно и эстетически воспитыва­ющих общественных отношений, деятельности и общения в дет­ской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности;

2) группа высокого уровня развития, где меж­личностные отношения опосредованы общественно ценным и лич-ностно значимым содержанием совместной деятельности.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592-1670) - выдающийся чеш­ский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспри­нимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Зако­ны хорошо организованной школы». К. разработал научные основы классно-уроч­ной системы организации учебных занятий, которая распростра­нилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространенных, признанных форм организации обучения.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contents – содержание) – метод исследования, используемый в педагогике. Заключается в выявле­нии и оценке специфических характеристик текстов и др. носите­лей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной доку­ментации и т. д.).

КОНФЛИКТ (от лат. confliktus – столкновение) – столкно­вение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

ЛЕКЦИЯ – метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ – продолжительное устное изложение (45–50 мин) учебного материала в сочетании с приемами акти­визации познавательной деятельности учащихся (запись основ­ной мысли, конспектирование, составление схематической мо­дели излагаемого материала и др.).

ЛИДЕР (от англ. leader – ведущий) – член группы с наивыс­шим статусом, за к-рым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Л. бывает формальным (официально назначенным, узаконенным юридически) и неформальным (ре­ально признаваемым коллективом).

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.) – индивидуальный под­ход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осо­знании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулиру­ющих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

ЛИЧНОСТЬ – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей.

ЛОГОПЕДИЯ – отрасль психологии и педагогики, изучаю­щая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888–1939) – советский пе­дагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на баш­нях», «Книга для родителей», «Методика организации воспита­тельного процесса» и др. Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Является одним из теоретиков коллективного вос­питания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания.

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - высокий уровень ов­ладения пед. деятельностью; комплекс специальных знаний, уме­ний и навыков, профессионально важных качеств личности, по­зволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное пед. воздействие и взаимодействие.

МЕТОД (от греч. methodos – путь исследования или позна­ния) – совокупность относительно однородных приемов, опера­ций практического или теоретического освоения действительно­сти, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их клас­сификации выступает как одна из основных.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного разви­тия система знаний об отправных положениях пед. теории, о прин­ципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследо­вания, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – общественно обусловленные спо­собы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятель­ности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их ре­шения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей вос­питанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведе­ния; условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

Методы организации деятельности и опыта поведения – пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положи­тельных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания вос­питывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).

Методы стимулирования деятельности и поведения – пути по­буждения воспитанников к улучшению своего поведения, разви­тия у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего пре­дела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию яв­ляется к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», пре­одолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А.С.Макаренко, возможно при безоговороч­ной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и край­ней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Методы формирования сознания – методы воспитания, направ­ленные на формирование правильных понятий, оценок, сужде­ний, мировоззрения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – система последовательных, взаимо­связанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвое­ние содержания образования, развитие умственных сил и способ­ностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – сово­купность способов и приемов познания объективных закономер­ностей обучения, воспитания и развития.

МЫШЛЕНИЕ – познавательная деятельность личности, ха­рактеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

НАВЫК – действие, доведенное до автоматизма; формирует­ся путем многократного повторения. В процессе обучения необхо­димо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредмет­ного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т.п.

НРАВСТВЕННОСТЬ

1) особая форма общественного со­знания и вид общественных отношений, один из основных спо­собов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, спра­ведливости и т. д.;

2) система внутренних прав человека, основан­ная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочуствия, готовности прийти на помощь.

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения опреде­ленной системы знаний в интересах человека, общества и госу­дарства, сопровождающиеся констатацией достижения граждани­ном (обучающимся) установленных государством образователь­ных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

ОБРАЗОВАННОСТЬ – качество развившейся личности, ус­воившей опыт, с помощью к-рого она становится способной ори­ентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посред­ством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявля­ющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанав­ливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логи­ческих рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм).

ОБУЧЕНИЕ

1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразо­вания в соответствии с поставленными целями;

2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

3) целенаправленное влияние на развитие информационно-опе­рационной сферы человека;

4) двусторонний процесс, осуще­ствляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Обучение проблемное – активное развивающее обучение, ос­нованное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий.

Обучение программированное – один из видов обучения, осу­ществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных учеб­ников и обучающих машин.

Обучение развивающее – ориентация учебного процесса на по­тенциальные возможности человека и на их реализацию. В кон­цепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие двух или более людей, состоя­щее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. О. явля­ется необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

Общение педагогическое – профессиональное общение препо­давателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, активную, аффективную и соц. перцептив­ную функции.

ОБЪЯСНЕНИЕ

1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала;

2) совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, не­раскрытого явления или имеющих целью дать более ясное пред­ставление о том или ином известном явлении.

ОДАРЕННОСТЬ

1) качественно своеобразное сочетание спо­собностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;

2) общие способности или общие моменты способностей, обус­ловливающие широту возможностей человека, уровень и своеоб­разие его деятельности;

3) умственный потенциал, или интел­лект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4) совокупность задат­ков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

5) талант­ливость; наличие внутренних условий для выдающихся достиже­ний в деятельности.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.).

ОЛИГОФРЕНИЯ – врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, к-рое по степени вы­раженности дефекта делится на дебильность, имбецилъностъ и иди­отию.

ОПРОС – сбор первичной информации путем постановки стандартизированной системы вопросов (применяется в соц., психол., пед. и др. исследованиях). Методики О. подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование.

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – творческое, активное ос­воение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе соц., нравственными и правовыми нормами и прави­лами, чувством долга.

ПЕДАГОГИКА

1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, орга­нически связанные с законами развития общественных отноше­ний и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирова­ния подрастающих поколений, особенности и условия органи­зации пед. процесса;

2) совокупность теоретических и приклад­ных наук, изучающих воспитание, образование и обучение;

3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в про­цессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с само­воспитанием, самообразованием и самообучением и направлен­ных на развитие, человека;

4) учебный курс, который преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Педагогика общая

1) базовая научная дисциплина, изучаю­щая общие закономерности воспитания человека, разрабатываю­щая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспита­тельных учреждениях всех типов;

2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспита­ния, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений;

3) отрасль пед. знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными ча­стями П. о. являются: теория воспитания, теория обучения (дидакти­ка) и теория организации и управления в системе образования.

Педагогика специальная (дефектология) – наука об особенно­стях развития и закономерностях обучения и воспитания аномаль­ных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изуча­ет закономерности обучения и воспитания глухих); тифлопедаго­гику (занимается со слепыми и слабовидящими); олигофренопедагогику (проблемы умственно отсталых детей); логопедагогику (исправление речи детей и подростков).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникаю­щих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в обществен­ной и трудовой деятельности, формирование его как личности;

2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (груп­пой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся вза­имоотношений.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - целостный учебно-воспи­тательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обуче­ния, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудни­чеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Про­цесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, про­фессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА – конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Ос­новой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учеб­но-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познава­тельной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. П. у. осуществляется в виде конспекта.

Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся.

ПОВЕДЕНИЕ – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществля­емых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – возраст, являющийся пере­ходным от детства к взрослости и охватывающий период челове­ческой жизни от 10–11 до 13–15 лет.

ПОЗНАНИЕ – обусловленный развитием общественно-исто­рической практики процесс отражения и воспроизведения дей­ствительности в мышлении человека, результатом к-рого являет­ся новое знание о мире.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ – процесс направленного разви­тия и формирования человеческой личности в условиях ее обуче­ния, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отно­шения, обеспечивающие развитие человека.

ПРЕПОДАВАНИЕ – специальная профессиональная деятель­ность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упоря­доченная деятельность педагога по реализации цели обучения (об­разовательных задач) и обеспечения информирования, осозна­ния и практического применения знаний.

ПРИЕМ (в пед.) –

1) относительно законченный элемент вос­питательной технологии, зафиксированный в общей или личной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях;

2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реали­зации метода.

ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРО­ЦЕССА (пед.) – исходные положения, определяющие содержа­ние, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные тре­бования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Доступность в обучении и воспитании (в пед.) – принцип, со­гласно к-рому учебная и воспитательная работа строится с уче­том возрастных, индивидуальных и половых особенностей уча­щихся, уровня их обученности и воспитанности.

Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педа­гогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.).

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка – реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, к-рая требует от участников умения сотрудничать, координиро­вать совместные действия, находиться в постоянном взаимодей­ствии.

Наглядность (в пед.) – принцип, согласно к-рому обучение стро­ится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых уча­щимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения.

Научность в обучении и воспитании – принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установ­ленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы к-рой изучаются.

Принцип культуросообразности – максимальное использова­ние в воспитании и образовании культуры той среды, нации, об­щества, страны, региона, в к-рой находится конкретное учебное заведение.

Принцип природосообразности – исходное положение, требую­щее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодей­ствия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конк­ретными особенностями и уровнем развития.

Принцип сотрудничества – ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Прочность, осознанность и действенность результатов воспи­тания и обучения – принцип, сущность к-рого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоз­зренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоя­тельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраня­ются в памяти.

Связь теории с практикой – принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздей­ствовать.

Систематичность и последовательность – соблюдение логиче­ских связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учеб­ного материала в большем объеме и более прочно.

Сознательность, активность, самодеятельность – принцип, сущ­ность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная ак­тивность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой зна­ний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требо­вательностью к нему – принцип, требующий уважения педаго­га к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уваже­ния к личности ребенка является разумная требовательность, вос­питательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспи­тательного процесса, задачами полноценного развития личности.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (в пед.) – познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей про­цессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (в пед.) – создание проектов новых учеб­ных планов, лабораторий и студий, новых образовательных про­грамм.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ – процесс пед. взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и обще­ства возникает организованное воспитательное влияние, име­ющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овла­дению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношени­ями.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс закономерного изме­нения личности в результате ее социализации. Обладая природ­ными анатомо-физиологическими предпосылками к становле­нию личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения­ми человечества.

Развитие умственное – сложная динамическая система коли­чественных и качественных изменений, происходящих в интел­лектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим услови­ям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенно­стям его психики.

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ – план школьных занятий учащихся в течение недели.

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - измене­ния в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников.

РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent – отвечающий)– участ­ник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от ха­рактера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуе­мого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

САМОВОСПИТАНИЕ – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

САМООБРАЗОВАНИЕ – специально организованная, само­деятельная, систематическая, познавательная деятельность, на­правленная на достижение определенных личностно и (или) об­щественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

САМООБУЧЕНИЕ – процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбран­ных средств.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.,

САМООЦЕНКА – оценка человеком самого себя, своих до­стоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - наиболее полное выяв­ление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учеб­ной деятельности, при котором предполагается определенный уро­вень самостоятельности ученика во всех ее структурных компо­нентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простей­ших видов работы к более сложным, носящим поисковый харак­тер.

СЕМЬЯ – малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность взаимодействую­щих преемственных образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов различного уровня и направлен­ности; сети реализующих их образовательных учреждений, раз­личных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - систе­ма научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта твор­ческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разносто­роннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, пове­дения, подготовку к общественной жизни и труду.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения и активного воспро­изведения человеком соц. опыта, овладения навыками практи­ческой и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Факторы социализации – факторы, влияющие на процесс со­циализации личности. Различают:

 микрофакторы: семья и домаш­ний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и суб­культура, институты воспитания, общественные, государствен­ные, частные, религиозные организации.

Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип поселения, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, де­мографические, культурные).

Макрофакторы: страна как природно-климатический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-соц. явление, государство как политико-юридическое явление.

 Мегафакторы: космос, планета, мир.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА – соц. зона ближайшего действия чело­века; сложная и неоднозначная система условий развития личнос­ти как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и по­ступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межлич­ностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действи­тельность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – совокупность соц. ролей и ста­тусов, предназначенная для удовлетворения определенной соц. потребности.

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психол. особенности лич­ности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направ­ленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ – совокупность природных и соц.-бытовых условий, в к-рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, шко­лы, семьи.

СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятель­ности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организа­ции и осуществления пед. процесса и выполняющие функции раз­вития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Технические средства обучения (ТСО) – устройства и прибо­ры, служащие для усовершенствования пед. процесса, повыше­ния эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - совокуп­ность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

СТРУКТУРА УРОКА – совокупность элементов урока, обес­печивающих его целостность и сохранение основных характерис­тик при различных вариантах сочетания. К этим элементам отно­сятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведе­ние итогов урока. Тип урока определяется наличием и последова­тельностью структурных частей.

СХОЛАСТИКА – господствующее направление в средневеко­вой философии, представители которого считали своей задачей те­оретическое обоснование догм христианской религии.

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – чувство меры в поведении и дей­ствиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уваже­ние достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообла­дание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – выработка и воплоще­ние учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспита­тельного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных пед. решений. Т. п. характеризует наличие у педагога глу­боких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в пед. действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания.

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ – раздел педагогики, раскрываю­щий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.

ТЕСТ (от англ. test – испытание, проверка) – стандартизо­ванный метод исследования, предназначенный для точных коли­чественных и определенных качественных оценок индивидуаль-но-психол. особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) – отсут­ствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фак­тор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психол. адаптации.

УБЕЖДЕНИЕ – метод воспитания, представляющий ин­теллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения, У. основано на осмысленном принятии человеком к.-л. сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение м. б сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не восприни­мается в готовом виде.

УМЕНИЕ – подготовленность к практическим и теоретичес­ким действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта У. формируется пу­тем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ -

1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а так­же структуры управления самих образовательных учреждений;

2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически по­вторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффек­тивное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и конт­роль, определяющие функционирование и развитие основных об­разовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерыв­ное саморазвитие.

УПРАЖНЕНИЕ – повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо един­ственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, которые предше­ствуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление.

УРОК – динамичная и вариативная основная форма организа­ции учебного процесса, при к-рой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач обра­зования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип У. может иметь нескольких разновидностей. Напр.: тип урока – объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т.д.

УСВОЕНИЕ – овладение человеком в процессе обучения дей­ствиями, понятиями, формами поведения, выработанными об­ществом. Проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (приме­нение).

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс приобретения чело­веком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подле­жащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предме­ту; логика изучения основных идей с указанием последовательно­сти тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У. п. бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - см. Педагогиче­ский процесс.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведе­нии, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – педагогически адаптированная сис­тема знаний, умений и навыков, выражающая основное содержа­ние той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе к-рого решаются задачи обра­зования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение).

УЧЕНИЕ – особым образом организованное познание; позна­вательная деятельность обучаемых, направленная на овладение сум­мой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823–1870) – вели­кий русский педагог, один из основоположников пед. науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как пред­мет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической ли­тературы», «О народности в общественном воспитании», «Три эле­мента школы», «Детский мир» и др.

Основой пед. системы У. стали требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-уроч­ной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Од­ним из первых разрабатывал основы пед. антропологии.

ФАКТОР (от лат. factor – делающий, производящий) – при­чина, движущая сила к.-л. изменения, явления.

ФОРМА (в пед.) – способ существования учебно-воспитатель­ного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс развития и ста­новления личности под влиянием внешних воздействий воспита­ния, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обуче­ния; процесс становления человека как субъекта и объекта обще­ственных отношений.

ЦЕЛЬ

1) один из элементов поведения, сознательной дея­тельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее дости­жения;

2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение по­требностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и каче­ствам, умственному, физическому, нравственному, эстетическо­му развитию и отношению к жизни.

Цель образования – образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы.

Цель педагогическая – результат взаимодействия педагога и уча­щегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отби­раются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

ШКОЛА – соц. институт, общественно-государственная сис­тема, призванная удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт) – об­щенаучный метод исследования, который заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, опре­деленным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функциониро­вания.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»