Педагогические ситуации воспитательного характера

Педагогические ситуации воспитательного характера

 Эффективность повышения педагогической компетентности учителя во многом зависит от форм и методов его обучения и повышения квалификации.

Коллективные методы решения педагогических задач не только стимулируют познавательный интерес студентов к практическому приложению знаний, но и позволяют упорядочить теоретические знания.

Студенты получают высокую культуру научно-педагогического мышления, самостоятельность, инициативу, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, позицию, у них вызывается чувство ответственности в разрешении на практике (в условиях реальной действительности) различных педагогических задач.

Еще одним достоинством коллективного решения педагогических задач является возможность их анализа и оценки с точки зрения педагогической целесообразности, эффективности предлагаемых решений, определения ближайших и отдаленных последствий принятых решений

Решение педагогических задач позволит обогатить свой опыт новыми приемами, подходами, вариантами решений, творческим поиском.

Реальная школьная практика чрезвычайно богата неожиданными ситуациями, требует от студента мобильности, использования разнообразных приемов с учетом конкретных обстоятельств, своеобразия события или факта.

Все это в конечном итоге поможет студенту понять, как строить конкретную воспитательную работу, не подчиняясь обстоятельствам, а управляя ими, контролировать воспитательные ситуации и регулировать их ход на основе осознанных педагогических закономерностей.

               1. Проказник

...В кабинете уже не хватало стульев, а учителя все подходили и подходили.

Мне оставалось только записывать: об ученике Шалове в этой школе мог рассказать каждый. Он бил одноклассников и обижал малышей, столкнул девочку с лестницы и отбирал деньги у слабых.

Перечень проступков вмещался в первые пять лет учебы Шалова в этой школе. Шестой класс он провел в спецшколе и вот в 7-м вернулся вновь.

— Видно, здорово ему там дали, подтих немного.

И эти комментарии, и нежелание как-то более тактично, не оглашая на всю школу, собрать педагогов, и непримиримость, с которой педагоги вспоминали все плохое из жизни Шалова, убеждали: ничего не изменилось в отношениях между школой и ее подтихшим воспитанником.

Встреча с Ильей подтвердила это впечатление. Затравленный взгляд, все время убегающий от собеседника, угрюмое молчание с редким вымученным "да" и "нет", упрятанная вглубь, но способная в любую минуту прорваться злоба на всех вокруг.

Объясните ситуацию:

1. Почему педколлектив школы бессилен в воспитании этого ученика?

2. Каким вернулся Шалов из спецшколы?

2. ХОЧУ БЫТЬ НУЖНЫМ

Отец мой, учитель, словесник по призванию, никогда не пил. Однажды он поддался на уговоры приехавшего из Москвы фронтового друга, дяди Пети. Через неделю после этого я и сам познал вкус водки, мне налил стакан парень старше меня, лидер нашей избранной школьной компании: "Выпей, и станешь сегодня мужчиной".

Ну а как же с моим честолюбием, с мечтой об успехе, о славе? Водка сожгла начисто все честолюбие, спалила дотла.

Объясните ситуацию:

1.  Почему он познал вкус водки? Какие обстоятельства послужили этому?

2. Кто виновен в переломе жизни ребенка?

3. Почему не сбылась его мечта? Были ли рядом настоящие друзья?

4. Как поступил бы ты?

 3. КУДА УПЛЫЛ КОРАБЛИК

Хорошо ли это - дети на рынке? Такой вопрос мы задали Диминой маме, приехавшей вместе с сыном. Свою фамилию и тем более адрес сообщить они отказались.

— А чем плохо? Ребенок при мне...

— Но он же не ходит в школу!

— Чему он там может научиться? Книжку, что ли, читать? А тут хоть арифметике научится: пятнадцать копеек и семьдесят... уже рубль выходит.

— Диму есть с кем оставить?

  Можно у бабки. Но ему у бабки скучно. Вот просит: возьми да возьми с собой... Ничего, пусть к жизни привыкает. Да и Москву заодно посмотрит.

Но пока Дима Москвы не видел. Только пыльный рыночный двор. И играет он в то, что видит вокруг себя: "в милиционера", "в продавца и покупателя". "Мусор у тебя, а не петрушка, — вполне профессионально заявляет ему рядом торгующий Ренат. "Не хочешь —не бери", — философски отвечает Дима. Это их детство, и не только их.

Объясните ситуацию:

1. Как родители заставляли привыкать к жизни мальчиков?

2.  Правильно ли поступили родители со своим сыном?

3.  Как родители относились к школьной жизни?

4.  Как поступил бы ты?

          4. ПРОПАДАЮТ ДЕНЬГИ...

Бабушка рассказывает. Внуку 9 лет. Заметила, что начали пропадать деньги — мелочь.

И все-таки это воровство. Проследила. Внук во всем признался. Оказалось, что его посылали брать деньги другие, более взрослые подростки.

Сообщили инспектору по делам несовершеннолетних. Провел работу. Нo деньги по-прежнему продолжают исчезать. Внук стал осторожным, озабоченным, растерянным, скрытным, стал лгать.

Чувствую, что те ребята продолжают требовать от него денег, но более изощренно. Внука они чем-то напугали.

Объясните ситуацию:

Что предпринять в данном случае?

 5. "НЮХАЧИ" И "ТОКСИКОМАНЫ"

Вы узнали, что группа ребят из вашего класса нашла в школе бочку с технической жидкостью и вдыхали ее пары.

Оказывается один из "друзей", что постарше Ваших учеников, предложил им "побалдеть".

А мальчики, влекомые понятным чувством и где-то — а что, и я могу! — вдыхали пары у бочки.

Рядом стояли другие ребята и молча наблюдали за происходящим. Увидев учительницу, все разбежались.

Объясните ситуацию:

1. Почему младшие стали подражать старшему?

2.  Почему наблюдавшие за происходящим старшие не остановили младших?

3.  Какую работу Вы проведете с детьми? Ваша позиция при этом.

 

         6. В ШКОЛУ БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ

В тот день после одного довольно сурового разговора с матерью в кабинет директора был вызван перепуганный Лешка, страдающий логоневрозом. Директор вручила ему книжку, указала текст. Затем извлекла из шкафа песочные часы и, установив их на столе, скомандовала: "Начали!"

Лешка, сглотнув слюну, попытался что-то произнести, но получился какой-то нечленораздельный звук.

- Ты долго молчать будешь? Посмотри на часы - время-то заканчивается.

Мать, присутствовавшая на "экзамене", словно к стулу приросла, боясь пошевелиться. Лешка продолжал молчать, тупо смотрел в книгу.

Объясните ситуацию:

1. Была ли необходимость вызывать Лешку с урока в кабинет директора?

2. Права ли директор, устроив ученику, страдающему речевым дефектом, "экзамен"?

3. Почему ученик не смог прочитать текст?

 7. ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ ВИД?

Этим летом я работала воспитателем в центре "Голубые озера". В первый же выходной пошла в поселок. У станции, возле дороги, к которой ежедневно ходят сотни местных жителей и отдыхающих, я увидела памятник воинам, павшим за освобождение Листовки. Памятник, заросший бурьяном, с отлупившейся краской. Вокруг валялись бутылки, консервные банки...

Когда я предложила детям взять шефство над памятником, они с радостью согласились. С каким энтузиазмом ребята вырывали бурьян, вскапывали землю, посыпали дорожки песком, который сами накопали за 2 километра от поселка, и как они были огорчены, когда пришло время возвращаться в центр!

Мне было радостно видеть, что это доброе дело нашло отклик в детских душах. Но я не знаю, что бы я ответила на их вопрос: "А почему взрослые допустили, чтобы на памятнике появилась паутина, а перед ним - свалка мусора?" Ребята не задали этот вопрос, но их глаза и сердца требовали ответа.

Объясните ситуацию:

1.   Как дети отнеслись к предложению воспитателя?

2. Останутся ли дети равнодушными, столкнувшись с таким явлением в следующий раз?

        8. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Кто тогда затеял этот спор, сейчас и не вспомнить. Только кончилось все тем, что он решил доказать: сломать замок и залезть в чей-то сарай, стоящий в тихом переулке, — дело пустяковое, раз плюнуть. "Главное, осторожно, тогда никто и не заметит".

Его заметили. Тут же вызвали милицию, позвонили в школу. Допрашивал Валеру пожилой майор с орденскими колодками на кителе. "Сопляк, — это было первое слово, которое он произнес, — в твои годы люди в атаку ходили, а ты —вор. Видно, мало отец тебя порол. Майор вряд ли "знал, что попал в самую точку. Отец уже полгода лечился в ЛТП.

И неожиданно Валере стало легко и весело. И он расхохотался, стал, захлебываясь, выкрикивать что-то грубое, обидное, не слыша себя, не замечая никого вокруг...     

                                   Объясните ситуацию:

1.  Зачем Валера залез в чужой сарай? Чем это вызвано?

2.   Были ли родители примером для него? 

3.   Понял ли майор психическое состояние мальчика?


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»