Задачи на развитие педагогических умении

Задачи на развитие педагогических умении

Педагогическая деятельность состоит из системы последовательных педагогических задач, решение которых зависит от степени развитости у педагога тех или иных педагогических умений.

 В педагогической теории и практике выделяют следующие основные педагогические умения: познавательные, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские (Кузьмина Н. В.).

Наряду с развитием у студентов перечисленных педагогических умений существует проблема подготовки будущего педагога к процессу развития аналогичных умений у учащихся.

И в школе теперь основной акцент со знаний переносится на умение пользоваться знаниями и получения самих знаний.

К числу таких умений учащихся относят: мотивационные, информационные, организационные, операционные, логико-обобщающие, эмоциональные, коммуникативные, оценочные и творческие.

Соответственно педагогические задачи необходимо строить на таких областях деятельности учителя и учащихся, в которых необходимо проявить названные умения. Такой процесс решения задач познакомит студентов с содержанием будущей профессиональной деятельности и параллельно позволит развивать у них педагогические умения.

 

1. Задачи на развитие познавательных умений педагога

Познавательные умения включают действия по поиску и анализу информации, построению различных интерпретаций знаний и умения изучать и оценивать эмоциональное состояние и возможности ученика, на которого предстоит оказывать педагогическое воздействие. Значит при построении педагогических задач их содержание необходимо брать из этих областей жизни и деятельности ребят или учителя, воспитателя, а способы их решения должны привести к развитию у студентов познавательных умений.

1.   Приведите не менее пяти аналогий к данным понятиям: быть активным, акцентировать внимание, быть любопытным.

2.    Назовите смысл данных выражений одним словом: суждение, которое или может быть доказано, или самоочевидно; добровольное желание человека, постоянно стимулирующее и направляющее его действия и поступки.

3.   Объясните за одну минуту смысл выражений: на дне каждого сердца есть осадок; пояснительные выражения объясняют темные мысли.

4.  К данным словам (слова даются преподавателем в соответствии с темой занятия) подберите по два синонима и антонима (при подборе антонимов обходиться без отрицательной частицы "не").

5. По данной фотографии (можно взять из газет, журналов, использовать слайды, видеоматериалы) определите и опишите внутреннее состояние ученика. Обоснуйте свой ответ на основе теории.

6.    Опишите внешние признаки состояния ученика: пытающегося высказать свое мнение, обозленного на несправедливое отношение учителя к нему.

7.    Перед началом урока ученики договорились, что на уроке никто из них вслух не будет говорить. Необходимо за 3-5 мин. выяснить намерения учеников. Опишите, по каким признакам это можно определить.

8.    Люблю молчащего ученика с искорками мысли в открытых, доверчивых глазах, в упор смотрящих на учителя и на себя. Тут и ответы на "пять", и молчание на "отлично" (Ильин Е. Н.). О каких умениях педагога- мастера здесь идет речь? Что значит молчание ученика на отлично? Как можно смотреть в себя?

9.  Опишите состояние ученика по внешним признакам: сомневающегося, нашедшего наконец ответ задачи, ошеломленного увиденным.

 2. Задачи на развитие умений педагогического общения

Известно, что основным средством педагогического воздействия взрослых на детей является слово. Значит, будущего педагога надо учить мастерству слова, речи и невербального общения. Важность задач и упражнений такого типа связана еще и с тем, что учителя, не владея техникой дыхания, дикцией, постановкой голоса, ритмикой речи, часто срывают свой голос или не могут эффективно воздействовать на ребят.

При конструировании задач такого типа необходимо по содержанию отразить в них упражнения по отработке умений техники дыхания, силы полетности, тембра голоса, дикции и ритмики.   

Можно также использовать задачи на анализ и оценку ситуаций общения учителей, мастеров, персонажей художественных произведений, ораторов, политиков, поэтов и др.

Конечно, было бы лучше вести в педагогическом институте курс педагогической риторики, но пока эти функции выполняет курс педагогики.

Попутно о задачах такого типа мы упомянули в разделе развития конструктивных умений, поскольку каждое из этих умений имеет особенности своей конструкции, структуры и формы.

1.    Если ребенок не поддается слову воспитателя, то надо повышать способность ученика слушать (В. А. Сухомлинский). Объясните следующие понятия и проиллюстрируйте их примерами:

а) интенсивность, агрессивность, провокационность и неопределенность слова;

б) мажорность речи;

в) способность слышать:

в) способность слышать, услышать и слушать;

г) произвольное и непроизвольное внимание ученика;

д) главное и вспомогательное в речи, тексте;

е) поддаваться слову и признаки такого состояния ученика;

ж) упражнения на развитие умений слушать.

Выделите признаки: видоизменения слова, поддаваемости ученика слову учителя и приведите приемы развития умений слушать.

2.    Рассказчик для убедительности своей речи использует следующие приемы:

а) обращение к чувствам и эмоциям слушателей;

б) обращение к отдельным лицам, добиваясь от них одобрения;

в) обращение к авторитету известных людей, к цитатам;

г) обращение к жалости и состраданию героев рассказа;

д) приведение истинных аргументов и доказательств;

е) призыв к моральной ответственности.

Подготовьте фрагмент рассказа с использованием отмеченных приемов. Продемонстрируйте его в своей группе. Анализируйте реакции товарищей на ваши приемы. Оцените эти приемы.

3.    Одним из главных недостатков рассказа учителя считают невозможность установить обратную связь с учениками, получить информацию о мыслях и реакции учеников на излагаемый материал. Но есть случайные признаки этой связи:

а) ученик перебивает учителя и задает вопрос;

б) ученик дополняет, поправляет, возражает, отвергает мнение учителя или факты, приводимые в рассказе;

в) ученик делает пометки по ходу рассказа учителя. Используя свой школьный опыт, опишите реакцию учителей на такие проявления в действиях учеников. Как бы вы поступили в таких ситуациях? Какие сведения oб этом имеются в теории педагогики?

4.    Одна учительница описывает особый прием педагогического воздействия. Пригласив к себе после уроков провинившегося ученика, она рассказывает ему в»е свои тяготы в этот день дома и в школе. Сказав ему еще о том, что ей осталось делать, отпускает ученика, сославшись на отсутствие времени на беседу о его проступке. Утверждает, что этот прием сильно действует на ребят.

Объясните, в чем сила этого приема. Решились бы вы на такое общение с учеником? Что о нем написано в теории педагогики?

5.    А. С. Макаренко утверждает, что научился говорить "иди сюда" с пятнадцатью оттенками. Попробуйте подыскать хотя бы пять вариантов для следующих требований: подумай, спокойно, узнаешь.

6. Покажите жестами рук: восхищение, прощение, сочувствие, огорчение, удивление.

7.    Покажите жестами головы: утверждение, ласку, спрос, уверение, негодование.

8. Изобразите с помощью взгляда: сомнение, удивление, укор, сожаление, угрозу, удовлетворение.

9.    Ниже приведены вопросы, с помощью которых учитель может вызвать у ученика сомнения, желание спорить, отвергать или доказывать свое мнение.

а.     Что означает слово бесценный - без цены - бесплатный?

б.    Не впадает ли Волга в Каспийское озеро?

в.     Чем меньше работает учитель на уроке, тем он лучше?

г.     В каком году и кто изобрел колесо?

д.    Бывает ли ум головы и ум сердца?

е.     Может ли много знающий ученик быть не в числе первых?

Какова специфика этих вопросов? Составьте пять своих вопросов такого характера. Попробуйте вызвать студентов своей группы на обсуждение своих или данных вопросов.

10. Найдите ошибки в следующих высказываниях: "выдающий ученый", "книга появилась в свет", "просклоняй по падежам", "мы имеем теорему", "здрасте", "сыграло большое значение", "вот эта остроумность","жаждет любви".

11. Игра «За словом в карман не лезет». Играют 4—5 человек. Один по жребию начинает рассказ на любую тему. Остальные .внимательно следят за ходом его мысли. В любой момент ведущий останавливает рассказчика и передает слово другому участнику игры.

Тот должен продолжить рассказ, не прерывая его и не меняя смысла. Кто не сумеет это сделать, выбывает из игры. Разыграйте в группе. Определите ее преимущества и недостатки.

Назовите, какие умения педагога развивает эта игра.

12. Поэт Вадим Шефнер писал: "Есть слова - словно раны, слова - словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой вести".

Вложите эти слова в уста педагога и определите реакцию учеников на них. Продемонстрируйте их силу в своей группе.

13. Моя дочь хорошо учится, добросовестная и; аккуратная. Но недавно она взяла без спросу деньги и купила лотерею фонда имущества Республики Дагестан. Не знаю, откуда у нее такой нездоровый азарт. Что мне с ней делать, как поговорить?

Предложите свои варианты беседы с этой ученицей. Что вы посоветуете этой матери? Есть ли общий подход к таким явлениям?

 

3. Педагогические задачи на осознание собственных наблюдении и опыта студентов, учащихся

Педагогическая профессия отличается от многих других профессий тем, что педагогическая деятельность в течение многих лет уже была предметом внимания и влияния нынешних студентов. Только в школе они в качестве учеников выполняли требования педагога, но не старались разобраться в их сути.

Прежде чем приступить к изучению педагогики как науки, необходима помощь студентам в осознании этого собственного спонтанного опыта. Известные им обыденные понятия и суть явлений могут стать благодатной почвой при изучении научных категорий.

Такого тип задачи целесообразно включать в пропедевтический курс "Введение в педагогическую профессию". Оправдываются они и на этапе введения основных понятий в научном курсе педагогики и методики специальной дисциплины. Такой подход используется в любой деятельности, прибегая к различным трактовкам и аналогиям реальной жизни в целях обеспечения доступности новых понятий и явлений.

1.    Начало урока. Учитель внимательным взглядом обводит весь класс. Некоторые ученики никак не хотят, чтобы их побеспокоили и старательно уводят взгляды в сторону или в книгу. Учителя, как правило, опрашивают таких учеников. Насколько оправдан такой подход учителя?

2.    За подсказку многие учителя ставят двойки. Разве подсказка - не желание детей выручать друг друга в беде? Почему опытные воспитатели не понимают, что сами не правы?

3.    Часто можно заметить в классах, как знающие ученики, решая задачу или выполняя упражнение, прикрывают свою работу рукой. Как можно оценить такие взаимоотношения учеников, сидящих все время за одним столом? Что бы вы им посоветовали?

4.    Одним из хороших качеств учителя считают любовь к детям. Но у каждого учителя в году учатся около ста ребят. Как можно любить столько детей одновременно? Как можно объяснить это требование к учителю?

5.    Учитель решил выставить незнающему ученику двойку. А ученик умоляет его не делать этого и говорит, что ему нельзя иметь двойку. Обоснуйте просьбу ученика. Как бы вы поступили в такой ситуаций?

6.    Учитель математики постоянно твердил ученикам, чтобы они вернули долг, который он им давал вчера. Может ли учитель что-то одолжить ученикам? Что будет с учениками, если они не вернут то, что им давал учитель? Насколько прав данный учитель?

7.    Доброта-это одно из основных качеств хорошего человека. Определите наиболее подходящее ее объяснение среди следующих:

      поступки, направленные на благо другого человека;

      делай добро и бросай в море;

      соизмеряй добро, чтобы узнать, куда оно девается;

      добро должно уметь себя защищать, должно быть с кулаками;

      добро не нуждается в защите, ибо оно непобедимо.

8.    Творческий ученик должен выглядеть следующим образом:

      неспокойная, ищущая натура;

      у кого собрано много всяких знаний;

      кто хочет знать даже больше учителя;

      "фома неверящий", все время и во всем сомневается;

      владеет свободой, диктуемой только изнутри. Как вы считаете, как выглядит творческий ученик?

9.    Мировоззрение человека можно понимать по - разному:

      смотреть на мир;

      умение описать подробно увиденное;

      умение объяснить увиденное, услышанное;

      мнение, которое отличает одного человека от другого;

                 оценка разных явлений с одной позиции;

      устойчивые взгляды человека на природу, общество и на себя. Попробуйте сформулировать определение мировоззрения на основе предложенных утверждений.

10.     Человека делают человеком следующие вещи:

      понимание и уважение родителей;

      судьба и вера в судьбу;

      отношение к окружающим его людям;

      собственные усилия и старания;

      знания, которые ему дают в школе;

      примеры поведения невоспитанного человека.

Определите, какой из данных факторов является решающим в становлении человека.


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»