Педагогическая ситуация "учитель - класс"

Решение педагогических ситуаций в системе «учитель - класс»

 Опираясь на социально-психологические закономерности жизнедеятельности коллектива, самостоятельно решите следующие педагогиче­ские ситуации и сравните Ваш вариант с решени­ем учителей-практиков.

Дайте практическое обоснование способам успешного решения педагогических ситуаций, найденных учителями и Вами лично.

Ситуация 1.

...Молодая учительница, впервые вошедшая в класс к шестиклассникам, увидела, что дети приветствуют ее,  стоя  на  стульях.  Замешательство длилось несколько секунд...

Ситуация 2.

...Однажды ко мне в кабинет вошла взволно­ванная учительница биологии и заявила, что она больше не пойдет в 8 «б» класс, так как ее оскор­били учащиеся этого класса. Она рассказала, что в начале урока они тряслись от смеха, гладя на плащ учительницы, который висел на скелете че­ловека. Его повесил туда ученик этого класса на перемене (плащ учительницы висел на гвоздике в этом классе).

Я попросила успокоиться учительницу и пой­ти со мною в класс. При моем появлении уча­щиеся замерли. Они ожидали, что я начну выяс­нять, кто это сделал. Но...

Ситуация 3.

...Исходная позиция: учитель приходит в класс, учащихся нет, все они залезли под столы. Потом с улыбкой оттуда выползают. Ушло 2 ми­нуты урока...

Ситуация 4.

...Молодая учительница после окончания пе­дагогического училища получила 1-й класс, в ко­тором было 38 человек. Еще с детского сада эта группа славилась излишней подвижностью, ори­гинальными поступками, иной раз небезобидны­ми. Особо выделялся один — Сергей. Уже в 1-м классе у него явно обнаружились способности в области изобразительного искусства. Со второго полугодия он уже адресовал дружеские шаржи учителям, изображая их с натуры; правда, не от­крыто; демонстрировал попытки нарушить дис­циплину. Так же тихонечко притащил он собаку в класс, запихал в парту, наказал сидеть тихо. Учи­тельница сразу почувствовал, войдя в класс, что в классе что-то готовится: «Мордашки» у ребят бы­ли такие, что трудно подобрать слова, они все ждали, что что-то сейчас будет, когда можно долго веселиться. Что делает учительница?

Ситуация 5.

...Учительница математики, войдя в класс, увидела на столе спортивный кубок, который ре­бята «взяли» со стенда...

Ситуация 6.

...Учительница входит в класс на урок. В 8-м классе за равнодушие к предмету физики учи­тельницу ребята звали между собой «селедка». Войдя в класс, она заметила на доске нарисован­ную рыбу...

Ситуация 7.

...В нашей школе работает учитель химии Му­за Ивановна, которая отличалась чрезмерной строгостью к малейшим нарушениям дисципли­ны. Однажды перед началом химии учащимися 8 класса на доске было написано большими бук­вами слово «МУЗА».

Все учащиеся ожидали, что она будет на это бурно реагировать, но получилось вот что...

Ситуация 8.

...Школа имеет надворные туалеты. Летом их ремонтируют обычно рабочие-шефы. Но стояли в нормальном состоянии только в первую неделю сентября. Потом выбирались кирпичики, образуя дыру, чтобы быстро уйти в случае проверки туа­летов дежурным учителем, администрацией. Но санэпидемстанция   требует,   чтобы   в туалетах сквозняков не было. Для директора каторга: ре­монтировать заставляют в любое время года. Ста­ли подозревать в разборе туалетов, конечно тех, кто стремился уйти с уроков, кто курит. Но за­ставить их восстановить разрушенное невозмож­но. Ответ один: «А Вы меня застали?»...

Ситуация 9.

...В 6-м классе урок математики вместо забо­левшего коллеги пришла провести учительница. Учащиеся встретили ее стоя и вроде доброжела­тельно. Но когда учительница предложила сесть, ни один из 40 не пошевелился, каждый как бы застыл в Своей позе. Создалась неприятная ситуа­ция, грозившая сорвать урок, тем более что учи­тельница молодая, еще без должного опыта. Как после утверждала она, появилось желание уйти из класса и не проводить урок. Это длилось недол­го...

Ситуация 10.

Это произошло в начале моей работы в школе, которой я сейчас руковожу. Веду урок в истории в 8-м классе. Замечаю: парень за последним столом ведет себя неспокойно, выражение лица открыто лукавое. 15 минут опроса отвлекли меня от мысли о приготовленном   сюрпризе. Прошло минут 10. Я увлеклась рассказом, повер­нулась к карте, а когда вновь обратилась к клас­су, остолбенела: посередине класса сидела собака.

Маленькая - еще бы куда ни шло, а то большая, серая и, как мне от страха, наверное, показалось, злая. Ноги приросли к полу: дело в том, что две недели назад меня эта собака покусала, и я ин­стинктивно испугалась.

В классе - мертвая ти­шина. Продолжать объяснение — язык не повора­чивается; умом понимаю - и ребят рассмешу, и собаку разозлю. А ей, видите ли, сидеть надоело, и она побрела по классу, какое уж тут объясне­ние, когда и моим, и вниманием классе эта зло­получная  собака завладела. В  следующий раз, когда она подошла к двери, я сказала...

Ситуация 11.

...В годы моей работы старшей пионервожа­той в базовой школе учительского института в школу прибыла группа студентов для прохожде­ния педпрактики.

На урок пришла студентка. Учащиеся знали о том, что урок будет вести студентка, и решили сорвать его. Не обращая внимания на присутст­вующих, они кричали, толкали друг друга. Сту­дентка 1—2 минуты ждала, пока они успокоятся, ребята кричали...

Ситуация 12.

...В 10-м классе учащиеся решили подшутить над учительницей, которую не очень уважали. Стул, на котором она должны сидеть, они разобрали и потом собрали, не закрепив. Но вместо учительницы немецкого языка на урок пришел учитель истории, так как расписание изменилось. Поприветствовав класс, он легко пододвинул стул, сел и, взмахнув руками, оказался на полу...

Предупредить было нельзя. Это значило себя разоблачить...

Ситуация 13.

...Конфликтная ситуация. С 1 сентября в восьмилетней школе стала работать по совмести­тельству молодая учительница музыки.

С первых дней у нее начался конфликт с учащимися 7 класса.

В конце первой четверти, когда учительница пришла на урок, она увидела, что все учащиеся стоят, повернувшись спиной к двери, и тихо по­ют песню «Летка-Енка»...

Ситуация 14.

...Идет урок иностранного языка. Учительни­ца повернулась к доске, чтобы записать предло­жение.

Раздается смех. Она поворачивается и видит, что у ее ног — ковер из белых бумажных «самолетиков». «Самолетики» летели с последних парт.

Учительница просит прекратить это безобра­зие. Просьба не помогает. Учительница удаляет шалунов, но и это не помогает...

Ситуация 15.

...Молодой учитель пришел в первый раз в 8-й класс. Ученики решили «проверить» его: все делают вид, что не замечают учителя, и продол­жают ходить по классу.

Учитель сел, открыл журнал и стал его запол­нять. Это удивило ребят, но они продолжали за­думанное:..

Ситуация 16.

...Урок физики в 8-м классе. Тема «Неве­сомость». Учитель начал объяснять новый мате­риал. В кабинет входит ученик класса (из катего­рии «трудных»). На одном из кед у него привязан маленький колокольчик. Учитель, чтобы отвлечь внимание класса от этого ученика, а многие уже обратили внимание на его кед...

Ситуация 17.

...Директор, обходя вокруг школы, встречает ученика 4-го класса с сигаретой во рту, причем ученик, увидев директора, еще на расстоянии, бросает сигарету на землю. «Саша, твои родители знают, что ты куришь?» — говорит директор. «Я не курю», — отвечает Саша. «А сейчас? Ты ведь курил», — говорит директор. «Нет, Владимир Иванович, я не курил», — говорит Саша...

Ситуация 18.

...Молодая учительница ведет урок биологии в 10-м классе, ученик ловит муху, втыкает в нее травинку с ниточкой и пускает. Учитель вел объ­яснение и не заметил этого. Учащиеся поднима­ют смех, учитель не понимает, в чем дело. В кон­це концов замечает муху с приделанным хвости­ком...

Ситуация 19.

...Школа-интернат, где дети из неблагополуч­ных семей. Урок математики в 5-м классе должна вести молодая, недавно пришедшая в эту школу, учительница и видит: ее приветствуют дети, все до одного разрисованные мелом в вертикальную полоску. Секунда молчания...

Ситуация 20.

...Во время воскресника старшеклассники, выполнив задание, отказались подобрать карто­фель из распаханных борозд, мотивируя свой от­каз нормой. Классный руководитель...

Ситуация 21.

...Будучи директором школы-интерната, войдя в 6-й класс на урок математики в качестве учите­ля, я услышал мяуканье котенка. Ученики уже настороженно и вопросительно смотрели на ме­ня...

Ситуация 22.

...В школе введена сменная обувь. Ребята, придя на занятия, переобуваются, кладут обувь в специальные мешочки, которые из-за нехватки места в раздевалке, вешают сбоку парты в своем классе. Двое учащихся 4-го класса, чтобы первы­ми уйти домой, тайком переобувались во время урока. Некоторые стали подражать им. Чтобы пресечь это, классный руководитель, учительница биологии, поступила следующим образом...

Ситуация 23.

...Ученик 9 класса Женя Д. принес в школу мышь. На перемене, перед уроком химии, он за­вернул мышь в бумагу и положил на верхнюю планку доски.

Прозвенел звонок. Учитель вошел в класс. Ученики напряженно наблюдали за доской. Мышь выползает, в классе возбуждение...

Ситуация 24.

...Перед уроком русского языка в 6-м классе (молодой учитель) девочки нанюхались порошка, который вызвал чихание. Учитель вошел в класс. Все девочки чихают без перерыва. Он вниматель­но посмотрел и сказал...

Ситуация 25.

...К моему уроку русского языка (когда я ра­ботал учителем) учащиеся натерли доску салом. Я об этом догадался, так как доска блестела. Класс с нетерпением ждал, когда я начну писать на доске...

Ситуация 26.

...В одной школе, до поступления в институт, я вела «физкультурный» кружок. Дети занимались с удовольствием, особенно удачно прошла трени­ровка упражнения «стойка на голове». Случайно, проходя по коридору, когда прозвенел звонок на урок, я увидела, что все мальчики стоят на голове прямо на полу и таким образом собираются при­ветствовать учителя математики! Я опередила приход учителя, быстренько вошла в класс и ска­зала...

Ситуация 27.

...8 «в» класс считался в школе самым «трудным» и недисциплинированным. Не проходило дня, чтобы тот или иной учитель не жало­вался на ребят.

Урок истории проводила молодая, энергич­ная, знающая свой предмет учительница. Начало урока было хорошим, но потом ребята зашевели­лись, захихикали. Учительница сразу поняла, в чем дело. Оказалось, что кто-то из учащихся вы­мазал мелом край стола, и эта полоса отпечата­лась на платье учителя. Что же предпринял пе­дагог?

Ситуация 28.

...Когда я работала первый год, был такой случай. По звонку на урок я вошла в класс. Уча­щиеся приветствовали меня с улыбкой, взгляды их были направлены на стену выше доски. По­здоровалась, посадила их, но они таинственно продолжали смотреть вверх. Я почувствовала, что рабочего настроя не получится, но не могла разо­браться в причине их поведения. Стала проверять домашние работы в тетрадях и заметила свою фо­тографию (смогли сфотографировать меня как-то незаметно), прикрепленную к стене. Я...

Ситуация 29.

...Классный руководитель 6 класса, беседуя с учащимися после летних каникул, вынула из своего дипломата пачку новых 12-цветных фломастеров и сказала: «Я оставлю их в нашем классе, I мы будем красиво и быстро оформлять стенгазе­ты, не нужно ходить из класса в класс и попро­шайничать».

Прошла неделя и ...они пропали. После уро­ков ребята обнаружили пропажу, очень расстрои­лись и сообщили об этом учителю. Что делать? Кого-то подозревать, допрашивать? Учитель...

Ситуация 30.

...Звонок на урок. Учительница французского языка заходит в 4-й класс, знакомство с которым состоялось только несколько уроков назад. В классе тишина, все дети спрятались под парты. Никто не шевелится. Что делать?

Ситуаций 31.

Учитель входит в класс. Учащиеся сидят в темноте, сославшись на то, что в классе что-то случилось с выключателем. Учитель догадался, что это их рук дело и решил...

Ситуация 32.

...Хочу очень простым примером из собствен­ной практики подтвердить мысль, что «лучшим способом борьбы с носителями вредной привыч­ки в коллективе является осмеяние».

Учительский институт я окончил в 24 года. В сельской школе мне пришлось вести не только историю, но и физкультуру, немецкий язык и классное руководство в 7-м классе. Ребята сразу же решили испытать меня «на прочность». На первом уроке второй недели работы я обратил внимание, что удобно поставленный стул у учи­тельского стола составлен из частей и не закреп­лен. Расчет был прост: я сажусь, стул развалива­ется, а дальше — моя реакция... Интуиция помогла мне...

Ситуация 33.

...Придя на урок в 10-й класс, учитель исто­рии заметил, что карта висит вверх ногами. Как быть?

Ситуация 34.

...7-й класс. Урок истории. Учитель рассказы­вает о русско-турецкой войне, события показыва­ет на карте. В это время к ногам учителя падает бумажный самолетик. Ученики ждут ответной ре­акции учителя. Но учитель, наклонившись, берет самолетик и...

Ситуация 35.

...Войдя в класс на урок, я обнаружила на доске карикатуру на себя. Ребята ждали срыва урока. Думали, что буду искать виновника, читать нотации и т. д., но я...

 Ситуация 36.

...Ученики собирались уйти с дополнитель­ного урока алгебры, причем, учителю попала в руки записка учащихся, в которой они договари­ваются уйти с урока и не очень лестно отказыва­ются об учителе. Что делать?

Ситуация 37.

...Молодой учитель истории. Урок в 10-м классе. Класс совершенно неуправляем. Перед уроком учитель волнуется, заглядывает в дверь — галдят. Он заходит, здоровается — на него ноль эмоций, тогда он вышел из класса, подумал и по­ступил следующим образом...

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»