Педогогические ситуации

"учитель - школьник"

Решение педагогических ситуаций в системе «учитель - школьник»

 Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя.

Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте. Это прежде всего — само учение как основная деятельность ученика и соответствующие учению нормы поведения: ста­рательность, дисциплинированность, ответствен­ность и т.д. Эти нормы полезны прежде всего школьникам, но дети, как это ни парадоксально, иногда склонны к восприятию противоположных норм.

На этом парадоксе и строят свои действия школьники-нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает. Поэтому ученик, участ­вующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, лень, безделье. Это осуществляется при молчали­вой поддержке соучеников.

Очень важно для учителя выйти из кон­фликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с ус­пешной защитой социально ценных норм и ве­дущих ценностей учебной деятельности школь­ников.

Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей учителю целесообразно ис­пользовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Дейл Карнеги).

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в ко­ем случае «... не бранитесь и не раздражайтесь» (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудито­рия высоко ценит спокойствие, «величавую мед­лительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2. «Задержка реакции».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не пред­ставляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо ви­дите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего по­ведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

«Факт незамечания» явного нарушения по­зволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции — кого под­держать: учителя или ученика? Оптимальное вре­мя задержки 10—15 секунд, хотя в ситуации кон­фликта они воспринимаются как более длитель­ный интервал времени в связи с ожиданием отве­та учителя на вызов школьника.

Правило 3. «Перевод реакции».

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого на­рушителя.

Этот прием технически реализуется через вы­полнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, рабо­та с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпя­щую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.

Правило 4. «Рационализация ситуации».

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеян­ный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает.

Способность учителя применить юмор в кон­фликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неук­люжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице — положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и за­чинщику конфликта.

Правило 5. «Парадоксальная реакция».

Постарайтесь при случае использовать ковар­ный замысел школьника сорвать урок с поль­зой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).

Заметим, что учитель, успешно использую­щийся правило, предстает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.

Вам предлагается ряд заданий по применению указанных правил при определении способов воздействия на личность школьника в конфликтных ситуациях. Сравните Ваш вариант воздействия со способами решения конфликта мастерами педагогического труда.

Ситуация 1.

...Заболела учительница русского языка и ли­тературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, так как учительница работала с ним с 4-го класса.

Как обычно, ученики «прощупывают» нового учителя и готовят ему «сюрприз».

Когда новая учительница (стаж работы 8 лет) вошла в класс, она поняла, «сюрприз» готов. Это можно было прочитать по глазам учеников.

Учительница подошла к кафедре и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький бойкий подросток и отрапор­товал: «Давайте познакомимся. Я — Шаповалов».

Учительница была психологически готова к «приему», но не к такому, разумеется...

Ситуация 2.

...Урок литературы в 9-м классе. Молодая учительница дает после окончания вуза свой пер­вый урок в сельской школе. Короткое знакомство с классом. Внимание привлек ученик Ш., симпа­тичный паренек со смеющимися глазами.

Класс с интересом присматривается к учи­тельнице. Слушают внимательно. И только Ш. усиленно развлекает своего соседа по парте и смеется.

Учительница довела рассказ до конца. Ш. не получил ни одного замечания. И вот классу задан вопрос. К доске вызван ученик Ш. Он, несколько смутившись, но приняв независимый вид, выходит к доске и — прыскает от смеха. Руки у него в карманах.

«Ш., Вам понятен вопрос?» — спросила учи­тельница доброжелательно. - «Понятен», -буркнул Ш., а сам продолжает смеяться глаза­ми, а потом опять прыскает от смеха. Класс ждет, чем все это закончится...

Ситуация 3.

...Молодая учительница истории пришла впервые в. 5-й класс. Она вошла, ребята молча ее приветствовали. Лишь за последней партой про­должал в полный голос разговаривать с соседом по парте высоченный детина, нисколько не об­ращая внимание на новую учительницу. Учитель­ница, правда, была наслышана, что в классе есть второгодники-переростки, но она никак не могла предположить, что один из них может быть на две головы выше своих сверстников. Решив на­вести порядок в классе и убежденная в том, что это ученик из другого класса, зашедший к това­рищу, учительница сказала: «А ты что здесь дела­ешь? Разве ты не слышал звонка? Иди-ка в свой класс быстренько!». «Никуда я не пойду, - басом ответил высокий, - я и есть в своем классе». Не­сколько смутившись, но тут же оценив ситуацию, учительница воскликнула...

Ситуация 4.

...Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, при­дя на урок, увидела пустую спиртовку...

Ситуация 5.

...Учащиеся 7 класса работали на уборке кар­тофеля в колхозе. Во время перерыва ученик этого класса Федя Ш. заявил: «Лучше полежу. «Вкалывать» мне надоело, надоела вся эта само­деятельность. Я - человек тонкой кости, и к ра­боте моя душа не лежит»...

Ситуация 6.

...Урок литературы. Учащиеся работают с тек­стом произведения Д.Фурманова «Чапаев»: нахо­дят и читают вслух те части, которые рассказы­вают о действиях командира. В тетрадь выписываются   глаголы,   характеризующие   стремитель­ность действий Чапаева, выводы.

Через некоторое время замечаю: Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: «Ты уже спра­вился?» — отвечает «И не думал!»

Ситуация 7.

...Звонок к уроку. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...

Ситуация 8.

...Учительница биологии пришла на урок в 10-й класс. Подготовленный по теме «Фото­синтез» плакат повесили вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

Ситуация 9.

...Ученик 7 класса выбегает из классной ком­наты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что должна сделать учительница в такой ситуа­ции?

Ситуация 10.

...Учительница труда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что они ушли с урока труда без спроса, не закончив работу, и стали иг­рать в теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у то­варища, но учитель не возвратил. Тогда обозленный ученик при всех крикнул: «Ну тогда, чтоб завтра 2 рубля были!»

Ситуация 11.

...В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недисциплинированный. Класс он дер­жал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учи­тельницу, а себе прибавить славы. Когда пришла учительница на урок, он, как дежурный, доло­жил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в ру­ку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из ка­тушки с резинкой...

Ситуация 12.

...Учащийся 10 класса, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учи­телем химии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. Один вопрос (внепро­граммный) слушал на подготовительных курсах в институте, понял его неправильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на уроке. Уче­ник имел о нем уже сложившееся представле­ние (неверное). Поэтому объяснений учитель­ницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в правоте преподавателя института. На почве неверия в знания учителя возник кон­фликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься химией, стал вызывающе вести себя на уроках...

Ситуация 13.

...В течение 3-х лет (1—3 классы) учительница постоянно жаловались на мальчика, который из­бивал детей, рвал книги, тетради и пр. «Злодеяниям» не было предела. И все три года мне, как заместителю директора, приходилось с ним «разбираться». Враждебность полнейшая.

А затем, в 4-м классе, мне пришлось учить этого мальчика. Я не забыла его отношение к се­бе (а он, естественно, к себе моего), поэтому с первого урока была готова ко всему. И действи­тельно: вхожу в класс на первый урок, а он дер­жит на коленях портфель (с какой целью?), в ру­ках линейка, жует булку....

Ситуация 14.

...Учащиеся школы залезли по лестнице в здание аптеки. Колхозница шла на работу и уви­дела одного из них. Пришла к директору и назва­ла ученика.

Из аптеки был взволнованный звонок: учени­ки, действительно, были в подсобке, ничего не взяли, а быть - были. Все переворошили, что ис­кали - неизвестно.

Директор школы решила наказать учеников. Но кого? Стали вызывать. Вызываем мальчика, которого видели. Он отрицает.

В глазах колхозницы недоумение: ведь она сама его видела, разговаривала с ним, а он отка­зывается. Что делать?

Конечно, вера больше взрослому человеку, но как заставить мальчика рассказать все самому?..

Ситуация 15.

Ученик Н. систематически не выполнял до­машние задания по предмету, учился плохо. При выставлении учителем оценки «2» в дневник он обычно заявлял: «Ну и ставьте!». Как-то при оче­редном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель...

Ситуация 16.

...Трудный 8-й класс, большинство — мальчи­ки. Урок истории ведет молодая учительница. Класс только привыкает к ее работе. Во время объяснения нового материала, когда все внима­тельно слушают учительницу, один ученик де­монстративно кладет на свою парту сделанного на перемене чертика и начинает делать другого. Внимание класса к уроку снижается. Слышен смех...

Что делать?

Остановить объяснение? Приказать ученику слушать и отобрать у него игрушку? Он может ответить грубостью. Класс об этом знает. Уча­щиеся наблюдают за учительницей и не прочь посмеяться над ней, смотрят, что она будет де­лать...

Ситуация 17.

...Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7-м классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну (кафедру типа ящика), согнувшись в три погибели, так как было очень тесно.

Войдя в класс, учительница увидела учащих­ся, которые замерли в ожидании каких-то событий. Учительница заметила, что одно место (где сидел этот ученик) пустует. По взглядам ребят она догадалась, где этот ученик.

Учительница нашла интересное решение...

Ситуация 18.

...Учительница пения работает первый год в школе. Она классный руководитель 4-го класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хо­тела сесть на стул, ученик, стоящий за спиной, отодвигает стул - и учительница падает...

Ситуация 19.

...Учительница математики (педагогический стаж 7 лет), придя на урок, увидела, что один ученик (6-й класс) сидит под партой...

Ситуация 20.

Ребята 6 класса решили сорвать урок исто­рии у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5—6 человек), договорились «хрюкать». Когда учи­тельница вошла в класс, раздался соответствую­щий звук, но она не реагировала, так как не зна­ла, что это: «система» или случайность. Сваю «атаку» она повела после второго случая...

Ситуация 21.

...Захожу на первый самостоятельный урок в 7-а класс. Трое ребят сидят и курят. Встал вопрос: идти к директору школы или поискать вы­ход из положения? Я нашел выход...

Ситуация 22.

...В начале учебного года с двери 10»б» класса несколько раз была сорвана этикетка с названием класса. Выяснение в классике дало результатов. Подозрение падало на одного «трудного» ученика Т., но прямых улик не было и Т. отмалчивался. Посоветовавшись с классным руководителем, решили...

Ситуация 23.

...Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останавли­ваются трое «трудных» учащихся. Учитель требу­ет, чтобы они вошли в класс как подобает уча­щимся школы.

Они выходят в коридор. Через минуту откры­вается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках...

Ситуация 24.

...Класс писал контрольную работу по матема­тике. Получив тетрадь и увидев, что учитель по­ставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь.

Учитель спокойно некоторое время продол­жает урок, не обращая внимания на случившееся. Затем...

Ситуация 25.

...Работая с первым классом, я заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Как это сделать? Наконец, в день, когда пропала еще одна ручка...

Ситуация 26.

...Ученик 8 класса, имеющий неплохие спо­собности, мог опоздать, уйти с урока, оскорбить, нагрубить и в итоге претендовал на положитель­ную оценку. Учитель просил его подготовиться и ответить. Этим и ограничивалось.

В четвертой четверти все повторялось. Учи­тель предупредил, что упрашивать никого не бу­дет, все желающие могут приходить и отвечать. Иван и на это не прореагировал. Тогда учитель...

Ситуация 27.

...Ученик 6 класса Владимир постоянно что-то напевает на уроке, отвлекает одноклассников. Учитель физики решил провести «эксперимент». Узнав, что Володя на уроках пения скучает, учи­тель физики предупредил учителя музыки быть наготове.

Начался урок физики. В классе тихо. Учитель ведет интересную беседу о предмете, в это время слышится пение. Ученики ожидают: что будет де­лать учитель. Начнет, наверное, ругать Владими­ра. Нет, не похоже. Тогда Володя поет чуть гром­че, строит гримасы. В это время учитель физики...

Ситуация 28.

...На уроке литературы в 7-м классе один из «трудных» учеников не слушает рассказ учите­ля, не работает с текстом, все действия напра­вил на то, чтобы вывести учителя из равнове­сия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, налепил усы, брови, бороду. Учитель молчит до тех пор, пока ученик не за­кончил свою «работу». Как только мальчик прилепил последний элемент своего «грима».

Ситуация 29.

...Учительница математики молодая. Пришла проводить урок алгебры в 8-м классе. Она заме­тила, что под столом учителя сидит ученик, но сделала вид, что не видит, и быстро, в «темпе», начала урок, но так, чтобы все работали. Учащие­ся с мест выкрикивали: «Коряга под столом!» (так дразнили мальчика)...

Ситуация 30.

...В 4-м классе идет урок русского языка. Вдруг из-под Петиного стола раздается щенячий визг (Петя вчера нашел щенка, а сегодня принес его в школу, так как не смог с ним расстаться). Перед уроком все ребятишки ласкали щенка и теперь испуганно притихли, что будет делать Ма­рина Алексеевна, известная всем своим строгим характером.

Марина Алексеевна быстро подошла к Пете...

Ситуация 31.

В прошлом учебном году во 2-й класс была переведена ученица из другой школы. Учитель­ница в этом классе опытная, она сразу решила установить с девочкой контакт, потому что Оля девочка очень сообразительная, но не могла спо­койно сидеть на уроке: через 15-20 минут ей ста­новилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на «ты». Учитель­ница просила меня пока не беседовать с девоч­кой, хотела сама найти к ней подход.

Я уже поняла, что Оля отстает от сверстни­ков. Мать Оли лишена родительских прав, так как больна хроническим алкоголизмом; Оля жи­вет с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно, я работала в кабинете, вдруг учительница закричала: «Уче­ница сейчас погибнет!» Я выбежала из кабинета и вижу такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: «Сейчас упаду, а тебя и ди­ректора посадят в тюрьму!» (и еще что-то кричала непонятное). Я на секунду замешкалась, но затем приняла решение...

Ситуация 32.

...Учитель заходит в класс и видит: ученик бросает в другого ученика портфель. Портфель летит через голову ученика и разбивает стекло в оконной раме.

Ситуация 33.

...Перед началом урока географии у молодой учительницы (1-й год работы) в 6-м классе один из учеников забрался под ученический стол, стоящий впритык к учительскому столу, и на­крылся картой.

Учительница вошла в класс и, так как стол учителя стоял у окна, сразу обнаружила отсутст­вие ученика и увидела под столом «шалаш», сде­ланный из карты.

Ситуация 34.

...Урок русского языка в 7-м классе. В классе оказались дети, которые учиться не очень любят, поэтому каждый раз стараются что-нибудь при­думать, чтобы часть времени урока была потеря­на. В левом углу класса стоял шкаф с плакатами, дверцы которого плотно не прикрывались. Про­звенел звонок, учитель вошел в класс и сразу же увидел по шаловливой настороженности детей, что его ждет «сюрприз». Окинув класс взглядом, учитель видит, что на своем обычном месте нет Сережи К., а в шкафу угадывается заметное дви­жение. Да и ребята, ухмыляясь, предвкушая весе­лье, поглядывают то на шкаф, то на учителя. Учитель...

Ситуация 35.

...Я два года работала в старших классах. Вела литературу. Предмет свой люблю и знаю. В про­шлом году ко мне в 10-й класс пришел мальчик из другой школы. Причина перевода - конфлик­ты с учителями. Он менял уже третью школу. Игорь, так звали мальчика, сразу понравился од­ноклассникам и учителям. Умный, эрудирован­ный, аккуратный, всегда старался принять актив­ное участие в общественной жизни класса и школы. Я даже часто задумывалась, что же случилось в тех школах, из которых ему пришлось уйти? Мальчик проучился 1 четверть. Никаких замеча­ний к нему не было. Родители облегченно вздох­нули на родительском собрании, потому что я о сыне говорила только хорошее. Игорь стал лиде­ром в классе. Началось все во второй четверти. Начинаем изучать новое произведение. Он гром­ко на весь класс объявляет, что это произведение уже неактуально, оно не интересно, почему бы не разрешить, как за рубежом, изучать каждому уче­нику любое произведение и ходить только на те предметы, которые он считает нужными. Сидеть на уроках скучно, просто все молчат и т.д. Так на каждом уроке...

Ситуация 36.

...В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительни­ца поворачивалась к доске и что-то писала, начи­налось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками про­исходящее поддерживали. Учительница...

Ситуация 37.

...На уроке русского языка в 6-м классе учи­тельница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого че­ловека. Затем ученики зачитывают свои сочине­ния вслух. Доходит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживление в классе, мальчишки переглядываются.

Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накаты­вается гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают.

Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на учитель­ницу. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то — на­смешка. Как поступила учительница?

Ситуация 38.

...После звонка Антонина Васильевна заходит в свой первый класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь при­крыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кружат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку.

Не­которым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» — дети наперебой стали рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учительница сказала: «...

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»