Тема 8.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Грамматические нормы регулируют образование и употребление форм слова (морфологические нормы), а также
построение и употребление словосочетаний и предложений (синтаксические
нормы).
Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать ее. Умелое использование вариантов позволяет точнее выразить мысль, разнообразить речь, свидетельствует о речевой культуре говорящего.
Наиболее частыми
грамматическими (морфологическими)
ошибками являются случаи неверного употребления рода имен существительных (обнаруженный туфель, предъявленная
алиби), падежных форм имен существительных (килограмм помидор, слет кадет, в
аэропорту), кратких форм и форм степени сравнения имен прилагательных (безнравствен, активней, более
интенсивнее), склонения составных числительных (одной тысячей двумстами тридцати тремя),
предлогов (согласно заключения, вопреки
правил), собирательных числительных (семеро суток, в обеих государствах),
некоторых глагольных форм (уполномачивать, закончь работу,
выздоровят).
При построении словосочетаний и предложений также возникают грамматические (синтаксические) ошибки, которые чаще всего связаны с нарушением норм управления (отзыв на статью, характеристика на студента, попытки о смягчении наказания) и согласования (судебный пристав с участковым милиционером взломал дверь; похищенный паспорт и водительские права).
Правильное и
целесообразное размещение слов в высказывании - одно из условий взаимопонимания
людей. В русском предложении относительно свободный порядок слов. Однако при
размещении слов в предложении необходимо придерживаться определенных правил: 1)
не отрывать зависимое слово от главного; 2) не разъединять определений,
состоящих из нескольких слов; 3) не отрывать придаточное предложение от слова, к
которому оно относится. Если порядок слов в предложении не соответствует норме,
высказывание становится непонятным (Перевод точно отражает содержание оригинала
без искажений).
Предложения с
деепричастными оборотами требуют особого внимания: 1) деепричастие и
глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица; 2) основное
действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное, обозначенное
деепричастием, всегда соотнесены друг с другом во времени; 3) нельзя употреблять
деепричастный оборот в безличном предложении. Несоблюдение данных условий
приводит к грубым ошибкам (Возвращаясь
домой, меня застиг дождь. Закончив допрос, следователь продолжал
документирование следственных материалов. Подходя к месту преступления, мне
стало страшно.).
Необходимо также
правильно передавать чужую речь. Особое значение это имеет в практике юриста:
протоколирование показаний, судебное цитирование и т.д. К способам передачи
чужой речи относят прямую речь и
косвенную речь. Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь,
переданная от лица того, кто ее произнес; предложение с прямой речью состоит из
речи лица и слов автора. Предложения с косвенной речью являются
сложноподчиненными предложениями, в которых придаточная часть присоединяется к
главной союзами что, чтобы, будто.
Иногда косвенная речь передается в форме косвенного вопроса, присоединяемого к
главной части союзом ли или
союзным словом (Я спросил, который
час).
При замене прямой
речи косвенной следует соблюдать следующие условия: 1) правильно выбрать союз
(союзное слово); 2) изменить личные и притяжательные местоимения и глагольные
формы на формы 3 лица.
Прямая речь может
представлять собой цитату –
дословную выдержку из высказываний или сочинений кого-либо, приводимую для
подтверждения или пояснения собственных мыслей. Цитирование возможно и при
помощи косвенной речи.
Для уточнения грамматических норм можно использовать грамматические справочники и словари.
ПРАКТИКУМ
Литература
для самостоятельной работы:
1. Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов на/Д., 2000,
стр. 77-78.
2. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И.
Максимова. – М., 2000, стр. 324-339.
3. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.Д.
Черняк. – М., 2006, стр. 163-308.
4.
Образовательный блог
«Русский язык и культура речи»
www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
Задание 1. Определить род существительных и
подобрать к каждому слову прилагательное:
а) бандероль,
тополь, пеня, разиня, бакенбарда, гуашь, плацкарта, мозоль, туфля, тюль, дуэль,
гантель, шампунь, тоннель, уровень, табель, пьяница, рояль, щавель,
театр-студия, школа-интернат, банк-ипотека, письмо-запрос,
холдинг-компания;
б) резюме,
хинди, алиби, салями, атташе, виски, цунами, жюри, такси, шоссе, интервью,
какао, шимпанзе, конферансье, рантье, протеже, бра, кафе, пари, меню, вето, боа,
пенальти, кофе, медресе, инкогнито, депо, иваси, колибри, кашне, эмбарго,
эсперанто;
в) Тарки-Тау,
Капри, Дели, Онтарио, Сочи, Баку, «Таймс», Сан-Франциско, Миссисипи, Перу,
Алатау, Колорадо, Афины, Чили.
Задание 2. Образовать формы мн.ч. и расставить
ударение.
Автор, адрес, берег,
брокер, бухгалтер, вексель, директор, инструктор, катер, инспектор, корпус,
корректор, прожектор, профессор, торт, цех, герб, лектор, дно, приговор, шофер,
шарф, шифр, отпуск, конструктор, ректор, рапорт, фельдшер, почерк, орден, ордер,
китель, срок, обыск, пропуск, доктор, выбор, сектор, стог.
Задание 3. Переписать,
раскрывая скобки и образуя от существительных форму род.
п. мн. ч.
Продажа (носки,
чулки, шорты, брюки, гетры, эполеты, манжеты, варежки, перчатки); пара
(сандалеты, мокасины, кеды, боты, бутсы, ботинки, валенки, галоши, тапочки,
босоножки, сапоги, туфли); наличие (клипсы, часы, бусы, сани, носилки,
банкноты, баржи, граммы, рельсы, дела, умения, очки); покупка (кольца,
серьги, блюдца, полотенца, покрывала, георгины); килограмм (помидоры,
баклажаны, яблоки, апельсины, абрикосы, лимоны).
Задание 4. Объяснить употребление прописных и
строчных букв.
ГЭС,
ТЭЦ, вуз, госбанк, госкредит, СНГ, спецназ, ФРГ, госторг, Донбасс, ИТАР,
местком, МХАТ, завхоз, комбриг, Кузбасс, леспромхоз, МГУ, МИД, ФИДЕ, НЛО, ООН,
СКВ, совхоз, СССР, универмаг, ЦСУ, ОМОН, спецкор.
Задание 5. Расшифровать аббревиатуры, определить род
и составить с ними предложения.
ГИБДД, УПК, УК, АПК,
УИК, ФКЗ, МГУ, ВТЭК, СМИ, ФСБ, МВД, РОВД, БАМ, УВД, ЖЭК, РОНО, КЗоТ, МХАТ, ООН,
ВАК, ЭВМ, ТАСС, СНГ, МИД, НИИ, ОМОН, АО, НЛО, СПИД, СКВ, ЛДПР, ЗАГС, ЕГЭ, ЕС,
НДС, РИА, ФРГ, ГЭС, ДНК, ВТО, УБЭП, ОВИР, РАН, ТВ, ВМС, ВМФ, ВВС, СИЗО, УДО,
ГОСТ, МВФ.
Задание 6. Оформить вступительную часть
заявления:
От кого подано заявление? Чарльз Дарвин, Булат Окуджава, Наталья
Жук, Юрий Живаго, Эрих-Мария Ремарк, Катрин Денев, Акира Куросава, Карел Чапек,
Михаил Петренко, Константин Рерих, Валерий Купко, Татьяна
Шмыга.
Кому адресовано заявление? Мария Мицкевич, Наталья Седых, Чарльз
Чаплин, Оноре Бальзак, Фанни Ардан, Александр Буре, Анна Нетребко, Ева
Павличкова, Йозеф Сипко, Николь Кидман, Джульетта Мазина.
Задание 7. Образовать, где возможно, от данных
прилагательных сравнительную и превосходную степени, выбирая простую или
составную формы степеней сравнения.
Добрый, сильный,
глубокий, дальний, живой, постыдный, опасный, красивый, сложный, тяжкий,
спорный, чуждый, грубый, деревянный, важный, дружественный, передовой, женатый,
карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, тесный,
продуктивный, плохой, жестокий, старый, высокий.
Задание 8. Выбрать нужную (полную или краткую) форму
прилагательного. Мотивировать свой выбор.
1. Предложенные к
закону поправки и дополнения (существенны, существенные). 2. Требования к
работникам инспекции были (своевременны, своевременные, своевременными). 3.
Изменение графика доставки (нежелательно, нежелательное). 4. Проведение
консультаций со специалистами (необходимое, необходимо). 5. Данная проблема при
сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой).
6. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело. 7. Позиция
государственного обвинения по данному вопросу (ясная, ясна) и (понятна,
понятная). 8. Поведение его было далеко не (безупречно, безупречное,
безупречным). 9. Такие рассуждения в корне (ошибочны, ошибочные). 10. Подозрения
в его причастности к убийству весьма (серьезные, серьезны). 11. Роль
администрации и общественных организаций в этом вопросе была явно (пассивна,
пассивная, пассивной). 12. Подозреваемые являются (вменяемы, вменяемые,
вменяемыми).
Задание 9. Употребить
формы оба
– обе
с существительными.
В .. случаях, с ..
судьями, на .. приговорах, с .. подругами, об .. друзьях, от .. женщин, у ..
домов, от .. приятелей, к .. шторам, под .. договорами, на .. страницах, в ..
газетах, в .. журналах, об .. санкциях, в .. словарях, с .. книгами, на ..
столах, в .. библиотеках, к .. подписям, у .. студентов, с .. студентками, к ..
свидетелям.
Задание 10. Произнести числительные вслух в
соответствии с литературной нормой, согласовать их с зависимыми
существительными.
1. Весьма наглядным
примером в обвинительном заключении является эпизод с присвоением
25 350 000 (рубли). 2. Из 892 (участники) съезда иногородних 742
(человек). 3. К 1217 (учащиеся) лицея присоединились 953 (выпускники) школы. 4.
Подозреваемый был задержан в 450 (метр) от границы. 5. Появилась серия пособий с
6475 (чертежи). 6. Поскольку сумма похищенного менее 2500 (рубли), хищение не
является крупным. 7. Мальчик оказался сбитым в
Задание 11. Выбрать одно из предложенных
местоимений.
1. (Сам, самый) факт
принятия решения будет определен большинством голосом. 2. Известно, что (каждый,
всякий, любой) случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания
руководства предприятия. 3. Студенческий билет и зачетная книжка будут
выдаваться (всякому, каждому, любому) студенту, зачисленному на первый курс. 4.
В (любом, каждом, всяком) коллективе есть человек, которого можно считать душой
компании. 5. Мы не застали секретаря в (своем, его) кабинете. 6. Заключение
экспертизы является одним из видов доказательств и поэтому подлежит проверке,
как и (всякое, любое, каждое) другое доказательство.
Задание 12. Образовать от данных глаголов
совершенного вида глаголы несовершенного вида, включить их в
контекст.
Обусловить,
подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить, заработать,
освоить, затронуть, удвоить, удостоить, оспорить, обработать, облагородить,
обезболить, одолжить, опошлить, разровнять, выломить,
приурочить.
Задание
13.
Раскрыть
скобки, поставив существительные в соответствующем падеже, составить
предложения.
1. Согласно (устав
университета, указ президента, постановление правительства, требование
избирателей). 2. Благодаря (помощь и поддержка соотечественников, выгодное
финансовое положение, собственное старание, забота родителей). 3. В нарушение
(закон, правило, действующий регламент). 4. Наперекор (здравый смысл, ожидания,
сложившиеся обстоятельства, судьба). 5. Вопреки (ожидания, сложившийся ход
вещей, рекомендации специалистов, желание большинства). 6. По (возвращение из-за
границы, приезд в страну, окончание школы, прибытие на
корабль).
Задание
14.
Выбрать
подходящий по смыслу предлог.
1. (В, на)
полицейском участке состоялся сбор личного состава. 2. Из имеющихся в деле
характеристик (по, с) (место работы) и (по, с) (место жительства) известно, что
подсудимый вел приличный образ жизни. 3. Движение на дороге было прервано
(благодаря, вследствие) (снежные заносы). 4. (Ввиду, вследствие) неявки
свидетеля слушание дела в суде было отложено. 5. В обязанности члена комиссии
входит контроль (за, над) точностью записей в экзаменационных листах
абитуриентов.
Задание 15. Раскрыть скобки, выбрав подходящую форму
сказуемого для согласования с подлежащим.
1. Фотография
записки и результаты почерковедческой экспертизы (имеется – имеются) в
материалах дела. 2. После совершения преступления (начался – начались) опрос
свидетелей и тщательный осмотр места происшествия. 3. Установка нового и
реконструкция действующего оборудования иногда (ведется – ведутся) без
соответствующей подготовки специалистов. 4. К настоящему протоколу (прилагается
– прилагаются) общий план места происшествия и развернутый план магазина. 5.
Следователь и эксперт (поехал – поехали) осматривать место преступления. 6.
Храбрость и находчивость работников ГИБДД (обеспечила – обеспечили) успех
операции. 7. Обвиняемый со своим приятелем (потребовал – потребовали) у
потерпевшего деньги.
Задание 16. Согласовать сказуемое с
подлежащим.
1. На судебное
заседание был.. приглашен.. пятнадцать свидетелей. 2. При осмотре места
происшествия был.. обнаружен.. несколько записных книжек. 3. Большое количество
слушателей и преподавателей института сдал.. нормы по лыжам. 4. Подавляющее
большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 5. Ряд молодых
специалистов направлен.. на работу в отдаленные районы Севера. 6. При осмотре
ящика, находящегося слева от витрины, обнаружен.. шесть картонных коробок из-под
часов. 7. Свыше двадцати автомобилей требу.. ремонта. 8. На совещание прибыл..
двадцать один инспектор. 9. Только два дела возвращен.. на дополнительное
расследование.
Задание 17. Согласовать: А - определение с
существительными – однородными членами; Б - определения с определяемым
словом.
А. 1. В
наследство государству после войны достались разрушен… промышленность и
транспорт. 2. Коммерческая фирма поставляла предприятию вагоны и оборудование,
уже бывш… в эксплуатации за границей. 3. Похищен.. диплом и товарный чек Иванова
А.Т. использовала в корыстных целях. 4. Подоженн… сарай и два дома принадлежали
гражданам на праве личной собственности. 5. У осужденного были конфискованы
незаконно приобретен… автомобиль и гараж.
Б. 1. Широкий
шрам на лице потерпевшего находится между правым и левым (глаз). 2. Преступник
был блокирован с северной и восточной (сторона). 3. Законодательное собрание
обсуждало законопроект об изменении в финансовой и налоговой (область). 4.
Первая и вторая (половина) встречи прошла в исключительно быстром темпе. 5.
Результаты судебно-медицинской и дактилоскопической (экспертиза) подтвердили
виновность обвиняемого.
Задание 18. Заменить: А – активный оборот пассивным;
Б – пассивный оборот активным.
А. 1.
Прокуратура осуществляет надзор в закрытых административно-территориальных
образованиях и режимных объектах. 2. Президент РФ назначает Председателя
Правительства РФ. 3. Государственный аппарат осуществляет государственную
власть. 4. Должностные лица составляют акты по результатам проверок и ревизий.
5. Налоговая служба РФ оказывает содействие федеральным органам налоговой
полиции.
Б. 1.
Нормативные акты направляются федеральными органами исполнительной власти для
исполнения. 2. В парламентской республике правительство формируется
законодательным органом. 3. Права и притязания нелегальной оппозиции не
признаются, а подавляются властными структурами. 4. Государственная власть
реализуется политическими силами, стоящими у власти. 5. Личная безопасность
сотрудников налоговых органов и членов их семей обеспечивается федеральными
органами налоговой полиции.
Задание 19. Заменить прямую речь косвенной и
наоборот.
1. Подсудимый
заявил: «Да, я взял запасное колесо из багажника машины, взял, но не украл». 2.
Ф.Н. Плевако в своей речи обратился с вопросом о зависимости душевного состояния
человека от состояния мозга к одному из экспертов. 3. «Я настаиваю на том, что
мой подзащитный невиновен», – заявил адвокат. 4. Цицерон говорил, что необходимо
хорошо знать историю, чтобы черпать из нее примеры для своей речи в суде. 5.
«Запись моих показаний на магнитофоне воспроизведена правильно, замечаний не
имею», – заявил свидетель после прослушивания магнитофонной записи. 6. П. С.
Пороховщиков писал: «Мало сказать: нужна ясность – на суде нужна необыкновенная,
исключительная ясность». 7. В завещании мой клиент написал, если он умрет в
ближайшее время, наследником всего его имущества станет внук. 8. «Я в своем
возражении пойду шаг за шагом за прокурором», – заметил А.И. Урусов. 9. А.Ф.
Кони говорил, что лучшие речи просты, ясны и полны глубокого смысла. 10. «Мы
должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас
нельзя было не понять», – утверждал Вергилий.
Задание 20. Исправить грамматические ошибки в
предложениях.
1. Лицо, находящее
за рулем в нетрезвом состоянии, является потенциальным преступником. 2. На очной
ставке обвиняемый полностью признал свою вину и предложил сообщникам последовать
своему примеру. 3. Благодаря совершенного преступления подсудимый обогатился на
миллион рублей. 4. Он был арестован по подозрении в краже. 5. С обоими
свидетельницами я провел беседу еще до начала официального расследования. 6. ФСБ
предпочло предать гласности ранее неизвестные факты, касающиеся гибели «Курска».
7. Шарапов совершил разбойное нападение с целью завладения личного имущества
потерпевшей. 8. Герой был удостоен высокой наградой. 9. Согласно заключения
медицинской комиссии обвиняемый признан вменяемым. 10. Осматривающиеся товары
комиссией были частично повреждены огнем. 11. Год был необычен в том, что мы
впервые начали работать вместе с муниципальными советами. 12. Средства массовой
информации интересовались о здоровье президента. 13. В отношении полковника
авиации, пилотировавшего самолетом, будет возбуждено уголовное дело. 14.
Обсуждая подготовку к выборам, еще раз было подчеркнуто, что мнение электората
напрямую зависит от программы депутата. 15. Потеряв общественные деньги, ей
пришлось оправдываться перед всем коллективом. 16. Прибыв на место происшествия,
произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража с участием
понятых.
Задание 21. В
образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
выполнить задание к
сообщениям «Грамматические нормы. Фото-факты ошибок», «Грамматическая коррекция
речи».