Тема 14.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Публицистический
стиль – это
книжная разновидность литературного языка, функционирующая в
общественно-политической сфере, это язык средств массовой информации (радио,
телевидения, газет, журналов, интернет), а также ораторских выступлений.
В публицистических произведениях затрагиваются актуальные проблемы современности, представляющие интерес для общества (политические, экономические, философские, нравственные, вопросы культуры и искусства).
Оказывая своё воздействие на
читателя или слушателя, публицистика не только ориентирует людей в этих
событиях, но стремится влиять и на поведение людей. Следовательно,
публицистический стиль выполняет две основные функции – информационную и
воздействующую.
Отличительной
чертой
публицистики считается соединение в ней
противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и
эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и
экономии языковых средств. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, –
общедоступность; этот стиль должен
быть рассчитан на широкую аудиторию и понятен всем.
Подстили и жанры публицистического
стиля:
1) газетно-журнальный (статья, заметка, репортаж, интервью, фельетон, реклама, памфлет, очерк, зарисовка, рецензия, эссе и т.д.);
2) радиотелевизионный (репортаж, интервью, реклама,
передача и т.д.);
3)
агитационный (воззвание, призыв,
листовка);
4)
массово-политический (выступление, спор,
дискуссия).
Лексические
особенности
данного стиля состоят в следующем: преобладание оценочных и эмоциональных слов и
выражений (тоталитарный, прихватизация,
раскрутка, правовой беспредел), использование газетных клише (силовые ведомства, шаговая доступность,
гражданское согласие, деструктивные силы, правовое государство, пульс
времени), появление большого количества иностранных слов (спикер, консенсус, киднеппинг, имидж,
эксклюзивный, брифинг, дайджест). Типичной для публицистики можно считать
общественно-политическую лексику (президент, выборы, фракция, конституция,
общественная палата) и разговорно-просторечные слова и фразеологизмы (крутой, орава, нелегал, схлопотать,
интернетчица, вешать лапшу на уши, с грехом пополам). Отличительной чертой
публицистического стиля является необычность лексической сочетаемости: в
сочетании сталкиваются слова, несовместимые по значению или
эмоционально-стилистической окраске (апостол невежества, рыцарь грабежа,
повторяемое неповторимое, информационный экстаз).
Морфология публицистического стиля
характеризуется частым употреблением прилагательных и наречий с оценочным
значением (значительный,
суперсовременный, второстепенный, великолепно, трагично); личных местоимений
(мною, его, вам, их); глаголов
настоящего времени (начинаем осматривать,
отдаю свой голос); сложных слов, аббревиатур и сокращений (взаимовыгодный, добрососедский, спецназ,
ОМОН, ЕС, СПИД, федерал, нал, эксклюзив).
Синтаксис публицистики включает различные
приемы экспрессии: инверсионный порядок слов в предложении (Это меры трусливые и однобокие),
повторы, эллипсис (пропуск того или иного члена предложения), риторические
вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. Здесь
представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределенно- и
обобщенно-личные, безличные (в статье
говорится, нас информируют); широко используются вводные конструкции (по мнению аналитиков, по словам
пресс-секретаря, как сообщили нашему корреспонденту).
Важную стилеобразующую функцию в публицистике выполняют заголовок и зачин текста. Они выполняют информационную и рекламную функции. Чаще всего в роли заголовка выступают экспрессивные структуры: смысловые контрасты, обращения, прямая речь, трансформированный фразеологизм и др. (Старт – выборы, финиш – стабильность; Будь готов, ученик; «Я помню чудное мгновенье …»; Сколько зим и лет стадиона нет).
Реклама – обязательный атрибут современных средств массовой информации.
Выделяют 3 основных вида рекламного текста: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный. Структура рекламного текста включает: 1) рекламный лозунг (слоган), 2) зачин (вступление), 3) основная часть (информационный блок), 4) заключение (справочный блок).
ПРАКТИКУМ
Литература для самостоятельной
работы:
1. Русский язык и культура речи:
Учебник /Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000, стр.
82-85.
2. Русский язык и культура речи:
Учебник /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр. 374-375.
3. Русский язык и культура речи:
Учебник /Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2006, стр.
37-45.
4.
Образовательный блог
«Русский язык и культура речи»
www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
Задание 1. Заполнить таблицу, определив языковые черты публицистического стиля.
ЛЕКСИКА |
МОРФОЛОГИЯ
|
СИНТАКСИС |
|
|
|
Задание 2. Прочитать тексты
публицистического стиля и проанализировать их, определив тему, жанр, общие
стилевые признаки и языковые черты. Придумать к каждому тексту заголовок,
выполняющий рекламную функцию.
1.
Мы вступаем
в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть
определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все
усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический
труд возьмут на себя машины, роботы. Человек будет вносить новые идеи, думать
над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет
общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно,
нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика,
простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.
Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не
просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что
происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека
будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно
отвечающего за все, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно
молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно
всегда.
2. Слово – устное и особенно
письменное – играет исключительную роль в межгосударственных отношениях, а
следовательно, и во всей дипломатической деятельности. Еще Демосфен в речи «О
преступном посольстве» говорил, что послы не имеют в своем распоряжении ни
боевых кораблей, ни тяжелой пехоты, ни крепостей, их оружие – слова и
благоприятные возможности. Когда проводятся важные переговоры, эти возможности
мимолетны. Если они упущены, то упущены навсегда. Посол, который медлит и не
дает возможности воспользоваться удобным стечением обстоятельств, не просто
упускает благоприятные возможности, а теряет власть над событиями. Как видно из
этих высказываний древнегреческого оратора, уже в античном мире отдавали себе
отчет в том, что слово в дипломатии «не пустой звук», а сгусток воли
государства, дающий или, наоборот, отнимающий власть над ходом событий. Как же
должно быть взвешено, рассчитано на всевозможные реакции такое слово, прежде чем
оно написано или произнесено!
3. Общественная палата РФ намерена
создать орган, призванный помочь русскоязычным жителям зарубежных стран. Причем,
под «русскоязычными» подразумеваются не только славяне, но и представители тех
народов бывшего СССР, для которых языком коммуникации служит русский язык. Те,
кто не могут до сих пор смириться с ситуацией, в которой оказались по вине трех
китов новейшей истории: Ельцина, Кучмы и Кравчука. Власть Советов была суровой,
но в памяти многих – заботливой. Чем, впрочем, отняла у большей части народа
всякую инициативу к «самостоятельности». А те, кто решился на демонтаж СССР,
оказались способными на все. Обретя суверенитет, Россия в последующем
отказывается от своих колоний, чего в истории никогда не наблюдалось. И теперь,
спустя полтора десятка лет, в России создается рабочая группа по защите
соотечественников за рубежом, куда войдут не только представители Общественной
палаты, но и сами соотечественники. Возглавит эту группу известный адвокат и
член ОП Анатолий Кучерена. Новый орган призван помочь бывшим согражданам решить
самые разные проблемы, в том числе возращения в Россию.
4. 3 декабря профессиональный праздник
отмечают юристы, независимо от
сферы их деятельности. И действительно, свой диплом выпускник
юрфака может применить в различных сферах - от юрисконсульта, адвоката,
нотариуса, судьи и прокурора к государственному служащему, политика, бизнесмена,
руководителя предприятия или учреждения. Все это при условии, если в голове
- не свежий ветер, а знания. Поскольку в последнее время быть юристом стало
очень модно, но это далеко не всегда означает, что большое количество
выпускников с престижными дипломами найдут себе «место под солнцем». Что
нужно для этого и какова работа юриста - об этом наше интервью с одним из
успешных юристов.
- Что повлияло на
Ваш выбор именно юридической специальности?
- Еще в школе,
когда большинство одноклассников определялись, куда поступать, у меня был один
вариант - юридический вуз. Мои родные меня отговаривали, утверждали, что,
не имея соответствующих связей в этой сфере, карьеры не
построишь. Предлагали стать стоматологом, поскольку брат в то время
собирался стать зубным техником, что в перспективе позволило бы сделать некий
семейный стоматологический бизнес. Но, будучи молодым и настойчивым,
все-таки решил воплотить мечту, получив юридическое образование. Я закончил
юридическую академию, кстати, с «красным» дипломом.
- Достаточно одних
только знаний, пусть лучших, для того, чтобы быть успешным юристом? Или,
как и, например, в журналистике, в этой работе с людьми необходимо быть еще
психологом и овладевать другими смежными знаниями?
-
Действительно, знание психологии в нашей работе играет не последнюю роль,
поскольку люди приходят на консультацию часто на грани нервного срыва. Это
могут быть семейные проблемы или проблемы финансового
характера. Поэтому задача юриста в
первую очередь - успокоить человека, убедить его в вере в справедливость и при этом не ввести в
заблуждение.
Задание 3. Выбрать оценочные
словосочетания, обосновывая свое мнение:
а) политическая близорукость,
политическая деятельность, политические перспективы, политический шантаж;
б) правовая реформа, правовой
нигилизм, правовой беспредел, Российское право, право на жизнь, ювенальное
право;
в) правовые законы, воровские
законы, жить по законам, закон гостеприимства, законы гор, закон Яровой, закон
каменных джунглей;
г) районный суд, суд присяжных,
человеческий суд, суд толпы, суд Линча, суд первой инстанции, суд шеффенов, суд
королевской скамьи, суд божий;
д) вершить правосудие, предать
суду, пресекать беззаконие, творить беззаконие, охранять законы, нарушать
законы, создавать законы.
Задание 4. Используя
рекомендованную литературу, охарактеризовать газетные жанры: заметка, статья,
репортаж, интервью, фельетон, очерк. Подобрать к каждому жанру газетную
публикацию.
Задание 5. Написать
проблемную статью (очерк) на одну из данных тем.
1. Борьба с терроризмом. 2.
Проблема загрязнения окружающей среды. 3. Коммерция и преступность. 4. Проблема
охраны водных ресурсов. 5. Проблема семьи и брака. 6. Проблема межнациональных
отношений. 7. Проблема безработицы. 8. Проблема коррупции в обществе. 9.
Проблема чистоты речи. 10. Проблема войны и мира. 11. Проблема роста
преступности. 12. Проблема религиозного экстремизма.
Задание 6. Составить репортаж «Из зала суда», используя данные слова и выражения.

Суд, присяжные заседатели,
общественный резонанс, пресса, на скамье подсудимых, явное неуважение к
обществу, ранее судимый, жертвы, преступное сообщество, по версии следствия,
виновность, сторона защиты, ключевые свидетели, заключение эксперта,
совещательная комната, обвинительный приговор, последнее слово подсудимого,
возможность обжалования приговора.
Задание 7. Взять интервью у
человека, работающего в правоохранительных органах, предварительно составив
вопросы, которые помогут раскрыть достоинства профессии, пути овладения ею и
т.п.
Задание 8. Используя
рекомендованную литературу, охарактеризовать жанр рецензии. Написать рецензию на
любимую телепередачу.
Задание 9. Прочитать примеры
из газет и журналов, найти в них просторечные и жаргонные слова и выражения.
Провести стилистическую правку текстов.
1. Половину поручений президента
замордовали в кабинете правительства. 2. Был человек на белом коне, авторитетные
бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь –
загнали в крысиную нору. 3. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда
слинять из Питера на время юбилейной декады. 4. Объединяет всех все та же
номенклатурная страсть по кормушке. Вот они их стараниями и процветают взамен
цивильных правил конкуренции, бизнеса. 5. Почему на Западе полицейские не берут
на лапу в массовом порядке? 6. Выступающие «наехали» на руководство. Судя по
всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между
собой. 7. По информации наших источников, очередные «медвежьи разборки»
обусловлены приближающимися выборами. 8. Специалисты установили, что некоторые
случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных
сердечных заболеваний. 9. Тут с террористами не цацкались бы, поскольку наша
страна строго придерживается положений Чикагской конвенции, в соответствии с
которыми обязуется выдавать угонщиков. 10. Авторы проекта не учитывают
российской сообразительности, не ценят живого пытливого ума наших
соотечественников, которых не следует держать за полных лохов. 11. Программа
предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более
модной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив
новую технику монтажа. 12. Информация, что деньги из федерального бюджета в
некоторых республиках неизвестно где гуляют, поступает
постоянно.
Задание 10. Провести
стилистический обзор периодического издания (газета, журнал) или его
Интернет-версии: определить жанры публикаций, их тематику, функции заголовков,
выявить яркие языковые признаки публицистического
стиля.
Задание 11. Подготовить
исследовательский проект на тему «Языковые черты публицистического стиля»:
подобрать печатные материалы СМИ (газетные/журнальные/интернет статьи, заметки,
репортажи, очерки, интервью и т.д.); определить подстиль, жанр, стилевые черты,
языковые черты в виде конкретных примеров из текста; защитить проект в виде
устного выступления.
Задание 12. Соотнести данные
заголовки с возможным содержанием материалов периодики. Определить источник
цитат, на основе которых построены заголовки.
Ключ без права передачи; У
природы нет плохой погоды; Ребята, давайте жить дружно; Любимый город может
спать спокойно; Тяжела ты, шапка Мономаха; Мы все учились понемногу; Иных уж
нет, а те далече; Не хочу учиться, хочу жениться; Крутится, вертится шар
голубой; Унылая пора, очей очарованье; Охота к перемене мест; Здравствуй, племя
младое, незнакомое; Пир во время чумы; Мы все глядим в Наполеоны; Что наша жизнь
– игра; К нам едет ревизор.
Задание 13. Подобрать
рекламные тексты. Выделить структурные элементы и охарактеризовать приемы
использования в них изобразительно-выразительных средств. Составить текст,
рекламирующий правовое агентство.
Задание 14. Вспомнить и
записать названия телепередач, в которых употребляется стиль: 1)
научно-популярный; 2) официально-деловой; 3) публицистический; 4)
художественный; 5) разговорный.
Задание
15. Провести ролевую игру «Пресс-конференция
«Борьба с терроризмом». Сформировать подгруппы, выбрать тьюторов, распределить
роли, составить вопросы и предварительные ответы.
Задание 16. В
образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru выполнить задание к
сообщениям «Публицистический стиль», «Репортаж», «Телепередача»,
«Научно-популярный фильм».