Приложение 4.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА ЯЗЫКА

(По материалам: Кудинова Т.А. Русский язык: схемы, образцы, алгоритмы, тренинг (совершенствование умений и навыков в подготовке к ЕГЭ). – Ростов на/Д.: Феникс, 2006.).

 

ВИДЫ ТРОПОВ

ТРОПЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРИМЕРЫ

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы; жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение.

Одни дома длиною до звёзд, другие – длиной до Луны.

Ирония

Употребление слова или выражения в обратном смысле с це­лью насмешки.

Отколе, умная, бредешь ты, голова ? /в обращении к ослу/.

Литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение како­го-либо явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить … .

Метафора

 

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии (скрытое образное сравнение, не оформленное союзами).

Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой; В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря; Со снопом волос твоих овсяных.

Перифраза

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков

или указанием на их характерные черты.

Солнце русской поэзии (вместо Пушкин); царь зверей (вместо лев); город на Неве (вместо Санкт-Петербург).

Развёрнутые

метафоры

Несколько метафор, связанных между собой по смыслу.

В саду горит костёр рябины красной (1), но никого не может он со­греть (2); Отговорила роща золо­тая берёзовым весёлым языком.

Синекдоха

 

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребление названия целого вместо названия части, общего – вместо частного и наоборот).

Пуще всего береги копейку. Видовое название вместо родового деньги. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Ед. число вместо мн. францу­зы.

Сравнение

 

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются:

- творительным падежом;

- формой сравнительной степени прилагательного или наречия;

-оборотами со сравнительными союзами;

- лексически (при помощи слов подобный, по­хожий и др.).

Под голубыми небесами

великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка;

Берёт, как бомбу, берёт, как ежа, как бритву обоюдоострую; Я уснул в горах... в громадном заглохшем саду, похожем на девственный лес.

Эпитет

 

Художественное, образное определение. Эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол.

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным;

Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бе­шено.

                СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ                                  

ФИГУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРИМЕРЫ

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской; Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой тво­ей.

Антитеза

 

Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь ки­пит в крови.

Бессоюзие

 

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала. Уходят в себя зеркала.

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, с целью решения стилистических задач.

Досадно было, боя ждали;

К утру расстреляли притихшее горное эхо...

Многосоюзие

 

Намеренное использование

повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Но между нами – океан, И весь твой лондонский туман, И розы свадебного пира, И доблестный британский лев …

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

В зале говорили свидетели - торопливо, обесцве­ченными голосами, судьинеохотно и безучаст­но.

Риторическое обращение

Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Ах ты, степь моя, степь привольная!; Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ

маузер!

Умолчание

Сознательно выраженная не до конца мысль, т. е. предоставляется читателю право самому догадаться.

Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть..

Эллипсис

Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности.

Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня, в другом конце – леса, болота, мох.

Эпифора

Повторение слов или выражении в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Оксюморон

Соединение двух антонимических понятий, слов, объединенный смысл которых противоречив.

Живой труп; жар холодных чисел;

красноречиво молчать.