Тема 10.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Пунктуация (лат. punctum «точка») – это система знаков препинания, служащих средством смыслового членения речи.
Пунктуационные нормы
определяют правила расстановки знаков препинания – точек, запятых, двоеточий,
тире, кавычек. Каждый знак препинания имеет логико-смысловую нагрузку,
облегчающую восприятие написанного.
Знаки препинания
указывают на смысловое членение текста, поэтому пунктуационные нормы, в отличие
от орфографических, допускают в некоторых случаях варианты, связанные со
стилистическими и смысловыми особенностями того или иного текста. Смысловое
членение текста осуществляется не только с помощью знаков препинания, но и с
помощью абзацев (отступов в начале строки). В тексте абзац выполняет функцию
отделяющего знака. Полноценному восприятию печатного текста способствует
шрифтовое, графическое выделение букв, слов, словосочетаний, предложений, частей
текста.
Деловые, а также научные, специальные
тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют
условных обозначений. Такие перечни нуждаются в соблюдении последовательности в
использовании обозначений рубрик (разделов, подразделов, глав, пунктов,
подпунктов и т. д.), а сам текст – в логической четкости членения. Последнее
достигается применением ряда технико-пунктуационных
правил.
Употребление знаков
препинания может быть обязательным (точка в конце предложения,
запятая при однородных членах предложения, в сложных предложениях и т. д.) и
факультативным (некоторые случаи обособления второстепенных
членов предложения).
Обязательные
пунктуационные правила основаны на объективных языковых законах и не зависят от
субъективных оценок значимости того или иного оборота. Факультативные правила не
так строги, допускают варианты. Большое количество знаков препинания затрудняет
восприятие текста, поэтому следует избегать их факультативной
постановки.
Преднамеренные
отступления от нормы ограничены сферой и имеют определенные задачи. Это так
называемые авторские знаки препинания, встречающиеся в текстах
художественных произведений. Они глубже и тоньше связаны со смыслом, с замыслом
писателя, со стилистикой, иногда с ритмикой текста. Однако авторская пунктуация,
стилевые и жанровые особенности пунктуационного оформления текста (в том числе
оформление деловых бумаг, юридических актов, правительственных постановлений и
т.д.) не должны вступать в противоречие с единством русской пунктуационной
системы.
Пунктуационные
нормы, как и орфографические, обеспечивают единство письменной речи, в целом
регулируют и контролируют речевое поведение носителя языка. Игнорирование знаков
препинания приводит к пунктуационным ошибкам, которые вызывают непонимание
смысла целого предложения.
Чтобы не допускать пунктуационных ошибок, нужно научиться точно определять грамматическую и логическую структуру фразы, помнить принципы обязательной и факультативной постановки знаков препинания. В трудных случаях можно обращаться к справочникам (трудные случаи русской пунктуации) и учебным пособиям.
ПРАКТИКУМ
Литература для самостоятельной работы:
1.
Русский язык. Орфография и пунктуация: учебное пособие / Под ред.
Г.Н. Сивриди, Т.И. Магомедовой. – 9-е изд., испр. и доп. – Махачкала,
2018.
2. Русский
язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр.
327-355.
3. Русский
язык и культура речи: Учебник /Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2006, стр.
216-233.
4. Образовательный блог «Русский язык и
культура речи»
www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
Задание 1. Употребить, где необходимо, тире между
подлежащим и сказуемым. Объяснить наличие или отсутствие
тире.
1. Политический
режим это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
2. Государство своего рода стержень институциального оформления политической
власти. 3. Обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные
интересы задача государства. 4. Он прокурор. 5. Глава государства высшее
должностное лицо в государстве. 6. Политическая элита не простая сумма лиц,
силой случая оказавшихся наделенными властью. 7. Сфера образования интересов
объективные отношения между субъектами деятельности. 8. Цель процессуальных
актов устанавливать (констатировать) какие-либо действия. 9. Доказать значит
подтвердить совокупностью доказательств правоту данных подсудимым объяснений.
10. Понятие «личность» в юриспруденции категория сложная и
многогранная.
Задание 2.
Списать,
вставляя знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах. Составить
графические схемы предложений.
1. Формами контроля
со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур
могут быть референдумы опросы отчеты депутатов перед избирателями и т.д. 2.
Функции права по характеру воздействия на общественные отношения можно разделить
на две категории регулятивные и охранительные. 3. Нормы естественного права
выводятся крупнейшими римскими юристами из природы человека из природы вещей из
отношений человека с людьми и вещами. 4. Власть авторитет руководство выражение
и представительство социальных интересов все соединяет в себе политическое
лидерство. 5. Государство располагает суверенитетом независимо от величины
территории численности населения политического режима.
Задание 3. Записать под диктовку, обособляя, где
необходимо, определительные обороты.
1. Законность –
система требований общества и государства состоящая в точной и неуклонной
реализации нормы права всеми и повсеместно. 2. Вина – психологическое состояние
характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию. 3.
Изменения налоговой системы предусмотренные Налоговым кодексом направлены на
решение сложных задач. 4. Государство располагает предназначенным для управления
обществом аппаратом. 5. О степени легитимности политической власти можно судить
по уровню принуждения необходимого для проведения той или иной политики в
обществе. 6. Государство выступает в качестве единственного официального
представителя всего народа объединяемого в пределах его территориальных границ
по признаку гражданства. 7. Любая издающая законы власть должна обеспечивать их
выполнение.
Задание
4.
Обособить
обстоятельственные обороты.
1. Именно идеи
превращаясь в систему убеждений человека предрасполагают его к действию. 2.
Устанавливать налоги должны законодательные (представительные) органы принимая в
обязательном порядке соответствующие федеральные законы. 3. Выступая от
собственного имени государственный орган действует как орган государственного
властвования. 4. Вся деятельность государственных органов включая органы
налоговой службы урегулирована нормами права. 5. Право воздействует на
государство упорядочивая деятельность государственного аппарата устанавливая
компетенцию его органов. 6. Критерием политической активности индивида или
социальной группы служит стремление воздействовать на политическую власть и
непосредственно используя ее реализовать свои интересы.
Задание 5. Расставить знаки препинания, определить
смысловые группы вводных слов.
1. Таким образом
отношения между государством и личностью должны быть партнерскими и
осуществляться на основе взаимной ответственности. 2. Иначе говоря сущность
государства многоаспектна. 3. Следовательно тип и форма государства соотносятся
как содержание и форма, где определяющую роль играет естественно содержание. 4.
Понятие «демократия» означает как известно народовластие власть народа. 5. По
заключению комплексной медико-криминалистической экспертизы повреждения на трупе
и пальто могли быть причинены ножом, изъятым с места происшествия. 6. Римские
юристы однако не отрицали законности рабства, хотя и признавали противоречие его
естественному праву.
Задание 6. Расставить необходимые знаки препинания. Объяснить постановку знаков препинания при слове как.

1. Политическая
власть действует как принудительная форма снятия противоречий и конфликтов
структурирования и укрепления человеческих обществ. 2. Общественно-политические
движения имеют одну цель, а не комплекс целей как партии. 3. В политике как и во
всякой другой сфере люди ведут себя по-разному. 4. Эффективно действующая
политическая власть должна обеспечить как развитие так и стабильность социальной
системы. 5. Это был как утверждают несчастный случай. 6. Подозреваемый как
сквозь землю провалился. 7. Впервые в римском праве человек появляется как
самостоятельный деятель.
Задание 7. Обособить приложения и
обстоятельства.
А. 1. Она первым делом отправилась в ломбард
и заложила там кольцо с бирюзой единственную свою драгоценность. 2. Одна из
обвиняемых Саломатина является несовершеннолетней. 3. Оба брата Александр и
Алексей находились во всероссийском розыске. 4. Подозреваемый зашел к своему
знакомому, но застал дома лишь его брата десятилетнего школьника. 5. Оставался
самый томительный участок пути последний час перед Москвой. 6. Педантичный в
выполнении своего долга он носил постоянно записную
книжку.
Б. 1. Вопреки мнению экспертов следователь
считает, что записка написана позднее письма. 2. Свидетель подтвердил показания
и здесь на суде. 3. Подозрительные личности были арестованы благодаря
своевременному сигналу жильцов. 4. Несмотря на все перенесенные страдания
держался он бодро. 5. Внизу у подножья горы были обнаружены следы крушения. 6.
При отсутствии ряда финансовых документов проводится ревизионная проверка и
назначается бухгалтерская экспертиза.
Задание 8. Расставить знаки препинания в сложных
предложениях.
1. Механизм
государства состоит из особой группы людей которая профессионально занимается
только тем что управляет. 2. Не является исторической случайностью то что основы
теории государства и права развивали именно философы. 3. Аристотель выделял и
неправильные формы государственного устройства где механизм власти подчинен
интересам тех кто правит. 4. Древнегреческая жизнь и мысли были достаточно
целостными и это выразилось в слиянии религии и нравственности. 5.
Хронологические рамки общества тоже не совпадают первое возникло раньше и имеет
более богатую историю развития, нежели второе. 6. Абсолютное господство религии
в средневековом мировоззрении образе жизни культуре наложило отпечаток и на
политические взгляды все явления в сфере политики оценивались с позиций
христианского учения. 7. Категория «форма государства» определяет кто и как
правит в обществе как устроены и действуют в нем государственно-властные
структуры как объединено население на данной территории.
Задание 9. Переписать текст, вставляя пропущенные
буквы и знаки препинания.
А. Г..сударство возн..кает существует
и разв..вается как результат усл..жнения прежде всего соц..ально-эк..номической
жизн.. Первые г..сударства возникшие на Древнем Востоке были доклас..овыми они
одновремен..о и эксплу..тировали сельские общины и управляли ими. По другому
историческому пути шел процес.. в Афинах и Риме где рабовл..дельческое
г..сударство возникло в результате по..вления час..ной собствен..ости и раскола
общества на клас..ы. Ряд ученых пр..держивается мнения что Германия Россия и
некоторые другие г..сударства возникли не как фе..дальные а как прафе..дальные.
Знать еще не имела крупной час..ной собствен..ости на землю а кр..стьяне
сохраняли как свободу так и собствен..сть на землю.
Б. Уг..ловное з..конодательство
Рос..ийской Ф..дерации с..действует охран.. мира и б..зопасност.. человеч..ства.
Каждый человек должен чу..ствовать заботу г..сударства о н..прик..сновенност..
его личност.. уважение к чест.. и д..стоинству. Уг..ловное нак..зание должно
пр..м..няться в точном соответстви.. с з..коном на основе принц..пов
д..мократизма. Лицо сов..ршившее пр..ступление п..длежит уг..ловной
ответствен..ости по уг..ловным з..конам действующим в мест.. совершения
пр..ступления. Арест с..стоит в содержани.. лица в полной из..ляц..и.
Воен..ослужащ..ми арест отбывается на гаупвахт.. . Осужден..ый не может быть
повыш..н в должност.. в воинском звани.. . При пр..изводстве обыска об..зательно
пр..сутствие п..нятых. Все из..маемые пр..дметы и д..кументы в случа..
необх..димости уп..ковываются и оп..чатываются.
В. Осн..ванием уг..ловной
ответствен..ости является сов..ршение д..яния сод..ржащего все признаки с..става
пр..ступления пр..дусмотрен..ые уг..ловным з..коном. Лица с..вершившие
пр..ступления на тер..итории РФ п..длежат уг..ловной ответствен..ости по
уг..ловным з..конам действующ..м в месте с..вершения пр..ступления. З..щитник
обязан испол..зовать все указан..ые в з..коне спос..бы и сре..ства з..щиты в
целях вы..снения обст..ятельств опр..вдывающих обв..няемого или см..гчающих его
ответствен..ость и оказывать обв..няемому н..обходимую юр..дическую пом..щь. Все
вн..сен..ые в пр..токол изм..нения д..полнения и испр..вления д..лжны быть
ог..ворены и уд..стоверен..ы подписями.
Задание 10. В
образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
выполнить задание к сообщению «Интерактивный
диктант».