Приложение 5.

 

ОБРАЗЦЫ КЛИШЕ НАУЧНЫХ ЖАНРОВ

(По материалам: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006.).

 

                   План-образец написания рецензии и отзыва

 

1. Предмет

    анализа

В работе автора..., В рецензируемой работе..., В предмете анализа...

2. Актуальность

    темы

Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна)...

3.Формулировка

   основного

   тезиса

Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье обосновано на первый план выдвигается вопрос о...

4. Краткое содер-     жание работы

 

5. Общая оценка

Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает...

6.  Недостатки,     

     Недочеты

Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенную автором недостаточную ясность при изложении, Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...

7.  Выводы

Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, заслуженное, безусловное) право...

                                          

                               Образцы клише аннотаций

 

В книге исследуется (что?).., Показан (что?)...
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)...

В монографии дается характеристика (чего?)...
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...

В книге анализируется (что?)..., Главное внимание обращается (на что?)...

Используя (что?), автор излагает (что?)... Отмечается, подчеркивается, что...

В книге дается, раскрывается, описывается (что?)...
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)...
Показывается характер, устанавливаются критерии (чего?)...

В книге подробно освещаются, характеризуются, рассматриваются (что?)...

В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)...
Констатируется, что..., Говорится о... В заключение кратко разбирается (что?)...

                                   

                        Типовые оценочные конструкции

 

Оценочное описание авторского текста

§  В статье представлена точка зрения на...

§  Содержатся дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения, экспериментальные положения, важные неопубликованные данные, попытки доказать (что?), убедительные доказательства

§  Намечаются (правильные) пути, отмечается важность (чего?), ясно сформулировано (что?),

доказано (что?)

Выражение сопоставления

§  сравнить, сопоставлять (что с чем?),

§  считаться (с чем?),

§  обращать внимание (на что?),

§  иметь в виду (что?),

§  наводить на мысль.

Выражение значимости

§  важно отметить, что;

§  сущность этого сводится к следующему;

§  с теоретической точки зрения это...,

§  с практической точки зрения это...;

§  необходимо подчеркнуть.

Выражение уверенности

§  Убежден, уверен, считать, полагать

§  С точки зрения автора; автор убедительно доказывает; это доказывает, что; доказано, что; автор отстаивает точку зрения, придерживается точки зрения

§  Разумеется, что; очевидно, что; нет сомнения в том, что в этой связи ясно, что.

Выражение

согласия

Одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же

мнения

Выражение критики

(несогласия)

§  Отмечать недостатки, упрекать в небрежности, в неточности, вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах, опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду

§  Автор не раскрывает содержания (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает вывода фактами

§  Непонятно, что; сомнительно, что; желательно (полезно, целесообразно) было бы...

Выражение предположения

§  допустить;

§  высказать свое предположение;

§  предположить;

§  выдвинуть гипотезу (о чем?),

§  предположить, что;

§  условиться, что...

                     

                Конструкции для реферативного изложения

 

§  В статье под заглавием "...", помещенной в журнале "...", No... за ...год, излагаются взгляды (вопросы, проблемы)...

§  Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...

§  Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...

§  В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что...

§  Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен...

§  Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес...

§  Основная тема статьи отвечает задачам...

§  Во введении формулируется ...(что?) (дается определение ...(чего?) )

§  В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)...

§  В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи). Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи). Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи...

§  Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей.

§  В основной части излагается (что?), приводится аргументация ( в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?) (научное описание (чего?)...

§  Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)... Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что)...

§  Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления, становления)...

§  Автор излагает в хронологической последовательности историю...

§  Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты...

§  Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения

§  В статье автор ставит(затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)...)

§  В статье также затронуты такие вопросы, как...

§  Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения...

§  Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)...

§  В статье дается обобщение..., приводятся хорошо аргументированные доказательства...

§  В заключении автор говорит о том, что...

§  Автор приходит к выводу (заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод, подводит итог) ..

§  В конце статьи подводятся итоги (чего?) …

§  В заключение автор говорит, что, (утверждает, что)...

§  В заключение говорится, что... (о чем?) …

§  Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)...

§  Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для..., но и для...

§  Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что

§  Наиболее важными из выводов автора представляются следующие... Это, во-первых..., во-вторых..., в-третьих..., и, наконец...

§  В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)...

§  Таким образом, в статье нашло отражение...(убедительно доказано..., получили исчерпывающее освещение...)...

§  Оценивая работу в целом, можно утверждать...

§  Безусловной заслугой автора является...

§  Заслуга автора состоит заключается (в чем ?)...

§  Основная ценность работы состоит заключается (в чем ?)...

§  Достоинством работы является...

§  Недостатком работы является...

§  К достоинствам (недостаткам) работы относятся...

§  С теоретической (практической) точки зрения важно(существенно)...Вызывают возражения (сомнения)... Нельзя (не) согласиться с...