Приложение 5.
ОБРАЗЦЫ КЛИШЕ НАУЧНЫХ
ЖАНРОВ
(По материалам: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006.).
План-образец написания рецензии и отзыва
1. Предмет
анализа |
В работе автора..., В рецензируемой
работе..., В предмете анализа... |
2.
Актуальность
темы |
Работа посвящена актуальной теме...,
Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует
дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне
очевидна)... |
3.Формулировка
основного
тезиса |
Центральным вопросом работы, где
автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов,
является... В статье обосновано на первый план выдвигается вопрос
о... |
4. Краткое содер- жание
работы |
|
5. Общая
оценка |
Оценивая работу в целом..., Суммируя
результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа...,
Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил
его..., безусловной заслугой автора является новый методический подход
(предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...),
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении,
вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно,
открывает... |
6. Недостатки,
Недочеты |
Вместе с тем, вызывает сомнение
тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести
допущенную автором недостаточную ясность при изложении, Работа построена
нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...),
Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят
чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы...,
Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно
считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки
связаны не столько с..., сколько с... |
7. Выводы |
Представляется, что в целом
статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена
положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа
заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее
автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем
требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, заслуженное,
безусловное) право... |
Образцы клише аннотаций
В книге исследуется (что?)..,
Показан (что?)... |
В монографии дается характеристика
(чего?)... |
В книге анализируется (что?)...,
Главное внимание обращается (на что?)... |
Используя (что?), автор излагает
(что?)... Отмечается, подчеркивается, что... |
В книге дается, раскрывается,
описывается (что?)... |
В работе нашли отражение разработка
проблем (чего?), вопросы (чего?)... |
В книге подробно освещаются,
характеризуются, рассматриваются (что?)... |
В статье на основе анализа (чего?)
показан (что?)... |
Типовые оценочные конструкции
Оценочное описание авторского
текста |
§
В статье
представлена точка зрения на... §
Содержатся дискуссионные положения,
противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения,
экспериментальные положения, важные неопубликованные данные, попытки
доказать (что?), убедительные доказательства §
Намечаются (правильные) пути,
отмечается важность (чего?), ясно сформулировано (что?),
доказано (что?)
|
Выражение
сопоставления |
§
сравнить,
сопоставлять (что с чем?), §
считаться
(с чем?), §
обращать
внимание (на что?), §
иметь в
виду (что?), §
наводить
на мысль. |
Выражение
значимости |
§
важно
отметить, что; §
сущность
этого сводится к следующему; §
с
теоретической точки зрения это..., §
с
практической точки зрения это...; §
необходимо
подчеркнуть. |
Выражение
уверенности |
§
Убежден,
уверен, считать, полагать §
С точки
зрения автора; автор убедительно доказывает; это доказывает, что;
доказано, что; автор отстаивает точку зрения, придерживается точки
зрения §
Разумеется, что; очевидно, что; нет
сомнения в том, что в этой связи ясно, что. |
Выражение согласия |
Одобрять, хвалить, восхищаться,
соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства,
придерживаться подобного же мнения |
Выражение критики
(несогласия) |
§
Отмечать
недостатки, упрекать в небрежности, в неточности, вскрывать недостатки,
критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах, опровергать,
пренебрегать, игнорировать, упускать из виду §
Автор не
раскрывает содержания (чего?), противоречит, упускает из виду,
необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую
задачу, не подтверждает вывода фактами §
Непонятно, что; сомнительно, что;
желательно (полезно, целесообразно) было бы...
|
Выражение
предположения |
§
допустить; §
высказать
свое предположение; §
предположить; §
выдвинуть
гипотезу (о чем?), §
предположить, что;
§
условиться,
что... |
Конструкции для реферативного изложения
§
В статье
под заглавием "...", помещенной в журнале "...", No...
за ...год, излагаются взгляды (вопросы, проблемы)... §
Предлагаемая вниманию читателей
статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение
вопросов... §
Рассматриваемая статья посвящена
теме (проблеме, вопросу)... §
В статье
рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...актуальность
рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем,
что... §
Выбор
темы статьи (исследования) закономерен, не
случаен... §
Тема
статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой
интерес... §
Основная
тема статьи отвечает задачам... §
Во
введении формулируется ...(что?) (дается определение ...(чего?)
) §
В начале
статьи определяются (излагаются) цель (цели,
задачи)... §
В начале
статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи).
Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи). Далее
дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования,
статьи... §
Рассматриваемая статья состоит из
двух (трех) частей. §
В
основной части излагается (что?), приводится аргументация ( в пользу чего?
против чего?), дается обобщение (чего?) (научное описание
(чего?)... |
§
Автор
дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)... Затем
автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем,
ставит вопрос о том, что)... §
Автор
подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления,
становления)... §
Автор
излагает в хронологической последовательности
историю... §
Автор
подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует)
факты... §
Автор
приводит доказательства справедливости своей точки
зрения §
В статье
автор ставит(затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается
(на чем?) касается (чего?)...) §
В статье
также затронуты такие вопросы, как... §
Автор
приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие,
иллюстрирующие его положения... §
Далее в
статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих)
правильность (справедливость)... §
В статье
дается обобщение..., приводятся хорошо аргументированные
доказательства... §
В
заключении автор говорит о том, что... §
Автор
приходит к выводу (заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод,
подводит итог) .. §
В конце
статьи подводятся итоги (чего?) … §
В
заключение автор говорит, что, (утверждает, что)... §
В
заключение говорится, что... (о чем?) … §
Сущность
вышеизложенного сводится к (следующему)... §
Изложенные (рассмотренные) в статье
вопросы (проблемы) представляют интерес не только для..., но и
для... §
Несомненный интерес представляют
выводы автора о том, что §
Наиболее
важными из выводов автора представляются следующие... Это, во-первых...,
во-вторых..., в-третьих..., и, наконец... §
В итоге
можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть,
отметить)... §
Таким
образом, в статье нашло отражение...(убедительно доказано..., получили
исчерпывающее освещение...)... §
Оценивая
работу в целом, можно утверждать... §
Безусловной заслугой автора
является... §
Заслуга
автора состоит заключается (в чем ?)... §
Основная
ценность работы состоит заключается (в чем ?)... §
Достоинством работы
является... §
Недостатком работы
является... §
К
достоинствам (недостаткам) работы относятся... §
С
теоретической (практической) точки зрения важно(существенно)...Вызывают
возражения (сомнения)... Нельзя (не) согласиться
с... |