Тема 7.

 

                ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

             leks.jpg

Лексические нормы – это правила употребления слова в соответствии с его лексическим значением и с учетом его сочетаемости с другими словами.

Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения. Лексическое значение слова – это соотнесенность слова с определенным явлением, исторически закрепленная в сознании говорящих. Основу лексического значения слова представляет понятие, в котором обобщенно отражаются наиболее существенные признаки предметов.

Слова могут быть однозначными и многозначными. Кроме прямого (основного, первичного) лексического значения, слова могут иметь переносные (производные, вторичные) значения (колесо истории, нос корабля). Многозначность лексики – неисчерпаемый источник ее обновления, необычного переосмысления слова.

С лексическим значением связана сочетаемость – способность слова соединяться с другими словами. Потенциальная сочетаемость одного слова с другим заложена в их лексических значениях. Кроме того, именно сочетаемость позволяет разграничивать разные значения одного и того же слова.

Нарушения норм словоупотребления вызывают различные лексические ошибки: тавтология (сгруппировать в группы, рассказать рассказ), плеоназм (свободная вакансия, в июне месяце), паронимия (представить обнаруженный труп, опечатки пальцев), двусмысленность (по дороге мы растерялись, прослушать лекцию), контаминация (играть значение, внедрять мероприятия), алогизм (неминуемая победа, благодаря халатности, веселый инцидент).

944cca06e1b1585f3d1b4e2372c5b086.jpg

Чтобы избежать лексических ошибок, необходимо точно знать значение слова и осознанно употреблять его в каждом конкретном случае. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, словарь синонимов, словарь сочетаемости слов, терминологический словарь, фразеологический словарь и т.д.

                slovari.jpg

 Лексическая система языка представляет собой совокупность слов, объединенных по разным принципам: по тематическому (тематические группы слов); понятийно-логическому (синонимы, антонимы); на основании сходства форм (омонимы, паронимы); сферы употребления (общеупотребительные и узкие, специальные слова); по происхождению (исконные и заимствованные слова); по исторической перспективе (историзмы, архаизмы, неологизмы) и т.д.

Лексическая система включает также фразеологические единицы (устойчивые сочетания слов, например: бить баклуши, камень преткновения, на птичьих правах).

Основные свойства фразеологизма – смысловая целостность, устойчивость, наличие переносного значения, эмоциональная выразительность.

frazeol.jpg

Фразеологические единицы неуместны в деловой и правовой документации, однако, широко и разнообразно представлены в публичных выступлениях, в судебных речах.

Нередко в употреблении фразеологизмов встречаются ошибки, которые связаны с незнанием точного значения фразеологизма, его сочетаемости или сферы употребления. Умелое использование фразеологизмов делает речь меткой, образной, характеризует высокий уровень речевой культуры.

 

ПРАКТИКУМ

 

Литература для самостоятельной работы:

1.      Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов на/Д., 2000, стр. 90-108, 135.

2.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000, стр. 293-323.

3.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр. 33-40.

4.       Образовательный блог «Русский язык и культура речи»

www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru

 

Задание 1. Выписать словосочетания со словами в переносном значении. Составить с ними предложения.

Золотое кольцо, золотой характер, золотая осень, золотые руки; свежий воздух, свежее масло, свежая газета, свежая мысль; тонкий лед, тонкий голос, тонкий намек, тонкий юмор; свинцовая пуля, свинцовые тучи, свинцовые петли; высокая награда, высокие потолки, высокий гость, высокая культура.

 
Задание 2. Доказать, что данные словосочетания содержат плеоназмы и исправить.

 Моя автобиография, большой контраст, ведущий лидер, громкие рыдания, мимика лица, памятный сувенир, предварительный анонс, первый дебют, первый лидер, смелый риск, сатирическая карикатура, мемориальный памятник, ностальгия по родине, ноябрь месяц, неожиданный сюрприз, саммит на высшем уровне, иммунитет неприкосновенности, главный приоритет, полный аншлаг, передовой авангард, предельные лимиты, полное фиаско, ошибочное заблуждение, внутренний интерьер, будущие перспективы, нелегальный спам, повседневная обыденность.

 
Задание 3. Объяснить и устранить двусмысленность предложений.

1. Побывать на дне науки. 2. Я прослушал всю вашу лекцию. 3. Проверяя списки избирателей, мы обошли некоторые дома. 4. Мысль, брошенная кем-то, навела меня на некоторые подозрения. 5. Следователь просмотрел все сомнительные документы. 6. О браке говорили много.

 
Задание 4. Выбрать правильный вариант из скобок.

1. Спектакль (оказал – произвел) на ребенка сильное впечатление. 2. Этой проблеме следует уделить серьезное (значение – внимание). 3. Наводнение (нанесло – оказало) серьезные повреждения фермерским постройкам. 4. Правительство (приняло – предприняло) решение повысить пенсии в новом году. 5. Депутат (высказал – выдвинул) мнение по поводу известного территориального конфликта.

 
Задание 5. Устранить ошибки, связанные с неточным словоупотреблением.

          1. Товар был забракован по некачественным дефектам. 2. На теле подозреваемого имеются телесные повреждения. 3. При патрулировании незаконные браконьеры не обнаружены. 4. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 6. Судом установлена невозможность взаимного проживания сторон. 7. Нож в ходе следствия установлен не был. 8. В результате очередной проверки выявлен большой уровень преступности. 9. Павленко имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 10. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой живой. 11. Воспитание и социальное положение сформулировали его характер. 12. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров. 13. Хронометраж времени был произведен безупречно. 14. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 15. У нас в городе мало внимания уделяется денежному финансированию детского спорта.

 
Задание 6. Используя рекомендованную литературу, повторить понятия «синонимы», «антонимы», «омонимы», «паронимы», привести примеры.  
 
Задание 7. Подобрать к иноязычным словам (А) русские синонимы (Б).

А. Альянс, аномалия, нюанс, актуальный, инсинуация, дефицит, анонимный, паритет, стимул, беспрецедентный, антагонизм, квота, констатировать, индифферентный, инкриминировать, лимитировать, реставрация, криминал, локальный, менталитет, вердикт, детальный, оккупация, раритет, инспирировать, преамбула, апеллировать, деградация, дилетантство, пиар, полемизировать, превентивный, респондент, симуляция, утилитарный, эквивалентный, экспорт, эксклюзивный, дистанция, диссидент, консенсус, спонтанный, конъюнктура, мораторий, оптимальный, идентичный, паблисити, импорт, инвестиция, приоритет, ротация, толерантность, конфиденциальный, пролонгировать, фиаско, эмбарго;        

Б. Преступление, оттенок, отклонение, безымянный, редкость, самопроизвольный, небывалый, злободневный, клевета, внушать, союз, доля, противоречие, устанавливать, тайный, обжаловать, положение, местный, решение, продлить, приостановка, мироощущение, ухудшение, подробный, терпимость, нехватка, запрет, захват, любительство, лучший, одинаковый, популярность, ввоз, вступление, провал, равенство, вложение, равнодушный, реклама, обвинять, преимущество, спорить, ответчик, вращение, восстановление, побуждение, практический, равный, вывоз, единственный, расстояние, инакомыслящий, согласие, ограничивать, предупредительный, притворство.

 
Задание 8. Подобрать антонимы к данным словам, используя соответствующий словарь, составить словосочетания.

     Негативный, спокойствие, конкретно, ослабить, конфронтация, симметрия, опровержение, активный, защитник, инертный, препятствовать, корыстный, халатность, абсолютный, синтез, априори, гармония, дедуктивный, корректный, динамический, истинный, благодаря, вышеизложенный, заблуждение, материальный, ассимиляция, легальный, элитарный.

 

            Задание 9. Прокомментировать смысл данных пословиц и поговорок. Выделить контекстуальные антонимические пары.

           Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Вора миловать – доброго губить. Где закон, там и преступление. За малым погнался – большое потерял. И правда рождает ложь. Каждому преступлению последует наказание. Каково начало, таков и конец. Лучше иметь явного врага, чем лицемерного друга. Побеждай зло добром. Старая правда всегда молода. Худой мир лучше доброй ссоры.

 

           Задание 10. Объяснить различия между словами – паронимами. Составить словосочетания.

Логичный – логический, безответный – безответственный, двойной – двойственный, преемник – приемник, гарантийный – гарантированный, грецкий – греческий, гуманный – гуманитарный, иммигрант – эмигрант, инцидент – прецедент, ироничный – иронический, национальный – националистический, каменный – каменистый, выборный – выборочный, активация – активизация, законодательный – законодательский, весомый – веский, дипломатичный – дипломатический, экономичный – экономический, эффективный – эффектный.

 
Задание 11. Переписать предложения, выбрав соответствующий пароним из скобок.

1. Вещественные доказательства были (представлены, предоставлены) эксперту для выводов. 2. Рассказ о случившемся он закончил (явной, явственной) угрозой в адрес тех, кто еще не был взят под стражу. 3. Адвокат начал речь с (основания, обоснования) заключения по делу. 4. При досмотре личных вещей подозреваемого был обнаружен (абонент, абонемент) на посещение филармонии. 5. В мае 2002 г. (командировочный, командированный) проживал в гостинице «Космос». 6. Свидетелей, дающих заведомо (лживые, ложные) показания, следователь продуманной системой вопросов должен (уличить, изобличить) во лжи и добиться выяснения действительных обстоятельств дела. 7. Испытания (проводятся, производятся) в соответствии с ГОСТом. 8. Следователь (провел, произвел) осмотр места преступления в присутствии понятых.

 
Задание 12. Подобрать паронимическую пару, объяснить разницу в значениях паронимов, составить словосочетание.

Поступок – , опечатка – , расчетный – , опровергать – , доходный-, подозревать – , акционерный – , регулируемый – , исполнительная – , конструктивные – , жилой – , сытый – , чужой – , осудить – , усвоить – , остатки – , подпись – , контакт – .

 

Задание 13. Исправить ошибки в словосочетаниях, вызванные паронимией.

Спросить вопрос, сыскать уважение, поставить роспись, демонстративный материал, виновный взгляд, представить слово, пополнить пробелы, дождливые тучи, скрытная печаль, смелый проступок, штатская единица, явственные агенты, вечные деревья, командировочный прибыл.

 
Задание 14. Установить соответствие между историзмом и тематической группой, используя словарь.

1. Армяк             1. Учреждения

2. Приказ            2. Денежные единицы

3. Алтын             3. Оружие

4. Мушкет           4. Одежда

 
Задание 15. Установить соответствие между архаизмом и его современным синонимом, используя словарь.

1. Ланиты            1. Щеки

2. Чело                2. Живот

3. Выя                 3. Лоб

4. Чрево              4. Шея

 
Задание 16. Используя рекомендованную литературу, повторить понятие «фразеологический оборот» и выполнить следующие упражнения:

а) какие черты характера или качества человека выражают фразеологизмы:

от всего сердца, ума палата, горит в руках, не покладая рук, жить своим умом, ветер в голове, белая ворона, не робкого десятка, мастер на все руки, душа нараспашку, море по колено, человек с большой буквы, набить руку, молодо-зелено, длинный язык, задирать нос;

б) ответить на вопросы, используя только фразеологизмы:

Как говорят?: 1) о том, кто пришел не вовремя, некстати; 2) о том, кто часто меняет свои решения; 3) о кротком, безобидном человеке; 4) о болтливом человеке; 5) о бесследном исчезновении кого-либо; 6) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 7) о чувстве большой неловкости, стыда; 8) об очень дальних родственниках; 9) о том, кто не знает чего-либо всем известного; 10) о беспорядке, неразберихе; 11) о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, что-либо сделать; 12) об отчаявшемся человеке;

в) вспомнить фразеологизмы с компонентами: право, закон, суд, след, рука, язык, составить предложения;

г) найти среди данных фразеологизмов синонимичные, сгруппировать их и определить для каждой группы общее лексическое значение:

ума не приложу, ум за разум заходит, голова кругом идет, потерял голову, схожу с ума, вскружила голову, свела с ума, повесить голову, опустить руки, упасть духом, голова забита, не идет в голову, как снег на голову, как гром среди ясного неба, со всех ног, что есть духу, изо всех сил;

д) определить значение и этимологию фразеологизмов с помощью словаря, составить предложения:

азбучная истина, глас вопиющего в пустыне, филькина грамота, притча во языцех, калиф на час, иерихонская труба, прокрустово ложе, Содом и Гоморра, дамоклов меч, перейти Рубикон, вавилонское столпотворение, ящик Пандоры, гордиев узел, Буриданов осел, Ахиллесова пята, пиррова победа, нить Ариадны, сфинксова загадка, лебединая песня, между Сциллой и Харибдой, Соломонов суд, муки Тантала, Сизифов труд, парфянская стрела, рог изобилия, держать порох сухим;

е) исправить ошибки в употреблении фразеологизмов:

§  Проблема «потеплеет – не потеплеет» стала камнем серьезных разногласий между ЕС и США.

§  Судя по серьезности амбиций, перед нами карьерист высокого полета в хорошем смысле.

§      Именно женщины, с точки зрения государства, являются важнейшими участниками демографического процесса, и их надо держать в очень жестких рукавицах.

§      Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной.

§      Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.

§      Он взял себе львиную часть заработанного.

§      Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.

§     Будучи в сильном волнении, потерпевший оступился и упал в ноги последнего.

§      Первые годы их семейной жизни были счастливыми, это была настоящая лебединая песня.

§       Ваши аргументы гроша выеденного не стоят.

 

Задание 17. В образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru выполнить задание к сообщению «Фразеологизмы».