Тема 9.

 

             ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ

orfogr.jpg

Написание слов определяется орфографическими нормами.

Орфографическая норма – разновидность языковой нормы, исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление слова на письме. Орфографические нормы предусматривают одинаковое написание слов, независимо от того, какими особенностями произношения обладает пишущий.

Русская орфография (греч. orthos «правильный» и grāpho «пишу») имеет длительную историю, что объясняет некоторые сложности правописания. В Древней Руси (10-12 вв.) не было различий между произношением и написанием слов, однако в процессе развития языка произошли значительные изменения в его звуковой системе, и теперь написание слова не определяется его звучанием, а подчиняется определенному правилу.

slide-2.jpg

Современная русская орфография руководствуется тремя принципами: 1) морфологическим (каждая морфема пишется одинаково, несмотря на различия в ее произношении: земля – земли), 2) фонетическим (морфемы пишутся так, как они звучат: расписание, но разговор), 3) традиционным (написание слова или морфемы закреплено традицией: сегодня, жить). Ведущим является морфологический принцип написания слов.

Орфографические нормы регламентируются правилами орфографии. Орфографическое правило (орфограмма) – это положение, предписание, которое выражает закономерности при передаче звуков в словах и морфемах буквами, а также регламентирует способы графического оформления слов, например слитное, раздельное, дефисное написание или выбор между прописной и строчной буквой, условия переноса слов с одной строки на другую, возможности графического сокращения, тенденции передачи заимствованных слов и выражений русской графикой. Орфографические правила невозможно применять без теоретических знаний грамматики русского языка, а также словообразования и лексикологии.

Правила орфографии призваны объяснить пишущему случаи, вызывающие затруднения и предполагающие выбор одного из вариантов графического оформления слова.

Чтобы успешно воспользоваться орфографическим правилом, нужно: 1) найти в слове тот минимальный графический отрезок, который может иметь варианты в написании; 2) определить вид морфемы, в которой проходит этот отрезок; 3) соотнести затруднение в написании с тем правилом, которое может установить нормативное написание данной морфемы; 4) выделить и учесть все условия орфографического правила.

img2.jpg

В письменной речи необходимо соблюдать более ста орфографических правил, а также помнить большое количество исключений и слов, написание которых не подчиняется правилам, – это так называемые словарные слова. В этих случаях можно обращаться к орфографическому словарю.

images.jpg

Орфография как одна из частей языка не является постоянной и неизменной величиной. Сравнение правописания конца 19, середины 20 и конца 20 века демонстрирует различия орфографических систем русского языка на разных этапах развития.

 

                                  ПРАКТИКУМ

Литература для самостоятельной работы:

1.       Русский язык. Орфография и пунктуация: учебное пособие / Под ред. Г.Н. Сивриди, Т.И. Магомедовой. – 9-е изд., испр. и доп. – Махачкала, 2018.

2.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000, стр. 339-350.

3.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006, стр. 313-325.

4.      Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2006, стр. 187-216.

5.      Образовательный блог «Русский язык и культура речи»

 www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru

 
Задание 1. Данные слова разобрать по составу и определить словообразовательную модель.

Преступник, подозреваемый, сотрудничество, расследовать, исправительные, охрана, безработица, децентрализация, сверхприбыль, постсоветский, антиконституционный, криминалист, дознаватель, соотечественник, неприкосновенность, предупреждение, возобновляется, воззрение, таможенник, заложник, изобличенный, восстановить, погашается, обвиняемый, освидетельствовать, малообеспеченный, правоведение, телохранитель, турагентство, террорист, уголовно-процессуальный, судебно-медицинская, частнопредпринимательская, спецназ, правонарушение.

 
Задание 2. Переписать, вставляя пропущенные гласные:

а) амн..стированный, ан..рхизм, ар..стовать, бл..гоч..стивый, г..л..сование, предст..вительство, демокр..тический, защ..щать, за..вление, изб..гать, запр..щать, обв..нение, объ..снение, освоб..дить, опров..ржение, призн..ваться, согл..шение, сост..влять, осозн..вать, ум..лять (достоинство), ум..лять (о помощи);

б) ав..нтюризм, адм..н..страция, ант..гонизм, г..гемония, г..потеза, г..сударство, д..р..ктива, д..сс..дент, д..кл..рация, д..крет, д..мократизм, д..ктатура, д..сциплина, инт..лл..генция, ижд..венец, ид..ология, инц..дент, к..мпания (избирательная), к..мпания (товарищей), к..нцепция, л..б..рализм, м..раль, п..рламент, пр..зумпция, пр..в..нтивный, пр..в..легия, пр..ор..тет, пр..ц..дент, р..гулирование, р..форма, с..муляция, ф..д..рация, эксп..р..мент, эксплу..тация.

 
Задание 3. Выделить в словах корни, вставить буквы, сформулировать правила, объясняющие написание чередующихся гласных.

Выб..рать, изб..рательный, выб..ру; соч..тать, прич..тающаяся, выч..т; изл..гать, изл..жение, пол..гаться, пол..жение, предпол..гать, налогообл..жение, возл..жить; отр..сль, выр..с, возр..ст; укл..няются, откл..нение; ур..вновешенный, ср..внять (с землей), р..вноправный, прир..внять, ур..вень; ск..кать, переск..чу; неприк..сновенность, к..саться; несг..раемый, заг..р; непром..каемый, обм..кнуть; бл..стит, бл..стательный; ст..лется, заст..лать; прид..раться, прид..рется; зам..рающий, зам..реть; выж..г, выж..гание; зап..реть, преп..раться.

 
Задание 4. Вставить согласные, где необходимо.

Ярос..ное сопротивление, наши сверс..ники, кос..ные взгляды, ненас..ный день, гиган..ский размах, искус..ная мастерица, корыс..ные цели, захолус..ное место, че..ствовать юбиляра, уча..ствовать в конкурсе, чу..ствовать усталость, я..ственно ощущать, ше..ствовать над школой, ше..ствовать по улице, вкусные я..ства, словес..ный портрет, целос..ный анализ, голлан..ский сыр, влас..ный характер.

 
Задание 5. Переписать, вставляя пропущенные согласные, где необходимо:
1) к или кк: ак..редитованный, ок..упация, ак..аунт, ак..устика, хок..ей, ак..уратный, ак..орд, экзек..уция, эк..ипировка,

2) л или лл: бюл..етень, кол..егия, апел..ировать, бал..истика, компил..яция, ил..юзия, интел..игенция, бал..отироваться, привил..егия, ал..иби, ал..именты, катал..ог, симул..яция;

         3) м или мм: гум..анизм, ком..ентарий, проблем..а, драм..а, им..унитет, грам..ота, ком..юнике, програм..а, ком..ерция, сим..етрия, ам..нистия, дилем..а, грам..атика, килограм.., сум..арный;

4) н или нн: ан..улировать, колон..ада, тун..ель, ан..отация, ан..ексия, ин..аугурация, тон..а, пан..орама, резон..анс;

         5) п или пп: ап..арат, груп..овой, оп..онент, оп..озиция, грип.., ап..ликация, ап..етит, киднеп..инг;

6) р или рр: тер..итория, тер..ор, тер..аса, кор..ектный, кор..еспондент, конспир..ация, кор..ектировать, нотар..иус, пер..он, атр..ибут, кар..икатура, кор..идор;

7) с или сс: агрес..ия, процес.., кас..ация, пас..ивный, дис..идент, искус..ный, мус..ировать, прес..а, колос..ально, прогрес..ивный, компромис.., репрес..ия, ас..истент, ас..оциация, дискус..ия, комис..ия, продюс..ер, клас..ификация;

8) т или тт: ат..естат, ат..аше, ат..ака, пет..иция, прот..екция, страт..егия, тит..ул;

9) ф или фф: эф..ективность, параф..ировать, аф..ект, диф..еренциальный, аф..ера, коэф..ициент, деф..ект, диф..рамб, суф..икс, оф..ерта, реф..ерендум.

 
Задание 6. Найти в словах спрятавшиеся приставки.

Землетрясение, громоотвод, водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость, перераспределение бюджета, благоустроенный район, дорожное происшествие, безрассудство.

 
Задание 7. Переписать, вставляя пропущенные буквы в приставках.

1. Пр..следовать пр..ступника, пр..кратить ра..следование, пр..одолеть пр..пятствия, пр..обрести оружие, пр..говорить к ра..стрелу, пр..сечь нарушения, пр..рывистый, пр..влечь к ответственности, пр..небречь фактами, пр..дставительство, обвинительный пр..говор, важное пр..мечание, пр..мирить стороны, пр..терпеть поражение.

2. Ра..крыть убийство, и..ключительная мера, и..бежать наказания, бе..помощное состояние, во..действовать на общество, во..становить срок, во..мещение ущерба, холодный ра..чет, и..полнять пр..каз, и..числение давности, и..брать меру наказания, ра..сматривать заявление, ра..стройство психики, чистосердечное ра..каяние, бе..честный поступок, обе..печение безопасности, во..препятствовать нарушителю.

 
Задание 8. Вставить гласные ы или и.

Без..мпульсный, роз..грыш, под..тожить, без..нициативный, вз..мать, дез..нформация, раз..грывать, до..сторический, из..мать, контр..гра, небез..звестный, пред..стория, об..скать, без..мянный, по..нтриговать, пред..юньский, пред..дущий, роз..ск, сверх..нтересный, суб..нспекция, без..ндукционный, спорт..нвентарь, с..мпровизировать, пан..сламизм, транс..ранский.

 
Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Объяснить правописание н и нн.

Электро...ое правосудие, причине...ый вред, заявле...ые требования, получе...ые повреждения, изложе...ые показания, конфискова...ое имущество, обнаруже...ый предмет, серебря...ые изделия, деревя...ый стул, заключе...ый договор, кассацио...ая жалоба, необоснова...ое решение, единовреме...ое пособие, письме...ое заявление, зако...ые основания, кожа...ый портфель, ветре...ый день, безветре...ая погода, ветря..ая мельница, экстре..ое заседание, пута..ый ответ, разъяснять пута…о, неписа..ый закон, косве...ые доказательства, предусмотре…ые меры, осужде…ый повторно, следстве…ый эксперимент, рассуждать обдума…о, ране…ый боец, изране…ый солдат, действовать организова…о.

 
Задание 10. Записать в две колонки слова с разделительными ь и ъ знаками, устно мотивировать выбор.

Раз..яснение (прав), об..яснительная (записка), меж..ярусное (соединение), (новейший) комп..ютер, ад..ютантский (мундир), (рыночная) кон..юнктура, ин..екция (назначенная), стат..я (закона), об..явить (приговор), из..ятие (оружия), пред..явлено (обвинение), интер..ер (вестибюля), п..янящий (аромат), (намеренное) вар..ирование, (дипломатический) кур..ер, (опубликованное) интерв..ю, (выставочный) павил..он, (городской) суд..я, (тяжкое) увеч..е, суб..ект (правовой), об..ем (работы).

 
Задание 11. Составить словосочетания, переписав сложные слова в соответствии с нормами.

(Науко)емкий, (хлебо)булочный, (налого)обложение, (трудо)способный, (дву)сторонний, (воздушно)десантный, (зло)упот-ребление, (душевно)больной, (выше)стоящий, (много)вековой, (трудно)доступный, (социально)экономический, (собственно)ручно, (сильно)действуюший, (ниже)изложенный, (десяти)дневный, (культурно)зрелищный, (разно)гласие, (несовершенно)летний, (осеннее)зимний,  (частно)предпринимательский, (всемирно)исторический

 
Задание 12. Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.  Определить грамматический статус выделенных слов.

1.  В течени.. реки много порогов.

     Новости передают несколько раз в течени..  дня.

2. В продолжени.. года подозреваемый находился за пределами  cтраны.

     В продолжени.. книги много забавных сцен.

3.  (В)заключени.. автор приводит интересные факты.

    (В)заключени.. экспертной комиссии нет всех подписей.               

4.  Рукопись погибла (в)следстви.. пожара.

              (В)следстви.. по делу допущена ошибка.

5.  Собрание перенесли (на)конец недели.

              (На)конец преступник был пойман.

6. (Не)смотря на допущенные недочеты, работа оценена положительно.

              (Не)смотря на нее, он продолжал говорить.

7.  (На)встречу с ветеранами пришел весь курс.

     (На)встречу нам двигались войска.

 
Задание 13. Распределить словосочетания по группам: 1) все слова с прописной буквы, 2) одно слово с прописной буквы, 3) все слова со строчной буквы. Орфографическая справка в блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru

Ричард львиное сердце, нобелевская премия, министр внутренних дел, спикер государственной думы, председатель правительства РФ, президент России, конституционный суд РФ, филькина грамота, содружество независимых государств, международный женский день, швейцарская конфедерация, день защитника отечества, дагестанский государственный университет, северный ледовитый океан, великая отечественная война, пушкинская гармония, орден «за заслуги перед отечеством», книга рекордов Гиннесса, иван грозный, день учителя, петровская эпоха, большой театр, большая медведица, верховный суд РФ, высший арбитражный суд РФ, декларация прав человека, эпоха возрождения, южный полюс, суд присяжных, зимний дворец, правила дорожного движения, уголовный кодекс РФ, указ президента РФ, общественная палата, тверская улица, объединенные арабские эмираты, туманность андромеды, парижская коммуна, кубок дэвиса, генеральная прокуратура РФ, день встречи выпускников, центральная азия, венерин башмачок.

 
Задание 14. Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.  

§  Если правящая груп..а (не)пользуется обществен..ым д..верием и вынуждена постоян..о пр..бегать к сре..ствам пр..нуждения, то власть такой груп..ы принято считать (не)л..гитимной.

§     Рац..ональный тип л..гитимности власти характ..ризуется тем, что политическая власть основана на по..чинении (не)личности рук..водителя, а законам, в рамках которых изб..раются и действуют пре..ставители власти.

§  Г..сударствен..ый сув..ренитет включает такие основопол..гающие принципы, как единство и (не)делимость тер..итории, (не)прик..сновен..ость тер..иториальных границ и (не)вм..шательство во внутрен..ие дела.

§  Пас..ивность в п..литик.. (не)бе..деятельна, это сп..цифическая форма деятельности и форма п..литики, когда соц..альная груп..а реализует (не)свои собствен..ые, а чуждые ей п..литические инт..ресы.

§  Уг..ловное (законо)дательство пр..дусматривает меры во..действия, которые могут быть пр..менены к лицам, совершившим пр..ступление.

§      Пр..дставители иностран..ых г..сударств (не)подсудны по уг..ловным делам ро..сийским судам.

§      Значение г..сударства (не)следует (не, ни) пр..уменьшать, (не, ни) пр..увеличивать.

 

Задание 16. В образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru выполнить задание к сообщению «Интерактивный диктант».