Приложение 3.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ

(По материалам: 1. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы современного русского литературного языка /Под ред. И.Г. Проскуряковой. – М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Кудинова Т.А. Русский язык: схемы, образцы, алгоритмы, тренинг (совершенствование умений и навыков в подготовке к ЕГЭ). – Ростов на/Д.: Феникс, 2006.).

 

Таблица 1. Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки и в неполном предложении

 

Тире ставится

Тире не ставится

I. При отсутствии глагола-связки в следующих случаях:

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже:

Если бедность – мать преступлений, то недалекий ум – их отец. Четырежды четыре – шестнадцать.

2. Подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола:

Жить — родине служить.

3. Один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой — числительным или неопределенной формой глагола:

Возраст Земли — пять миллиардов лет. Дело художника — рождать радость.

4. Перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит:

Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни.

Избавить мир, планету от чумы вот гуманизм.

II. В неполных предложениях, входящих в состав сложного, при пропуске сказуемого, если оно восстанавливается из текста предложения: Человеку свойственно ошибаться, глупцу — настаивать на своих ошибках.

I. При отсутствии глагола-связки в следующих случаях:

1. Сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами (как, словно, точно, как будто, все равно как и т.п.):

У молодой березки крона как пламя свечи. Земля как будто глобус.

2. При сказуемом-существительном с отрицанием не: Но доказала мне судьба, что жизнь не сказка и не сон.

3. Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие или союз:

Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливы. Мой брат теперь студент. Наш сосед тоже интересный человек.

4. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в именительном падеже: Он адвокат.

Тире допустимо в этом случае при логическом подчеркивании сказуемого: Я сын Земли, дитя планеты малой, затерянной в пространстве мировом.

 

Таблица 2. Однородные члены предложения

 

 Запятая ставится

  Запятая не ставится

1. Однородные члены не соединены союзами: Мы слушали музыку, ходили в театр, делились впечатлениями от увиденного и услышанного.

2. Однородные члены соединены

противительными союзами (а, но, да(=но), однако, зато, хотя и др.): Это был прекрасный, хотя и несколько печальный город. Я немного поколебался, однако сел.

3. Однородные члены соединены

повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и.., и; ни.., ни; или.., или; либо.., либо; то.., то; не то.., не то и др.): Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Не сотвори себе кумира ни на земле, ни в небесах.

4. Однородные члены соединены двойным союзом (как.., так.., как, не только.., но и, хотя и.., но и т.п.): С помощью спорта можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти.

1. Однородные члены соединены

неповторяющимися союзами (и, да(=и), или, либо): Уголовное законодательство способствует воспитанию граждан в духе точного соблюдения законов и уважения к правилам общественного порядка.

2. Внутри группы однородных членов, соединенных попарно: На бесконечном и вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

3. Во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами (и то и сё, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, и так и сяк, ни днем ни ночью, и день и ночь и т.п.): Иван Никифорович был ни жив ни мертв. Все ж и добро и зло в столетье каждом есть, и в том для мудрого о некой тайне весть.

 

Таблица 3. Однородные члены предложения с обобщающим словом

 

Двоеточие перед однородными членами

Тире после однородных членов

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами: В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Развитие Интернета изменило многое: образование, бизнес, коммуникации.

1. Обобщающее слово стоит после

однородных членов: Я в это чудное мгновение людей и мир — все позабыл.

2. Однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предлож.: И где бы я ни был: в труде и в походе – со мною Отчизна моя.

 

Таблица 4. Определения

 

Однородные

Запятые ставятся

Неоднородные

Запятые не ставятся

1. Обозначают отличительные при­знаки разных предметов: Пели русские, украинские песни.

2. Определения, характеризуя предмет с разных сторон, объединены каким-либо общим признаком (внешним видом, производимым впечатлением, причинной связью и т.п.). Между ними обычно можно вставить союз и: Беспокойная, дерзкая сила на поэмы пролилась.

3. За одиночным определением

следует распространенное определение: За окном шумела пышная, омытая дождем листва.

4. Определения стоят после определяемого существительного: Она уже видела этого парня, худенького,  суетливого.

5. Определения выступают в роли художественных определений (эпи­тетов): Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались... .

1. Стоящее впереди определение относится не непосредственно к существительному, а к словосоче­танию этого существительного с ближайшим определением: Длинный товарный поезд стоит у полустанка.

2. Определения характеризуют предмет с разных сторон (размер и материал, форма и цвет, качество и местонахождение и т.п.).

Между такими определениями нельзя вставить союз и: По небу неслись быстрые черные облака.

3. Сначала стоит распространенное определение, а за ним одиночное: За окном шумела омытая дождем пышная листва.

 

Таблица 5. Обособление определений

 

Обособляются

1. Распространенные определения, выраженные прилагательным или причастием с зависящими от них словами и стоящие после опре­деляемого слова: Государственный аппарат – система органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

2. Два или несколько одиночных определений, стоящих после определяемого слова, особенно если последнему предшествует еще одно определение: А ранним утром, белым и росистым, взмахни крылом.

3. Распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение обычно причинное или уступительное: Подгоняемая шестами, лодка наша хорошо шла по течению.

4. Распространенные или одиночные определения, относящиеся к личному местоимению (независимо от места): Озаренный лучом, я спускаюсь в овраг.В часы одинокие ночи люблю я, усталый, прилечь.

5. Распространенные или одиночные определения, если они оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от места): Летит душа освобожденная в живой эфир и там находит, удивленная, за миром мир.

6. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами: а) если они стоят в одном ряду с согласованными определениями: Маленький, худенький, с острым носиком, он привлек к себе всеобщее внимание.

б) если являются разъясняющим замечанием к существительным или личным местоимениям: Илья, со спутанными волосами, с бледным лицом и вздернутою рубахой, оглядывал комнату.

                                                  Не обособляются

1. Распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным: Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться. Окружающие нас люди нуждаются в нашем тепле.

2. Прилагательные и причастия, входящие в состав именного сказуемого. В этом случае они могут быть поставлены в творитель­ном падеже: Девушка пришла усталая. = Девушка пришла усталой.

 

Таблица 6. Обособление приложений

 

                          Обособляются при помощи запятых

1. Распространенные приложения, выраженные нарицательными существительными и относящиеся к нарицательным существительным (независимо от места): В продажный век, век лжи и грубой силы, зовешь к добру и истине служить

2. Распространенные приложения, относящиеся к именам собственным и стоящие после них: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

3. Распространенные приложения, стоящие перед именем собственным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (их можно заменить оборотом со словом будучи): Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.

4. Приложения, относящиеся к личному местоимению (независимо от места и распространенности): Сын земли, единый из бессчетных, я в бесконечное бросаю стих.

5. Приложения, присоединяемые словами даже, например, особенно, по имени, в том числе и союзами то есть, или (в значении то есть): Предопределение, или неизбежность, заложена в сути вещей неодушевленных, но не в нашей сути.

6. Приложения, присоединяемые союзом как (со значением причинности): Как юрист, я должен сказать, что такое заключение несколько преждевременно.

7. Собственные имена, если они служат для пояснения или уточнения нарицательного: Младший брат его, Александр, еще учится в школе.

Обособляются при помощи тире

Не обособляются

1. Распространенное приложение, если оно не только определяет предмет, но и конкретизирует, поясняет его содержание. Чаще такие приложения стоят в конце предложения: Умейте же беречь. в дни злобы и страданий наш дар бессмертный— речь.

2. Приложение, относящееся к одному из однородных членов: Запомним же русские их имена, что дороги будут для внуков: Здоровцев Степан — командир их звена, пи­лот Харитонов и Жу­ков.

1. Распространенные приложения, стоящие перед именем собственным, если они не имеют добавочного обстоятельственного значения: Четырехлетний жеребец Изумруд подошел к дверной решетке.

2. Оборот, присоединяемый союзом как и имеющий значение «в качестве»: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

 

Таблица 7. Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастиями

 

Обособляются

Не обособляются

1. Деепричастный оборот, т.е. деепричастие с зависимыми словами, обособляется независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: Уголовное законодательство Российской Федерации, охраняя правопорядок от преступных посягательств, способствует проведению в жизнь принципов социальной справедливости.

2. Два или несколько одиночных деепричастий, относящихся к одному глаголу: Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты.

3. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия: Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и умней других.

1. Деепричастные обороты устойчивого типа (фразеологизмы): Приходилось сидеть сложа руки и думать.

2. Деепричастия в составе однородных членов, выраженных другими частями речи: Умолк докучный крик погони; дымясь и в пене скачут кони между провалом и горой.

3. Одиночные деепричастия, стоящие после глагола-сказуемого и отвечающие на вопрос как? каким образом? Оба они сидели минут пять не шевелясь.

4. Деепр. и деепр. обороты, тесно по смыслу сливающиеся со сказуемым: Это упражнение делают не поворачивая головы.

 

Таблица 8. Обособление дополнений и обстоятельств, выраженных существительными и наречиями

 

                                             Обособляются

1. Обстоятельства, выраженные существительными и наречиями:

1) места или времени, уточняющие смысл предшествующего соответствующего обстоятельства: Она сидела в ложе слева от сцены, ближе к месту убийства.

2) обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на (невзирая на): Несмотря на доказанность виновности, подсудимый отрицал многие эпизоды.

3) обстоятельства, выраженные существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, согласно, ввиду, вследствие, по причине, в силу (обстоятельства причины); при условии, при наличии, при отсутствии (обстоятельства условия); вопреки (обстоятельства уступки), обособляются в зависимости от целей автора (обычно тогда, когда они распространены и стоят перед сказуемым): Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны. Вопреки ожиданиям присутствующих, Щукарь пошел на свое место, не вступая в обычные пререкания.

2. Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и вместо обычно обособляются: Виновность подсудимого, кроме показаний свидетелей,

доказана протоколом осмотра места происшествия, актом

судебно-медицинской экспертизы.

                                          Не обособляются

1. При встрече разных по значению обстоятельств (одно – времени, другое – места): С Игорем я познакомился несколько лет назад на берегу Черного моря.

2. Дополнения с предлогом вместо, если предлог вместо имеет значение за, взамен:Сын после ночной смены остался работать днем вместо больного отца (за больного отца). Вместо шубы он надел пальто (взамен шубы).   

 

Таблица 9. Вводные слова и предложения

 

           Выделяются

           Не выделяются

 1. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые можно разделить на следующие группы:

1) выражающие чувства говоряще­го в связи с сообщением: к счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению, странное дело и др.: К сожалению, нередко допускаются ошибки в толковании и применении законодательства.

2) выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, действительно, наверно, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому, правда, пожалуй, думаю и др.: Несомненно, забастовка – крайнее средство, к которому вынуждены прибегать борющиеся за свои права люди.

3) указывающие на источник сообщаемого: говорят, по словам..., по сообщению..., по мнению..., по- моему, по-вашему и т.п.: Расчет, по-моему, был математически точен.

4) указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, в общем, в частности, кроме того, наконец, однако, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и т.п.: «Слушай, у меня нет брата, я один у отца, значит, ты мой брат»,- говорил мне Отарий.

5) указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иначе говоря, вернее сказать и т.п.: Иначе говоря, сущность государства многоаспектна.

6) представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание: видите ли, согласитесь, допустим, предположим, пожалуйста и т.п.: Согласитесь, это очень интересная книга.

2. Если во вводных словосочетаниях пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире: С одной стороны, предложение поехать на юг весьма заманчиво, с другой — вызывает опасение из-за обычной в это время года жары.

3. Вводные слова отделяются от

предшествующего сочинительного союза, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения:

Я не мог подойти к нему, никогда не подходил, а, напротив, завидя его, бежал домой....

4. Выделяются вводные слова и сло-восочетания, стоящие в середине обособленных оборотов:  А иной раз ветер, ударяя, очевидно, по воде сверху, покрывал ее звездчатым узором.

5. При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится: Дождь, однако ж, казалось, зарядил надолго.

6. Небольшие по объему вводные предложения, а также вводные предложения, включаемые посредством подчинительных союзов и союзных слов как, если, что, сколько и др., выделяются запятыми: И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился.

7. Распространенные вводные

предложения, а также предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, выделяются скобками или тире: Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две-три не гулять (он прогулок без цели терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

 1. Следует отличать вводные слова от одинаково звучащих членов предложения:

1) К сожалению о случившемся прибавилось настоящее горе.

2) Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы.

3) Все равно все будет (как?) по-моему.

4) Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.

5) Он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом (как?) уронит все его учение.

2. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, аналогично, более или менее, будто, буквально,  в (конечном) итоге, в довершение, в конечном счете, в крайнем случае, в лучшем случае, в любом случае, в общем и целом, в основном, в особенности, в отдельных случаях, в первую очередь, в противном случае, в результате, в связи с этим, в таком случае, в то же время, в целом, в этой связи, вдобавок, вдруг, ведь, вместе с тем, во что бы то ни стало, вот, впоследствии, вроде, вроде бы, вряд ли, все-таки, главным образом, даже, далее, едва ли, зачастую, именно, исключительно, к тому же, как будто, как бы, как максимум, как раз, между тем, на всякий случай, на крайний случай, на первый взгляд, наверняка, небось, однажды, по возможности, по мере возможности, по постановлению, по предложению, по решению, по традиции, по-прежнему, почти, поэтому, практически, при (всем) желании, при всем (при) том, при случае, при этом, приблизительно, примерно, притом, просто, равным образом, решительно, самое большее, самое меньшее, словно, фактически, якобы и др.

3. Вводные слова не отделяются от предшествующего сочинительного союза:

 а) если изъятие или перестановка вводного слова невозможны (обычно сочетания типа а значит, а впрочем, а следовательно): Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре.

б) после присоединительного союза в начале самостоятельного предложения, например: И, словом, я добрей всех Змей.

4. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то оно обычно не выделяется: Вышли собаки, понюхали ноги и, очевидно решив, что мною заниматься не стоит, ушли.

 

Таблица 10. Сложносочиненные предложения

 

Запятая ставится

 

Запятая не ставится

Ставится

тире

1. Между простыми

предложениями, входящими в состав сложносочиненного предложения: Нелегальная оппозиция исключается из политической системы, и ее права и притязания не признаются властными структурами.

2. Между простыми предлож. при повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо, соединяющих назывные, вопросит., восклиц. предложения, а также предложения, имеющие общий второстепенный член или общее придаточное предложение: И тайга, и снега, и озерный лед, и в хмурых лесах вражье.

1. В сложносочинен­ном

предложении с одиночными союзами и, да (в значении и), или, либо имеется об­щий второстепенный член или общее при­даточное предложе­ние: Если лидер не может дать правильную оценку, то руководство не может быть успешным и защита интересов последователей превращается в пустую декларацию.

2. Союзы и, да (в значении и), или, либо соединяют два назывных, два вопросительных или два восклицательных предложения: Холодный лес и снег. Так куда же он (Лопухов) девался и как фуражка его оказалась простреленной по околышку?

1. При резком перехо­де от одной мысли к другой:

И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие на­встречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, ми­нута и стихи свободно потекут.

 

 

Таблица 11. Сложноподчиненные предложения

 

     Запятая ставится

        Запятая не ставится

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми, если находится внутри главного предложения: В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, античная демократия достигает своей вершины.

2. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если, что хотя, что когда и др.), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов (и чтобы, и если, и хотя, но когда и др.), если дальше за ними не следует вторая часть сложного союза то, так, но (возможна перестановка придаточного без перестройки предложения): Можно упомянуть, что, когда его пытались задержать и доставить в милицию, он шутя раскидал пять человек.

3. Если сложный подчинительный союз стоит на стыке главного и придаточного предложения, то запятая ставится либо перед всем союзом, либо пред второй его частью: Революции чаще всего совершаются не потому, что одна сторона стала просвещеннее, а потому, что другая натворила слишком много глупостей.

4. Запятыми выделяются придаточные, представляющие косвенный вопрос: Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели... .

5. Запятой отделяются неполные или близкие к неполным придаточные предложения: Он не понял, в чем дело.

 1.Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами: Обвинительный приговор не может быть приведен исполнение, если со времени его вынесения прошло пятнадцать лет и давность не была прервана совершением нового преступления.

2. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если, что когда, что хотя и др.), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов (и чтобы, но когда, и хотя, и если и др.) если дальше за ними следует вторая часть сложного союза то, так, но (невозможна перестановка придаточного без перестройки

предложения): Как страшно сказал Монтень о том, что если вы прожили год и видели смену времен года, то ничего нового вы уже не увидите.

3. Если сложный подчинительный союз стоит в начале сложноподчиненного предложения, запятая перед второй частью союза не ставится: С тех пор как он приехал в этот город и поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость.

4. Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не или повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т.п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой: Я хочу знать не как это делается, а зачем это делается.

5. Придаточные предлож., состоящие только из одного союзного слова или словосочетания и стоящие после главного предложения, запятой от него не отделяются: Между камнями вилась тропинка... Я шел по ней, не зная куда и зачем.

 

 Таблица 12. Бессоюзные сложныепредложения

 

                            Ставится запятая и точка с запятой

1. Запятая ставится, когда простые предложения тесно связаны друг с другом: Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный Отчизне холоден душой....

2. Точка с запятой ставится, когда предложения менее связаны по смыслу, более распространены и уже имеют запятые: Но вот небо нахмурилось; с юго-запада потянул тёплый, влажный ветерок; заморосил, словно сквозь сито, мелкий дождичек.

                                           Ставится двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого, в этом случае после первого предложения легко вставляются слова а именно: Для новой поездки в Орёл оказался деловой предлог: нужно было отвезти проценты в банк.

2. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом; в этом случае между двумя предложениями легко вставляются причинные союзы потому что, так как, оттого что и др.: Хронологические рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе.

3. Второе предложение дополняет первое, в этом случае после первого можно ввести союз что или группы слов (и увидел, что; и услышал, что; и понял, что и т.д.): Я знал: удар судьбы меня не обойдет.

                                           Ставится тире

1.Во втором предложении содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союз и: Дунул ветер — все дрогнуло, ожило и засмеялось.

2.Второе предложение заключает в себе следствие, вывод, результат того, о чем говорится в первом предложении. В этом случае между двумя предложениями легко вставляются союзы поэтому, так что: Она требует револьвер – он приносит.

3. Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении. В этом случае в начале первого предложения легко вставляются союзы если, когда: День и ночь с тобой жду встречи, встречусь голову теряю.

4. В одном предло­жении содержится сравнение с тем, о чем говорится в дру­гом. В этом случае между двумя предло­жениями можно вста­вить союзы словно, будто: Улыбнется — солнце красное взойдет.

5. Во втором пред­ложении содержится резкое противопо­ставление. В этом слу­чае между двумя предложениями мож­но легко вставить союзы а, но: Правды надо дер­жаться — истину на­до беречь.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ

 

1. Перед перечнем обычно ставят обобщающее слово (существительное, глагол, прилагательное, в зависимости от ведущего слова элементов перечня). Если обобщающее слово ввести трудно или если при этом придется употребить много дополнительных слов, можно завершить предваряющий текст глаголом или расщепленным сказуемым, даже если ведущее слово элементов перечня — другая часть речи, а предлог, которым этот глагол (расщепленное сказуемое) управляет, перенести в состав 1-го элемента перечня. Не рекомендуется оставлять предлог в тексте, предваряющем перечень. Например: Обратить внимание:

а) на правильность, б) однородность, в) целесообразность.

После предшествующего перечню текста фразы ставят следующие знаки препинания:

а) двоеточие, если в этом тексте содержится слово или словосочетание, указывающее на то, что дальше последует перечень, или если перечень служит прямым разъяснением того, о чем говорится в предшествующем ему тексте фразы, либо он непосредственно продолжает текст;

б) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим перечнем ослаблена (нет в этом месте слова или словосочетания, указывающего на то, что дальше последует перечень, перечень прямо не разъясняет этот текст, не служит непосредственным продолжением его). 

2. Для обозначения частей перечней используются:

ü прописные буквы (А, Б, В и т.д.) и римские цифры (I, II, III и т.д.) — в качестве показателя высшего уровня членения;

ü арабские цифры (1, 2, 3 и т.д.) — для обозначения среднего уровня членения;

ü арабские цифры со скобкой (1) 2) 3) и т.д.) и строчные буквы со скобкой (а) б) в) и т.д.) — для обозначения низшего уровня членения.

При использовании данных обозначений соблюдаются правила:

§  строчные буквы не употребляются без скобок;

§  после строчных букв и арабских цифр со скобками не ставится точка – а) 1);

§  римские цифры и прописные буквы употребляются без скобок;

§  после прописных букв и римских цифр, использованных в самом тексте, при абзацном отступе, ставится точка – А. I.;

§  после прописных букв и римских цифр, использованных в середине строки, вне текста (в качестве заголовков при обозначении крупных разделов), точка не ставится;

§  при рубрицировании посредством цифр и букв со скобками части текста отделяются друг от друга либо запятыми, либо (при значительной усложненности) точками с запятыми (1)…; 2)…; и т.д., а)…; б)…; и т.д.); точки при скобочных обозначениях не рекомендуются, они ставятся в конце рубрик, оформленных при помощи букв и цифр без скобок (1. … . 2. … . и т.д.);

§  с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных цифрами и буквами с точками (I. Т… . II. М… . и т.д.); со строчных — рубрики, оформленные цифрами и буквами со скобками (1) т…; 2) м… и т.д.).

Например:

I. Методы криминалистики:

   1. Общенаучные методы:    

1)       наблюдение (непосредственное, например при осмотре места происшествия, и опосредованное, когда информация о событии получена от других лиц);

2)       описание как средство фиксации в протоколе следственного действия полученных сведений;

3)       эксперимент как действие по воспроизведению события с целью установления его природы, сущности и происхождения;

4)       моделирование, которое может быть мысленным (например, при формировании розыскных и следственных версий), физическим (например, при создании макетов и муляжей) и математическим (например, при расчете скорости движения автомобиля по следам его торможения при дорожно-транспортном происшествии). Эти методы можно отнести к группе чувственно-рациональных.

   2. Математические  методы:

1)       измерение различных физических характеристик, предметов, процессов;

2)       вычисления;

3)       геометрические построения;

4)       кибернетические методы.

   3. Специальные методы:

1)       социологические методы – при составлении криминалистической характеристики вида преступлений, при изучении процесса принятия следователем тактических решений в ходе расследования преступлений и т.д.;

2)       психологические методы – при разработке тактических, тактико-психологических приемов допроса в конфликтной и в бесконфликтной ситуациях и т.д.;

3)       биологические методы – при исследованиях объектов биологического происхождения (крови, волос, частиц тканей тела человека и т.д.) в рамках судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, биологической экспертизы;

4)       физические и химические методы – при исследованиях свойств веществ и материалов, в том числе на молекулярном уровне.

II. Средства криминалистики… и т.д.

3. Если перечень оформлен как составная часть предваряющего его предложения, то возможно использование лишь низшего уровня членения и невозможны знаки конца предложения (точки) внутри перечня. Например:

 Нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо являются инвалидами;

в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности; если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. (Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации.)

4. Если в рубрики с системой обозначений низшего уровня включается самостоятельное предложение, начинающееся прописной буквой, то в конце этой рубрики независимо от внутренней точки ставится точка с запятой. Например:

Судебная строительно-техническая экспертиза включает:

а) исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними. Проведение их оценки;

б) исследование обстоятельств несчастного случая в строительстве с целью установления его причин, условий и механизма, а также круга лиц, в чьи обязанности входило обеспечение безопасных условий труда;

в) исследование домовладений с целью установления возможности их реального раздела между собственниками в соответствии с условиями, заданными судом. Разработка вариантов указанного раздела;

г) исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требованиям специальных правил. Определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или полной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств;

д) исследование строительных объектов, их отдельных фрагментов, инженерных систем, оборудования и коммуникаций с целью установление объема, качества и стоимости выполненных работ, использованных материалов и изделий;

е) исследование помещений жилых, административных, промышленных и иных зданий, поврежденных заливом (пожаром) с целью определения стоимости их восстановительного ремонта.

5. Система нумерации рубрик может складываться только из арабских цифр с точками, где вхождение в предыдущую рубрику обозначается наращиванием цифровых показателей.  Например:

1. Знаки препинания в рубриках

1.1. Знак препинания в конце рубрики

Точку в рубрике, вынесенной в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку.

После рубрики в подбор с текстом точка необходима.

Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняют.

1.2. Точка в середине заголовка

В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.

1.3. Точка после номера, литеры, родового обозначения Точку ставят, если номер, литеру и т.д. набирают в одну строку с тематическим заголовком, и опускают, если номер, литера и т.д. выделены в отдельную строку. Напр.:

Глава 1. Рубрикация        Глава 1

                                                            Рубрикация

2. Внутритекстовые ссылки на рубрики и обозначенные части текста

2.1. 2.2. и т.д.