Тема 11.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
В зависимости
от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит
отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные
разновидности единого литературного языка – функциональные
стили.
Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, обладающая специфическими языковыми признаками и выполняющая определенную функцию в речевом общении. Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.
В современном
русском литературном языке различают 5 основных функциональных стилей в
соответствии с основными сферами человеческой
деятельности:
1.
Научный стиль –
сфера науки и
образования.
2. Официально-деловой стиль – административно-правовая
сфера.
3. Публицистический стиль – общественно-политическая
сфера.
4. Художественный стиль – сфера художественного
творчества.
5. Разговорный стиль – обиходно-бытовая сфера.
Каждый стиль
представляет собой сложную систему, которая охватывает все языковые уровни:
фонетику, лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис.
Все стили речи делятся на две части: группа книжных стилей и разговорный стиль. К книжной группе относятся: научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили, которые используются преимущественно в письменной форме речи. Разговорный стиль применяется главным образом в устной форме речи.
В
речевом употреблении за языковыми единицами закрепляются
функционально-стилистические значения, которые указывают на то, в каком стиле
употребляется данное слово. Так формируется стилистическая окраска
слова – его
закрепленность за определенным стилем речи.
С этой точки
зрения могут быть выделены следующие группы слов:
1) книжные слова – слова, употребляемые в
определенном книжном стиле (созерцать);
2) разговорные слова – слова, употребляемые в
разговорном стиле (глазеть);
3) нейтральные слова – слова, не имеющие стилистической
окраски и употребляемые во всех стилях (смотреть).
Помимо основного значения и стилистической окраски слово может выражать чувства и оценки различных явлений действительности. В этом случае слово имеет эмоциональную окраску.
С этой точки
зрения могут быть выделены следующие группы слов:
1) слова с
положительной эмоциональной окраской (содружество);
2) слова с
отрицательной эмоциональной окраской (сборище);
3) нейтральные слова (объединение).
Стилистически и
эмоционально окрашенными могут быть не только слова, но и фразеологизмы,
словообразовательные элементы, морфологические формы, синтаксические
конструкции.
Соблюдение стилистических норм литературного языка предполагает выбор языковых средств в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской.
При нарушении норм функциональных стилей возникают стилистические ошибки: необоснованное употребление в одном стиле языковых средств, типичных для другого.
Эти ошибки подразделяются на лексико-стилистические (нарушение лексических норм стиля),
морфолого-стилистические (нарушение морфологических норм стиля),
синтаксикостилистические (нарушение синтаксических норм стиля).
ПРАКТИКУМ
Литература для самостоятельной
работы:
1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева
Е.Ю. Русский язык и культура речи:
Учеб. пособие для вузов. – Ростов на/Д., 2000, стр. 59- 67.
2. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И.
Максимова. – М., 2000, стр. 73-93.
3.
Образовательный блог «Русский язык и
культура речи»
www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
Задание 1. Используя рекомендованную литературу,
подготовить сообщение на тему: «История возникновения и формирования
стилистической системы русского языка».
Задание 2. Дать сравнительную
функционально-стилистическую характеристику текстов.
А. Связь
криминалистики и науки уголовного процесса проявляется прежде всего в теории
судебных доказательств. Характерной особенностью развития криминалистики и
теории судебных доказательств является их взаимное обогащение. Теория судебных
доказательств и ее ядро – доказательственное право активно влияют на развитие
криминалистики, ее научно-технических методов и средств, тактики и методики
расследования преступлений. Развитие процессуальной теории доказательств и
совершенствование правовой регламентации использования методов криминалистики в
уголовном процессе способствуют развитию самой криминалистики, расширяют
возможности применения в судопроизводстве достижений научно-технического
прогресса и новых тактических приемов раскрытия
преступлений.
Б. Жара
понемногу спадала. От воды поднимался легкий ветерок. Солнце садилось в пожаре
пурпурного пламени и растопленного золота; когда же яркие краски зари потухли,
то весь горизонт осветился ровным пыльно-розовым сиянием. Наконец и это сияние
померкло, и только невысоко над землей, в том месте, где закатилось солнце,
осталась неясная длинная розовая полоска, незаметно переходящая наверху в нежный
голубоватый оттенок вечернего неба, а внизу в тяжелую сизоватую мглу,
подымавшуюся от земли. Воздух сгустился, похолодел. Откуда-то донесся и
скользнул по палубе слабый запах меда и сырой травы. На востоке, за волнистой
линией холмов, разрастался темно-золотой свет луны, готовой взойти. Она
показалась сначала только одним краешком и потом выплыла – большая,
огненно-красная и как будто бы приплюснутая сверху.
В. Выслушав
объяснения Лебедевой А.П., представителя заинтересованного лица, изучив
материалы дела, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, полагавшего
заявление Лебедевой А.П. подлежащим удовлетворению, народный суд приходит к
выводу о наличии оснований для признания Лебедева М.К. безвестно отсутствующим.
В соответствии со ст.18 ГК РФ гражданин может быть в судебном порядке признан
безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его постоянного жительства
нет сведений о месте его пребывания. Факт отсутствия сведений о месте пребывания
Лебедева М.К. по месту его постоянного жительства в городе Энске в течение более
одного года подтверждается собранными по делу
доказательствами.
Г. //Д-да …он
во время суматохи этой и пропал …// Исчез из полиции … как дым от лица огня …//
Так исчезают грешники от лица праведных! // Хороший был старичок! .. А вы … не
люди … вы – ржавчина! //Любопытный старикан.. да! Вот Настенька – влюбилась в
него. // И влюбилась… и полюбила! Он – все видел… все понимал…// Как пластырь
для нарывов…// Он жалостливый был … У вас вот … жалости нет …// Какая польза
тебе, если я тебя пожалею? … // Ты…не то, что пожалеть можешь … ты умеешь не
обижать//.
Д. С сентября 2016 года можно обращаться в
суд с помощью интернета. Это позволяет обойтись без бумажной
волокиты –
теперь обращение в суды
проще благодаря современным технологиям. По словам замруководителя Информационно-аналитического
центра поддержки ГАС «Правосудие» судебного департамента при Верховном суде РФ
Романа Калины, россияне могут обращаться в суды общей юрисдикции по интернету –
через единый портал госуслуг. Исполнительный лист тоже формируется в электронном
виде. «Если он будет касаться государства, мы отправим его в Федеральную службу
судебных приставов, а если относиться к взысканиям с другого гражданина, то его
смогут использовать банки, подключенные к системе межведомственного электронного
взаимодействия», - сказал Роман Калина. Судебный департамент аккредитовал в
Минкомсвязи собственный удостоверяющий центр, который выдает судьям и
сотрудникам аппаратов судов электронные цифровые подписи – это делается для
того, чтобы после рассмотрения заявлений судьи могли создавать юридически
значимые документы. Для обращения в суд заявителю нужно заполнить форму,
размещенную на официальном сайте соответствующего суда. Таким образом судебная
система идет навстречу гражданам в прямом смысле этого
слова.
Задание 3. Определить стилистическую принадлежность
слов-синонимов.
Блуждать – бродить – шляться;
глава – голова – башка; вещать – говорить – болтать; очи – глаза – гляделки;
учить – изучать – зубрить; плакать – реветь – рыдать; мордашка – лицо – лик;
прогнать – изгнать – выставить; бояться – трусить – опасаться; радость – отрада
– утеха; созерцать – смотреть – глазеть.
Задание 4. Подобрать к данным словам синонимы
разговорного стиля.
Преступник, лжец, гигантский,
преобразование, бить, удивить, окулист, дефицит, сетовать, вздор, упасть,
ходатайствовать, провинция, постепенно, деликатный, растратить, развлечение,
много.
Задание 5. Заменить данные книжные выражения
синонимически нейтральными. Устно составить предложения.
Аннулировать
договор, проявить бесстрашие, грядущие перемены, авторское воззрение, ожидать возмездие, собственное намерение, тщетный труд, уповать на случай, обременительная задача, индифферентное отношение, локальный конфликт, кардинальный шаг, получить предписание, быть толерантным, лапидарный стиль, парафировать договор.
Задание 6. Определить стилистическую окраску слов в
данных синонимических рядах:
а) весть, известие, сообщение,
извещение, информация, новость, молва, слух; б) мелочь, деталь, подробность,
частность, малость; в) говорить, тарахтеть, болтать, беседовать, разговаривать,
бубнить, потолковать; г) израсходовать, истратить, промотать, разбазарить,
растратить, растранжирить, расточить; д) реестр, список, опись, перечень; е)
меценат, покровитель, спонсор; з) руководитель, хозяин, управляющий, глава,
директор, шеф; ж) лик, лицо, морда, физиономия; к) помеха, преграда, загвоздка,
препятствие; л) клевета, поклеп, обнос, инсинуация, навет; м) заключенный, зэк,
острожник, невольник, узник, арестованный, арестант; н) беспорядок, хаос,
кавардак, бардак, бедлам, катавасия.
Задание 7. Определить стилистическую окраску данных
слов и подобрать к ним стилистические синонимы.
Болезнь, драться, брести,
рукоплескать, возмездие, ничегонеделание, воин, ввалиться, добряк, изгнать,
посягнуть, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний, оплот, ланиты,
раздевалка, здоровяк, молодчина, когорта, белоручка, предначертание,
бессмыслица, читалка, зодчий, газировка, лучезарный, глашатай, чмокнуть,
бояться, восторжествовать, безалаберный, провозглашать, артачиться,
стезя.
Задание 8. Используя любой толковый словарь
современного русского литературного языка, выбрать по одному примеру на каждую
стилистическую помету, принятую в данном словаре.
Задание 9. Распределить данные фразеологизмы по
группам: книжные и разговорные.
Заметать следы, крутить носом,
пустить пулю в лоб, дым коромыслом, избави бог, прокрустово ложе, испустить дух,
нос не дорос, притча во языцех, ноль без палочки, почивать на лаврах, рог
изобилия, слыхом не слыхать, восходящая звезда, обвести вокруг пальца, задать
жару, рояль в кустах.
Задание 10. Распределить слова по группам: 1) с
положительной эмоциональной окраской; 2) с отрицательной эмоциональной окраской;
3) нейтральные.
Труженик, пособник, вояж, злодеяние, подвиг, лодырь, визит, работник, нашествие, наступление, содружество, сговор, участник, высокий, сотрудничество, соучастник, объединение, сделка, худощавый, талантливый, бездарный, скверный, халтура, адвокатишка, сборище, брякнуть.
Задание 11. Передать значение приведенных слов и
описательных выражений с помощью экспрессивных слов и
фразеологизмов.
1. Наговаривать, сплетничать. 2. Лгать. 3. Говорить откровенно, искренне. 3. Насмехаться, издеваться. 4. Говорить слишком быстро. 5. Говорить невыразительно, долго, нудно. 6. Сказать невпопад, некстати. 7. Объяснить все подробно и последовательно.
Задание 12. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выбрать по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.
Задание 13. Распределить данные словосочетания по
группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.
Социальные процессы, затребовать необходимые сведения, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, встретиться в читалке, вопить без остановки, геном человека, найти отклик в душах людей, произвести обыск, всенародные соревнования, локомотив истории.
Задание 14.
Указать случаи смешения стилей, прокомментировать и исправить предложения,
учитывая официальный характер речевых ситуаций.
1. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 2. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 3. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 4. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 5. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации. 6. Выпускнику необходимо еще выслужить армию. 7. Первая судимость у подсудимого была ерундовая. 8. Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 9. Строители запланировали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре. 10. Неприятные разборки с Фондом имущества ожидают виновников срыва аукциона.
Задание 15. Прочитать отрывок из Закона РФ «О защите
прав потребителей» и передать его содержание в стиле газетной статьи и
дружеского письма.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Задание 16. В
образовательном блоге www.kultura-rechi-jur.blogspot.ru
выполнить задание к
сообщениям «Стили речи. Исторический экскурс», «Стили речи. Таблицы»,
«Стилистическая окраска слова».