Задания и вопросы по теме 3

 

    Задание 1. Познакомьтесь с отрывком из «Поучения к Братии» Луки Жидяты. Опираясь  на данный текст, сформулируйте правила речевого поведения  (XIXII вв.).

 

Любовь имейте ко всякому человеку  < …> и не должно быть, что одно на сердце, а другое на устах. Под братом ямы не рой, и тебя Бог не ввергнет  в ещё большую. Будь правдив, и за правду и закон Божий не отказывайся даже сложить голову, и причтёт тебя Бог к святым. Прощайте брат брату и всякому человеку, не воздавайте зла за зло,  друг друга хвалите, тогда и Бог  вас похвалит.  Нельзя ссорить других, чтобы не назвали тебя сыном дьявола, но примиряй и будешь сыном Богу. Не осуди брата даже в мыслях, помня о своих грехах, тогда и тебя Бог не осудит. Помните и заботьтесь о странниках, и об убогих, и о заключённых, и к своим сиротам милостивы будьте. Негоже вам, братья, ни балагурством заниматься, ни срамных слов говорить, ни гневаться всякий день. Не ругайтесь, не насмехайтесь ни над кем, в напасти же терпите, уповая на Бога. Ни дерзости не имейте, ни гордости, ничего такого не делайте, помня,  что назавтра будем смрадом, и гноем, и червями. Будьте смиренны и кротки – да послушниками будете и исполнителями Божьих заповедей, ибо в гордом сердце дьявол сидит, а Божье слово не хочет утвердиться в нём. Почитайте старых людей и родителей своих: не божитесь именем Божьим, не заклинайте или проклинайте что-либо. Судите по правде,  мзды не принимайте, в рост (денег) не давайте  < …>. Не убий, не укради, не солги, лжесвидетелем не будь, не ненавидь, не завидуй, не клевещи <… >. Не пей  не вовремя, и в меру, а не до пьянства. Не будь гневлив или вспыльчив, с радующимися радуйся, с печальными будь печален.

 

Задание 2.  Прочитайте фрагмент из «Поучения чадам» Владимира Мономаха (1053–1125). Какие из риторических советов Владимира Мономаха не потеряли своей актуальности?

 

Из «Поучения чадам»

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам  кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё…                 (Владимир Мономах, 1053–1125гг.)

 

Задание 3. Перед вами отрывок из «Слова о законе и Благодати митрополита Илариона» (памятника XI в.).  За что он хвалит князя Владимира?

Похвалим же и  по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего – нашего учителя и наставника, великого властителя земли нашей Володимира, внука древнего Игоря, сына славного Святослава, которые в годы своего владычества мудростью и храбростью  прославились во многих странах: победы и сила их вспоминаются и прославляются сейчас. Ведь не в бедной и безвестной стране были они владыками, а в Русской, о которой знают и слышат во всех четырёх концах земли  < …>

Встань, о честная глава, из гроба своего! Встань, стряхни сон! Ты не умер, но спишь до общего для всех вставания! Встань, ты не умер! Не подобает умереть тебе, веровавшему во Христа, в жизнь вечную всему миру! Стряхни сон, подними очи, смотри, какой чести удостоил тебя Господь там и на земле с помощью твоего сына не оставил в забвении! Встань, смотри на чадо своё, на Георгия! Посмотри на утробу свою, на того, кого Господь вывел из чресл твоих, посмотри на украшающего престол твоей земли и возрадуйся и возвеселись!  Посмотри  и на благородную сноху твою Ирину! Посмотри на внуков твоих и правнуков, как живут, хранимые Господом, как по завещанию твоему хранят благоверие,  как посещают святые церкви, как славят Христа, как поклоняются имени Его! Посмотри же и на город, сияющий величием, посмотри на цветущие церкви, посмотри на множащееся христианство, посмотри на город, иконами святых  оглашаемый, блистающий, фимиамом благоухающий, хвалами и песнями святых оглашаемый! И всё это увидев, возрадуйся и возвеселись и восхвали благого Бога, устроителя всего этого.

 

Возьмите на заметку!  Торжественное,  или эпидейктическое красноречие было доступно далеко не каждому: оно требовало выучки, большого профессионального мастерства незаурядных литературных способностей.

 

Задание 4. Познакомьтесь с отрывками из 64-й главы  Домостроя «Послание и наставление от отца к сыну», написанной Сильвестром. В какой части «Послания…» содержатся элементы народного разговорного языка?

 

Имей, чадо,  истинную справедливость и любовь нелицемерную ко всем, не осуждай никого ни в чём, о своих грехах, думай, как их избыть, чего сам не любишь, того и другому не твори, и сохраняй чистоту телесную пуще всего да наступи на совесть свою, как на лютого врага.  < …>

Итак, береги и храни себя в праведном христианском законе, удержи язык свой от зла и уста свои, чтобы не говорили лесть, храни себя от лжи, от похвал и от клеветы и сам ни в чём не заносись: унизь себя пуще всех людей – увидишь славу Божию. < …>

А бедных,  и скорбных, и пленных всегда без волокиты разбери, и от себя по возможности накорми, и напои, и милостыню дай, но человеку смотря; а случится суд, всякому человеку  богатому и убогому, другу и недругу, если дело его истинно и праведно, без волокиты и без всякой хитрости его заверши, по словам Евангелия: «Не по лицам судите сынов человеческих, но праведный суд судите: каким судите судом, таким судится и вам, и какою мерою мерите, такой и вам воздастся».

 

Задание 5.  Прочитайте высказывания В.М. Ломоносова о невербальных средствах общения. Какие рекомендации М.В. Ломоносова являются актуальными и сегодня?

 

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти,  стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечами. Протяжёнными кверху обеими руками или одною приносят к Богу молитву или клянутся и присягают; отвращённую от себя ладонь протягая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяжённою ж рукою указуют;  усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оныя на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость.

Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную  или гордость, голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею отряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.

 

Возьмите на заметку!

Риторика и ораторское искусство в 60-80-е годы ХХ века

Начиная с 60-х годов ХХ века, в культуре андеграунда развивалась особая система жанров риторики, обусловленная критическим восприятием всего официального и государственного. Появилась и стала очень популярной риторика «подтекста» – переходная форма научно-публицистической квазиполемики. В литературном творчестве и, особенно в кино, с успехом применяется «эзопов язык».

 В риторике оппозиции советского периода (80-е годы ХХ века) складывалась новая политическая лексика: полицейские меры, полицейское государство, реакционные чиновники, третье отделение, царская цензура – и все это применительно  к советскому образу жизни.

Особенности публичной риторики 90-х годов ХХ века

В публичной  ораторской деятельности 90-х годов отмечается преобладание проповедничества и морализма, что в условиях плюрализма позиций и открытости общественной жизни, на первый взгляд, удивительно и непонятно. Это неумение говорить для «других», чтобы расположить к себе, а после переманить на свою сторону.

 

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о риторическом идеале Античности. Какие этапы  выделяют  в античной риторике?

2. Почему слова софизм, софист вне науки приобрели отрицательно-оценочное значение, как и само слово риторика?

3.  Каковы истоки русского риторического идеала?

4.  С чьим именем в России связано подлинное искусство публичного слова? Назовите основные работы этого учёного.

5. Когда сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и университетская школа красноречия?  Какие сочинения  по риторике появились в это время?

          6. Что вы думаете о причинах, которые привели к разрушению отечественной речевой традиции?

         7.  Как вы определите перспективы восстановления, реконструкции, возрождения отечественного речевого идеала и мастерства красноречия в России? Возможно ли это? Почему?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»