| ||||||
|
| |||||
Тема 3. Развитие риторики на Руси и в России. Особенности русского риторического идеала
В России в языке видели выражение внутренней жизни, мысли и чувства человека; языком – верили твердо – говорила душа… М.И. Сухомлинов
Россия имеет богатейшие риторические традиции. История русской риторики не может быть осмыслена как набор учебников и трактатов с размышлениями о красноречии, ибо это в первую очередь живое воспламеняющее слово, связанное с животрепещущими событиями русской истории, а значит, – и с реальной практической деятельностью риторов, их речами, посланиями, наставлениями на религиозные, политические и моральные темы. Ораторская практика ещё в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства. Этому способствовал образ жизни славян, их культурные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы решались на площадях. На Руси первое теоретическое сочинение риторического или, точнее, филологического характера – трактат «Об образах», появилось в 11 столетии. Оно было включено в « Изборник» Святослава 1073 года. Здесь описываются тропы, которые автор называет образами. Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях – центрах древнерусской книжности. ХII век – золотой век древнерусского красноречия. В этот период появляются «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», ранее в XI веке – «Слово о законе и благодати митрополита Илариона». Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его поучения и проповеди – великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», – так говорили о нем современники. Традиции XI –начала XIII вв. получили продолжение в произведениях последующих столетий – в «Задонщине» (XIV в.), в «Житии Сергия Радонежского» (XV в.), в переписке князя Андрея Курбского и Иоанна Грозного» (XVI в.), в «Житии Протопопа Аввакума» (XVII в.). Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях» (мудрость – соответствующая наука: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия). После Смутного времени и возвращения к мирной жизни в начале XVII века новый царь Михаил Романов занялся поиском монахов, которые «грамматику и риторику умеют», и в этот период была создана первая русская риторика (1620 г.), которая служила учебником на протяжении всего столетия; еще более пристальное внимание к этой дисциплине появляется в эпоху петровских преобразований. В доломоносовский период большое значение имели труды Феофана Прокоповича (государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I). В его сочинениях – «De arte poetica», 1705 и « De arte rhetorika», 1706 – содержится много практических советов и рекомендаций для ораторов. Хотя эти риторические произведения были задуманы как руководство к созданию церковных проповедей, они представляли собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Прокопович расширил круг традиционных жанров – «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщении собственный писательский опыт. Особый этап в развитии отечественной риторики составили ломоносовский и послеломоносовский периоды (середина и последняя треть XVIII века). В это время сложился канонический тип русской риторики. С именем М.В.Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечающего интересам общественного процесса в России. Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. М.В.Ломоносов закрепил разделение терминов красноречие и риторика в значениях, близких к современным. Риторика – это «наука», «учение», «правила»; красноречие – «искусство, способность, умение красно говорить», но также состав текстов словесности. Ученый положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию…» (1743г.). В этой книге, не потерявшей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В.Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненном» и «Российская грамматика». «Красноречие – искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». К приобретению оного требуется 5 следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук. М.В.Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал её русской наукой. Для красноречия, по М.В.Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» М.В.Ломоносов предлагает строить речь из четырех частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональной речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убеждённость оратора. В конце XVIII – начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и университетская школа красноречия. Появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля Михаила Михайловича Сперанского. В 1792 году им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Риторика Сперанского была посвящена искусству церковной проповеди. Особое значение придается эмоциональной стороне речи: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». « Ораторская кафедра есть театр великих движений духа». Излагая теорию слога, М.М.Сперанский исследует стилистику индивидуальной, речи, вопрос о стилеобразующих различиях слога, о самых характерных чертах языка личности. К общим свойствам хорошего слога М.М.Сперанский относит: 1) ясность, 2) разнообразие, 3) единство, 4) равность слога с материей. Большой вклад внес М.М.Сперанский в развитие делового стиля русского литературного языка. Влиятельным филологом своего времени был Александр Сергеевич Никольский. Им были написаны «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах» (1790) и «Основания российской словесности». В этих книгах исследуются проблемы жанрово-ситуативных форм речи, даются синкретические характеристики прозаической, ораторской и стихотворной. Характерная черта этой риторики – её грамматикализованность. Автор классифицирует слог в зависимости от разновидности речи (разговорный, письменный, учебный, философский, баснословный, романический, ораторский и даже театральный). Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» первого ректора Харьковского университета, члена Императорской Российской Академии наук, доктора философии Ивана Степановича Рижского, написанная в 1796 году. В «Опыте риторики» особое внимание обращается на чистоту и правильность русской речи. Культура национальной речи была в это время одной из центральных общественных проблем. Риторика И.С. Рижского была приближена к практической стилистике. В ней присутствовали разделы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинения, о благозвучии речи. Достоинством риторики И.С.Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей XVIII века (поэтов, прозаиков, учёных). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями – примерами из произведений Хераскова, Державина, Карамзина. Характерной особенностью русской риторики было её деление на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила появления, расположения и выражения мыслей, а частная риторика описывала прозу, конкретные её виды и разновидности. Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленецкого и др. Алексей Федорович Мерзляков, профессор Московского университета, занимавший кафедру красноречия и поэзии, в своей «Краткой риторике» (1809) первым представил многообразие родов и видов словесности. Среди них он выделяет: 1) письма; 2) диалоги; 3) учебные сочинения; 4) история (характеры, биографии, романы, подлинная история); 5) речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). Автором популярных учебников «Общая реторика» и «Частная риторика» был Николай Федорович Кошанский, филолог, переводчик, профессор кафедры русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея. Его лекции слушал А.С.Пушкин. «Ничего столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова». «Общая реторика» состояла из трех традиционных разделов: «Изобретение», «Расположение» и «Выражение мыслей», однако в центре внимания автора – категория стиля, именуемая слогом. Кошанский определяет слог как «способ выражать мысли», как «искусство писать». Под стилем он понимает необходимость соответствия слога изображаемым мыслям, предмету изложения и закрепленность каждого вида «слога» за определенными жанрами. «Частная риторика» определялась как «руководство к познанию всех родов и видов прозы». В учебнике описываются пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство», «ученость». Анализируя красноречие истинное и мнимое, автор делает вывод: «Истинно красноречивым может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели». В работе преподавателя Императорского Царскосельского лицея Александра Ивановича Галича (настоящая фамилия Говоров) «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) определяются признаки «совершенного» языка: основные категории и принципы, характеризующие образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи – понятие чистоты речи, её правильности, ясности, точности и благозвучия. Галич выделяет грамматические, ораторские и поэтические фигуры. В книге правила общей риторики распространяются на прозаические произведения: 1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи. Ко II половине 40-х годов XIX века относятся наиболее значительные работы Константина Петровича Зеленецкого, профессора Ришельевского лицея в Одессе, которые стали солидными учебными пособиями для гимназий и университетов: «Исследования о реторике»; книги « Курса русской словесности» - I. Общая риторика. II. Частная риторика. III. Пиитика. В «Общей риторике» автор излагает общее учение о красноречии, а в «Частной риторике» – теорию отдельных родов прозы. Зеленецкий в общей риторике отказался от учения об «изобретении» и детально разработал раздел «О чистоте речи русской в лексическом отношении». Риторика все в большей степени обращалась к практической стилистике и культуре речи. Уже в конце XVIII века в Европе угасал интерес к риторике. В России пик её развития относится к первой половине XIX века, однако в 60-х годах XIX века бурно развивается русское судебное красноречие. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н.П.Карабчевский, Ф.Н.Плевако, П.А.Александров, С.А.Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важна деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых – П.С.Пороховщикова и А.Ф.Кони. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П.С.Пороховщиковым (псевдоним – П.Сергеич). К работам П.С.Пороховщикова близки также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля Анатолия Федоровича Кони: «Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам». А.Ф.Кони писал, что «под красноречием надо разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений». «Ораторское искусство, – считал Кони – есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, о красноречие – природное дарование, развиваемое трудом». Во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе. Центр внимания – художественная и поэтическая формы речи. В системе образования появляется предмет – «теория словесности», которая позаимствовала из риторик целые разделы. Наследником теории словесности становится стилистика, разрабатывающая учение о видах языка и стиля. Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы- практики XIX – начала XX века: Т.Н.Грановский, В.О.Ключевский, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев. В 1918 году в Петрограде создается Институт живого слова. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Однако к началу 30-х годов институт слился с Институтом языкознания. В 20-х годах ХХ века риторика была исключена из школьного и вузовского курса. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один её аспект культура речи и стилистика. И только в 70-е – 80-е годы ХХ века вновь возродился интерес к риторике как к науке и учебному предмету. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |