Задания и вопросы по теме 10

 

Задание 1. Просмотрите несколько последних номеров газет «Комсомольская  правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Молодёжь Дагестана», «Новое дело». Найдите в них проблемные статьи и определите тематику, укажите жанровые и стилистические особенности. Почему вас заинтересовала данная статья?

 

Задание 2.  Прочитайте статью, опубликованную в газете «Аргументы и факты» (№1-2, 2013 г.) Волнует ли вас проблема, поднятая в ней?

 

На ком держится Россия

Члены партии «Единая Россия»  выступили  с инициативой создания специальной программы по поддержке провинциальной интеллигенции. Но не превратится ли это в очередную говорильню? И какая помощь на самом деле нужна интеллигенции?

Никто не спорит, что интеллигенция в провинции нуждается в серьёзной поддержке, что положение её подчас катастрофическое. Можно бесконечно петь дифирамбы этим людям, но начинать-то надо с материальной стороны. Чтобы человек думал о том, как полнее передать свои таланты, свой опыт, а не о том сможет ли он завтра накормить своего ребёнка. Как бы кто ни относился к Карлу Марксу, но он был прав, когда говорил, что бытие определяет сознание.

У нас есть много её, интеллигенции, – и в городах и в деревнях. Просто никто про неё не рассказывает – на ТВ-то показывают одних и тех же. Забывая, что не только в столице, но и в провинциях есть и театры, и филармонии. И хотелось бы чётко понимать, каким образом партия власти собирается помогать. Больше рассказывать о жизни этой части населения? Да, это хорошо. Но гораздо важнее, если партийцы смогли бы законодательно добиться улучшения условий жизни и труда интеллигенции. Я много езжу по стране – вижу этих людей, вижу, как они живут, работают. Библиотекари, учителя, музейщики… Это же фанатики! Они трудятся за зарплату в 5-7 тысяч рублей! Знаете, я каждый год  приезжаю в Тарханы на праздник поэзии Лермонтова. Его держат на своих плечах сотрудницы местного музея. И на поляне послушать выступления собирается по 5 тысяч человек! Откуда только люди не приезжают! Значит, есть потребность в духовной пище. А музеи эти местные крутятся,  как могут, чтобы выжить. Кто пчёл разводит, кто какие-то промыслы народные развивает. Приехал в Красноярский край, пришёл в музей писателя Виктора Астафьева. Музей пустует,– ну,  кто поедет в глухую сибирскую деревню даже ради Астафьева? Но как-то сотрудники выкручиваются, не давая музею закрыться. Так и держат они по всей стране нашу культуру, держат Россию, её будущее. Делают это люди, которым, повторю, платят мало, и ничего на такой подвижнической работе не нахалтуришь, не заработаешь. (Андрей Дементьев, поэт).

 

Задание 3. Напишите проблемную статью на одну из тем:

 

а) Глобальная компьютеризация. «За» и «против». (Интернет – друг или враг?)

б) Интересно ли мне в университете?

в) Жизнь дана на добрые дела.

г) Современные мировые проблемы. Моё отношение.

д) Тему сформулируйте сами (То, что вас интересует и волнует).

 

Задание 4.  Согласны ли вы с утверждением, что «тип политического лидера можно определять по характеру его речевого поведения? Насколько, на ваш взгляд, убедителен журналист В. Парнев, характеризующий политическую деятельность М.С. Горбачёва.

 

«У множества людей все выступления Горбачёва… оставили два главных ощущения: 1) непонятно, что он хотел сказать, и вообще, что хотел; 2) ни одного слова не было произнесено искренне даже в самые пиковые, роковые моменты… Дело, разумеется, не в стилистике и не в риторике. Дело в том, что эта стилистика и эта риторика составляли основную сущность Михаила Горбачёва как политика, как руководителя огромной страны – и в этом была наша общая и его личная драма» (СПб ведомости,  27.04.1996).

 

Возьмите на заметку!  Познакомьтесь с фрагментом речи М.С. Горбачёва после трагических событий, произошедших в Тбилиси:

«Я скажу прямо: армия должна делать своё дело. Такова точка зрения Политбюро и правительства. Мы должны всё сделать, чтобы никогда не доходило до этого. Говорят: как появились там войска?  Вы знаете, вот я думаю, когда мы наши войска приглашаем на помощь милиции, для того чтобы не произошло такого, что случилось в Сумгаите, чтобы как-то сохранить порядок, наверное, это надо обсудить…»

 

Задание 5. Какие необходимы знания, для того чтобы противостоять речевому воздействию СМИ (радио, телевидения, газет и журналов)?

 

Задание 6. Прочитайте окончание речи «О земельном законопроекте и землеустройстве крестьян», произнесённой П.А. Столыпиным в Государственной думе 5 декабря 1908 года.  К чему призывает политический оратор в своей речи? Какие его мысли актуальны и сегодня?

 

«Нельзя, господа, составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных. Нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почётное место могут занять только те из них, которые достигнут полного напряжения своей материальной и нравственной мощи. Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния – земли.  Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощённую землю, так как земля – это залог нашей силы в будущем, земля – это Россия».

 

Задание 7. Кого из наших современников,  выступающих публично, вы можете охарактеризовать как яркого, запоминающегося оратора? Чем привлекают вас его выступления?

 

 

Задание 8.  Прочитайте отрывок из речи Франклина  Д. Рузвельта при вступлении в должность президента США. Какими приёмами пользуется политик?

«Сегодня – торжественный день для нашей страны и, конечно, все американцы ждут, что я, вступая в должность президента, скажу решительно и откровенно, что требует современное положение нашего народа».

«Настало время сказать правду, всю правду, откровенно и смело. Нам не нужно бояться правды, когда мы рассматриваем ситуацию в стране. Эта великая нация выстоит, как она выстаивала в прежние времена; она возродится для нового процветания. Так позвольте мне подтвердить моё прочное убеждение: мы страшимся собственного страха – неосознанного, бессмысленного, неоправданного страха, ослабляющего наши усилия, благодаря которым мы превратим наше отступление в триумф».

 

Возьмите на заметку!  Рузвельт стал президентом в период тяжелейшего экономического кризиса в США. Свою речь он произнёс по радио 4 марта 1933г., не приукрасив ситуации, а открыто показав американцам всю серьёзность экономического положения страны и указав на причины неудач.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы истоки социально-политического красноречия?

2. Почему наименование политическое красноречие не употреблялось авторами русских риторик?

3. Кого из известных политических ораторов начала ХХ века вы знаете? Приведите примеры его выступлений.

4.  Перечислите виды социально-политического красноречия.

5. Чем определяется речевое поведение политика в современном демократическом сообществе? Всегда ли публичный политик является подлинным политическим оратором?

6. Назовите основные недостатки и проблемы современной публичной речи.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»