| ||||||
|
| |||||
Тема 2. Становление и этапы развития риторики. Риторический идеал античностиКогда приходит время «собирать камни», мы оглядываемся назад, в историю, в поисках того, что могло бы нам послужить подспорьем в этом деле, и неизбежно видим там, наряду с прочим, Риторику В.Н. Маров
Историю риторики называют самым неизученным из разделов дисциплин гуманитарного цикла. Только об одном из этапов развития античной риторики – эллинистическом – А.Ф. Лосев пишет: «Необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознано – до того вся риторика разнообразна, изощрена и глубока». Немного известно о статусе и содержании риторики в культурах Древнего Востока. Ещё менее известно о риторике и её месте в жизни арабских стран, имеющих глубокую историю культуры. Только начинается исследование риторических традиций средневековья, Возрождения и новейшего времени. История отечественной риторики достаточно полно представлена в книге Л.К.Граудиной и Г.И.Миськевича «Теория и практика русского красноречия» (М.,1989). Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Хотя ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня ещё в древнем мире: в Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае, именно Древняя Греция (Эллада) признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория. Риторика – дитя демократии. Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определённые возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. В Афинах ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Античная риторика возникла в Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II вв. до н.э. и распространилась в Риме в I веке до н.э. К V веку до н.э., когда сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались её виды, стало очевидно, что задача оратора – троякая: разъяснять (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию) и доставлять слушателям удовольствие. Начиная с Древней Греции ораторство и политика неразрывны. Первое целостное представление об античном красноречии дают источники эпохи Перикла (V век до н.э.). Этот государственный и политический деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения, что он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей». В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Её основы заложили Коракс, Лисий и Горгий. Коракс: «Красноречие – это служанка убеждения». Он первый делает попытку разделить ораторскую речь на части: вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение. В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, получают некий образец – идеал речевого поведения. Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических (нравственных). В античной риторике можно выделить несколько этапов. Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты – платные учителя красноречия (от греч. sophistes – искусник, мудрец). Софисты обучали практическому красноречию, составляли речи для нужд граждан (логографы). Популярность учителей-софистов была необычайно высока. Известные софисты Горгий, Гиппий, Продик, Протагор ездили по всей Греции, выступая перед слушателями, выполняли дипломатические поручения, составляли законы. Для потомков сохранились высказывания Горгия: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет». Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В Древней Греции были три философские школы софистов: диалектики, элеаты и пифагорейцы. Диалектики опирались на учение Гераклита Эфесского об изменяемости мира. В этом направлении философии зародилась логика. Элеаты отдавали предпочтение демонстрации в речи гимнастики ума, стройных цепей доказательств. Отрицали существование объективной истины, отстаивали право каждого человека на собственное мнение. Пифагорейцы искали гармонию мироздания в человеке и находили ее в искусстве речи и красоте слова. Многое сделали софисты для развития этики, риторики, наук о языке. Они изменили социальный идеал. К эталону аристократичности и элитарности по рождению они добавили образованность и ораторское искусство. По мнению софистов, главная цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Истинный оратор, как считал Горгий, должен уметь одну и ту же вещь восхвалять и порицать. Софисты развили искусство проведения дискуссии, умения строить доказательство, подняли уровень культуры логического мышления. Однако они стремились доказать свою правоту любой ценой, иногда скрыть главное. Поэтому софизм вне науки приобретает значение «преднамеренно ложный вывод», то же самое происходит и с самим словом риторика, которое получает отрицательно-оценочное значение как пустое словесное украшательство. Риторика софистов: 1) манипулирующая (манипулировать аудиторией); 2) агональная (от греч. agon – борьба) – риторика словесного спора; 3) относительная (релятивистская) – не истина цель спора, а победа. Против учения софистов выступали Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Сократ – мастер академических бесед, диалогов. Изобрел иронию как способ критического отношения к догматике, как острое оружие философии. Яростно боровшийся софистами, Сократ в совершенстве владел диалектическим методом диалога. Для софистов главное – одержать победу. Диалектик умеет ставить вопросы и давать ответы. Ученик Сократа, Платон, значительно поднял искусство диалога, сделав его совершенной формой устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений, идей. В диалогах Платона «Горгий», «Софист», Федр» содержатся мысли Сократа: «Софистика – мнимая мудрость». Сам Платон так определяет предмет и сущность риторики: «Красноречие – служанка убеждения, в этом его сущность и забота. Подлинное красноречие основано на знании истины. Самое ценное – воздействие речи на душу». Риторический идеал Сократа и Платона: 1) диалогический; 2) гармонизирующий (объединение усилий участников общения, согласие); 3) смысловой (обнаружить смысл). В 391 году Исократ открыл в Элладе первую риторическую школу, где воспитанники учились составлять судебные речи, полемизировать, аргументировать противоположные точки зрения. Из этой школы вышли прославленные ораторы, политические деятели и полководцы. Причем сам Исократ не был образцом оратора: «Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, – сетовал он, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с торчащими на трибуне». Когда же его спрашивали, как это он учит других, сам не способный произносить речей, он отвечал, что точильный камень не может резать, но он делает железо острым». Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена. Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение тридцати лет с гневом и изумительным упорством он произносил речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин. Рассказывают, что, когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца. Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти. Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и ученый Аристотель (384 – 322 гг.). Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Риторика – искусство, соответствующее диалектике. Ценнейшими приобретениями для риторики, как и мышления вообще, явились аристотелевские труды по логике, и особенно «Орнагон» («Аналитики»). Аристотель создал специальный труд – «Риторика». Кроме того, несколько глав своей «Поэтики» Аристотель также посвятил риторике. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается (слушателя). Риторика состоит из науки аналитической и науки политической, касающейся нравов. Существует три рода риторических речей: совещательные, их цель – склонять или отклонять; судебные, цель которых обвинять или оправдать; и эпидейктические, цель которых хвалить или порицать. Свою книгу «Риторика» Аристотель делит на три части: 1) общие цели этой книги, виды речей, принципы убеждения; 2) личность оратора; 3) правила построения речи и словесного оформления мысли. Он выделяет четыре части – предисловие, рассказ, доказательство, заключение – и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительной речи. «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно. Так как все дело риторики направлено к возбуждению того или другого мнения, то следует позаботиться о стиле. Достоинство стиля – ясность, раз речь не ясна, она не достигнет цели». Риторический идеал Демосфена и Аристотеля – речь динамическая, логически безупречная, безукоризненная и строгая по форме. В античной риторике после Древней Греции видное место занимает Рим. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. В середине II века до н.э. в Риме греческие риторы открыли риторские школы. Занятия проводились вначале на греческом языке и были доступны лишь детям аристократов. Но когда в I веке до н.э. появилась первая школа с преподаванием на латинском языке, сенат заволновался. Римские риторические школы старались привить ученикам преимущественно навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, пользоваться яркими фразами. Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон, который блестяще показал себя во многих процессах по уголовным и гражданским делам. Цицерон называл его в числе великих и самых красноречивых ораторов. Судебные речи Марка Антония имели политический оттенок. Главным оружием в речах был пафос (возвышенность, богатство речи). Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, наделенный даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти. Решительно недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором был Красс. Речи его отличались юридической обоснованностью, а также наличием стилистического изящества. Цицерон называл его «лучшим правоведом среди ораторов». Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона – одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) – видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трёх книгах – «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, к которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое развитие ораторского искусства. «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики. Вся сила оратора, считает Цицерон, – в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей. Истинный оратор, полагает Цицерон, «должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою…, как у лучших лицедеев». В «Ораторе» формулируются требования, которые следует соблюдать для того, чтобы быть совершенным оратором. Главное – широкое образование, эрудиция, знание различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Наиболее полезными для оратора являются этика и логика. В трактате «Брут»: «…оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, и гораздо важнее бывает воодушевить судью, чем убедить его». В книге «Об ораторе» он пишет, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, и поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. «Только тот оратор велик, который кажется великим народу». Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими. Главная сила красноречия – его содержательность. Знаменитая формула Цицерона, которую относят к одному из трех золотых правил риторики: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Риторический идеал Цицерона – идеал философа-стоика: все страсти подавить, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой не столько истины, сколько формы речи. Римские теории и концепции красноречия развивались также Марком Фабием Квинтилианом (35 – 95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики. Его основной труд – «Образование оратора» (« Наставление в ораторском искусстве») – в 12 книгах. В этих книгах Квинтилиан обобщил опыт работы преподавателем и адвокатом. Квинтилиан выступал противником театральности в красноречии, будучи убежденным, что не внешними эффектами, а содержательностью речи можно добиться успехов в политической борьбе. «Говори только о тех вещах, какие знаешь». Риторические идеи Квинтилиана имеют педагогическую направленность. «Тот, кто хочет стать хорошим оратором, – утверждал Квинтилиан, – должен сначала стать хорошим человеком». Для Цицерона оратор – гражданин, для Квинтилиана он в первую очередь стилист. Адресат цицероновских речей – народ на форуме, слушатель речей Квинтилиана – узкий круг просвещенных. Эти различия риторических идеалов отражают существенные черты меняющегося времени. После Цицерона римская риторика начала приходить в упадок. На закате истории Римской Империи, в III – V вв., говорить красиво стало в Риме не модно. Популярной стала краткая, немногословная речь | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |