| ||||||
|
| |||||
Тема 1. Риторика как филологическая дисциплина. Предмет риторики
Слово – одно из величайших орудий человека А.Ф. Кони
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Приведу небольшой пример. В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили им прислать опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, – силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов. Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека. Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми. Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Владение словом ценится очень высоко: эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи: Для кого я говорю? Что хочу им сказать? Зачем хочу им это сказать? А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи: Как сказать правильно? Как сказать понятно? Как сказать интересно? Как сказать убедительно? Ответы на все эти вопросы даёт риторика. Сегодня, когда человек чаще имеет дело с информацией, чем с реальными объектами, когда от умения говорить и критически воспринимать сказанное зависит успех в жизни и эта зависимость с каждым днем растет, всеобщий интерес к риторике вполне понятен. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависит его социализация, общественный успех, или, как говорят социологи, достижимость в жизни и деятельности. Риторика учит воздействию на собеседника с помощью слова. Это воздействие рекламы, объявления, приглашающего на работу, статьи, публичного выступления, межличностного профессионального общения. Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но и свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Слово риторика пришло к нам из греческого языка (ораторское искусство). Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие». Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в неё вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства: 1. Риторика – это искусство убеждать (Аристотель). 2. Риторика – искусство украшения речи (ars bene dicendi – Квинтилиан). В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Главным, центральным, понятием риторики является оратор (от лат. orare – говорить) – человек, произносящий публичную речь. Греческий синоним – ритор. Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат.audire – слышать). Если проанализировать все этапы подготовки и проведения публичного выступления, то можно обнаружить: для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук: логики, этики, эстетики, языкознания, психологии, педагогики, физиологии, актерского мастерства и т.д. Таким образом, слагаемыми для необходимого уровня речевого мастерства являются: логическая культура, языковая культура, психолого-педагогическая культура, культура общения, техника речи. Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины. В последнее время и за рубежом, и у нас наблюдается своего рода возрождение риторики, повышенное внимание к её специальным вопросам, а также к её истории. Выходят исследования и переиздания риторических трактатов, созданных в античную эпоху, в средние века и в новое время. Риторика восстанавливается на новой основе, опираясь на достижения, как стилистики, так и социолингвистики, психолингвистики, теории информации и других отраслей современной науки. Специалисты говорят о становлении «новой риторики» (неориторики). Она изучает структуру общения, роли его участников, процесс коммуникации, механизмы каждого вида речи, её мотивы и цели. В сфере интересов неориторики – гипотезы, объясняющие, как происходит выбор слов, как конструируется предложение, как строится и совершенствуется текст. Вследствие этого уточняется определение риторики. Вот как определяет риторику издание «Русский язык: Энциклопедия»: Риторика – 1) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой, культурой речи. 2) общее название трактата, учебной книги, руководства и т.п., содержащих теорию красноречия. Существует ещё одно, переносное употребление, риторика обозначает эффектность, внешнюю красивость речи, напыщенность. Предметом современной риторики является не только ораторская (публичная) речь, но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, телефонные разговоры, интервью, дискуссии, дебаты и др. Наряду с общей риторикой можно выделить и частные. Одна из важнейших примет нашего времени – усиление контактов между людьми, принадлежащими к разным национальным культурам. Не имея специальных (риторических) знаний, трудно избежать досадных, а часто и трагических ситуаций непонимания (американские бизнесмены считают, что наши деловые люди не могут вести переговоры из-за недостаточной четкости, а японцы называют нас излишне категоричными). Этнориторика изучает специфику национально-культурных особенностей речевого поведения. Педагогическая риторика, судебная, духовное красноречие (гомилетика), политическое, военное, академическое. Таким образом, современная риторика – наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |