Тема 6. Элокуция в составе риторики. Риторика и стиль. Средства выразительности речи

 

Красноречие – это живопись мысли

Блез Паскаль

 

Третий этап на пути от мысли к слову, составляющий и третий раздел традиционной риторики, есть элокуция (лат. Elocutio) – словесное оформление мысли, собственно красноречие (ornare verbis «украсить словами») – превращение замысла речи, её изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст. На этом этапе совокупность идей, смысловой каркас речи одевается в словесные одежды, получает словесное выражение. У М.В.Ломоносова этот раздел риторики называется украшение.

Элокуция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и обращалась к таким категориям, как:

·                   подбор целесообразных языковых средств;

·                   грамматическая правильность;

·                   ясность мысли;

·                   красота выражения.

Этот раздел в старых риториках разрастался, сливался с теорией словесности, с областью литературоведения, со стилистикой и культурой речи. Объем этого раздела велик: он начинается при выборе темы и заканчивается, когда оратор после выступления, подводит итоги своих успехов и неудач.

Остановившись на определенной теме, собирая материал, обдумывая план и композицию своей речи, автор накапливает и языковые средства выражения; он находит их случайно или в целенаправленном поиске, в процессе чтения или по словарям, за столом и на прогулке, когда меткое слово само приходит из тайников памяти. Он учится у писателей и ораторов, находит удачные образы и стилистические фигуры на страницах газет.

Первое направление языкового оформления речи –  это выбор средств; в этом выборе автор руководствуется коммуникативной целью предстоящей речи, берет лишь то слово, которое соответствует мысли, замыслу, будет понятно слушателям, возбудит их интерес, воздействует на их чувства.

Второе – построение словосочетаний, предложений, фрагментов текста, целого текста.

Третья линия – работа над стилем: определение того стилистического ключа, который единственно возможен в данном случае, и выбор соответствующих средств языка.

Четвертая линия – использование средств изобразительности языка.

Пятая – совершенствование подготовленного текста: его выверка с точки зрения требований культуры речи, логики, внутритекстовых связей.

Шестая – мысленная подготовка к выступлению с точки зрения устной выразительности, интонаций, позы, жестов, умения держаться на сцене, репетиции наедине с собой.

Завершающий этап – контрольно-оценочный: ибо каждый человек для себя – строгий судья. Все направления связаны между собой, а также совмещены во времени. Они упорядочивают подготовку, напоминают, ориентируют. Лучшие ораторы, мастера устных выступлений, например, Ф.И.Буслаев, В.О.Ключевский, Л.Д.Ландау, А.Ф.Лосев, А.Е.Ферсман не только тщательно готовились по содержанию и по форме, но и постоянно совершенствовались в своей профессиональной области и в области языка. Историк В.О.Ключевский писал и публиковал свои лекции, вел дневники, оттачивал язык на афоризмах – создал несколько «Тетрадей с афоризмами».

Риторика всегда требовала от оратора и высокой общей культуры, и языкового мастерства. Ораторский и писательский опыт цивилизованных народов позволяет сформулировать несколько общих требований, соблюдение которых позволяет оценивать конкретные тексты, выступления как хорошие, как образцовые, достойные подражания.

1)Первый критерий, который учитывается в риторике, – содержательность речи.

2)Нравственно-оценочный (этос): речь должна быть правдивой, соответствовать истине, должна преследовать благородные цели, служить добру, обогащать участников диалога – слушателей, читателей, а также автора.

3)Логичность речи.

4)Связан с речевой активностью личности.

5)Языковая правильность (владение нормами литературного языка).

6)Ясность речи.

7)Высшее требование культуры речи – её выразительность.

 

Риторика и стиль

         Элокуция как раздел риторики дала начало стилистике (как особой лингвистической дисциплине), так как именно в этом разделе изучались виды, особенности и достоинства слога, средства выразительности и изобразительности речи.

Учение о стилях речи столь же древнее, как и риторика. Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, её целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора, например: разговорный стиль, стиль торжественный, стиль басни, ораторский стиль, стиль речей Цицерона, стиль газетной статьи, стилистические ошибки, стиль небрежный, стиль «Горе от ума».

Стилистика – учение о стилях языка, их разграничении, о выборе выразительных средств языка. В современной стилистике выделяют:

·        стилистику функциональную;

·        стилистику художественной речи – из неё риторика берёт отдельные приемы и фигуры, образцы писательского мастерства;

·        стилистику индивидуальную (стиль М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого);

·        стилистику практическую.

Существуют разные классификации стилей. М.В.Ломоносов разработал теорию трех «штилей». Современная классификация  стилей предполагает деление их  на разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический) и особый стиль художественной литературы.

Стиль в риторике играет роль ориентира, понимание стилевых различий помогает в выборе слов, других средств языка.

Риторика не ставит перед собой художественных задач: она прагматична. Художественная литература для риторики –  образец формы, нравственный идеал. Риторика – наука для всех; она использует школу литературы.

В деле языкового вкуса риторика обращается к стилистике, самой тонкой лингвистической науке. Л.Н.Толстой говорит, что писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов»; он приводит слова К.Брюллова относительно работы над тончайшими оттенками: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Анализ этого «чуть-чуть», т.е. разнообразных, еле заметных сдвигов в языковой ткани произведения, в выразительных средствах, составляет функцию стилистики.

Риторический анализ литературных образцов предполагает, в частности, проникновение в творческую лабораторию автора, изучение процесса творчества, его индивидуальных своеобразных приемов. Овладение стилистикой требует также изучения языковых средств, тех пластов лексики, фразеологии, морфологических и синтаксических форм, которые используются в том или ином стиле. В области лексики это слова с определенной стилистической окраской; в словарях они даются с пометами: лицо – лик (поэт.), рожа (прост.), морда (грубо прост.).

Стилистические разграничения возможны и в грамматике.

 

Средства выразительности речи: Риторические (стилистические) фигуры, тропы

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и чувства, воображение слушателей. Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание, теснее связана с оценочностью на уровне «хорошо – плохо» и лучше сохраняется в памяти.

Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Впервые «цветы красноречия» – тропы и фигуры речи были описаны в античной (древнегреческой) риторике. Большинство фигур речи мы употребляем, сами того не зная. В качестве доказательства приведу пример из «Ораторского руководства» Давыдова, которое датировано 1927 годом. Крестьянин сердится на свою жену: «Когда я говорю да, она говорит, нет (антитеза); утром и вечером только и знает, что бранится (усиление); никогда, никогда нет с ней покоя (повторение). Скажи, несчастная (обращение), чем я перед тобой провинился? (риторический вопрос). О небо, что за безумие было на ней жениться! (восклицание). Лучше бы мне утопиться (пожелание). О, она плачет, я виноват, как видите! (ирония). Всем известно, что я злодей, что я притесняю тебя, что я тебя бью, что я убийца (усугубление)». (Мармонтель).

Средства художественной выразительности многочисленны и разнообразны. Лингвисты делят их на две группы: тропы и риторические (стилистические) фигуры речи.

Троп ( греч. tropos)  – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми  отношениями с первым. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими  в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Риторическая (стилистическая) фигура – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Наиболее распространённы риторические (стилистические) фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора.

 Текст, в котором удачно употреблены оригинальные тропы и фигуры, несомненно, выигрывает, поражает образностью и оригинальностью. В подтверждение этого приведем   в качестве примера  два предложения: 1. Самец детеныша кошачьих вращательным движением изменил местоположение в пространстве, переместившись с более высокой плоскости на низкую. 2.Серый котёнок с головой, похожей на теннисный мячик, кубарем скатился с дивана на мягкий ковер. Как видно из примеров, первое предложение обладает значительно меньшей изобразительностью, чем второе.

Насчитывается несколько десятков риторических фигур; все они очень интересны и полезны в речи. Фигуры выделения основаны на сопоставлении слов во фразе. Чаще всего – это повторы: анафора, эпифора, эпимона – повтор грамматических форм «платить – платят», лексический повтор, семантический повтор – употребление в тексте слов, близких по смыслу.  Фигуры синтаксиса: инверсия, антитеза, амплификация – накопление синонимов. Фигуры речемыслительные: перифраза, ирония, уподобление – развернутое сравнение одного факта действительности с другим, несущее дополнительную информацию и помогающее раскрыть мысль автора. Фигуры, выражающие эмоции: риторический вопрос, риторическое ответствование – автор задает себе вопросы, а затем сам же отвечает на них.

Понятие риторического тропа

Риторические тропы – это не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратили  своей двуплановости и не лишились выразительности (тоска грызет, обида ранит, похвала греет).

Общие рекомендации к использованию тропов

1.    Яркость речи должна сочетаться с её естественностью. По словам Аристотеля, украшая речь, «это следует делать незаметно, делая вид, что говоришь не искусственно, а естественно.

2.    Чтобы говорить блестяще, ритор должен обладать не только хорошей подготовкой, но и  определенной смелостью, позволяющей находить   нужные картины в процессе самой речи и не бояться употребить пришедший на ум образный оборот.

         П.Сергеич говорил: «Мы слишком требовательны к нашей публичной речи и слишком небрежны к нашей речи в быту. Для того чтобы выработать необходимую любому культурному человеку, особенно оратору, «изящную простоту»  речи, обратите внимание на свое повседневное  речевое общение.

Отвечая на реплику собеседника – дома, среди друзей, коллег, постарайтесь воспользоваться не той фразой, которая автоматически пришла в голову, придумайте что-нибудь интереснее. Рисуйте картины словами! Пример тропа у Цицерона: замечая признаки старости, знаменитый оратор выразил это так: «Моя речь стала седеть». Свежо, ярко, потому что метко и необычно.                                       

 

Систематизация представлений о коммуникативных качествах речи

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Этот термин был предложен в 60-е годы ХХ века ученым-лингвистом Б.Н.Головиным, который выделяет следующие качества речи: правильность, богатство, точность, краткость, логичность, выразительность, образность, уместность, чистота, доступность, действенность. Для сравнения в Древней Греции: «Достоинств речи пять: чистота эллинской речи, ясность, краткость, уместность, красота». Хорошая речь свидетельствует о высоком уровне культуры говорящего (пишущего) и, следовательно, делает общение более эффективным.

Коммуникативным качеством, обеспечивающим общность «кода» коммуникантов  разного образовательного и интеллектуального уровня, является правильность. С позиций культуры речи правильность – основное коммуникативное качество, обеспечивающее взаимопонимание. Правильная речь – это речь, в которой соблюдены нормы современного литературного языка.

Уместность. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна. Уместной называется речь, которая соответствует всем параметрам коммуникативной ситуации. Различаются два основных вида уместности: уместность содержательная (соответствие содержания высказывания условиям общения) и стилистическая (соответствие употребленных автором речевых средств содержанию,  жанру и стилю высказывания).

Доступность предполагает такое построение речи, при котором уровень сложности речи и в терминологическом, и в содержательном, и структурном отношении соответствует интеллектуальному уровню адресата.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»