| ||||||
|
| |||||
Тема 13. Информирующая и аргументирующая речьЧеловек разумный есть человек аргументирующий А. Алексеев
Информирующая речь – один из видов устных высказываний, ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. Главное в любом информационном выступлении – суметь передать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторять основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схемами и т.д. Особенности информирующей речи: · удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; · пробуждение любознательности; · актуальность для данной аудитории; · демонстрация нерешенных проблем; · наличие и анализ конкретных фактов; · сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны. Речь любого говорящего человека содержит и передает информацию, которая может быть разной: объективная научная информация – логическая, информация о чувствах – эмоциональная. Информирующие жанры – это всегда сплав объективного (основной содержательный компонент) и субъективного, эмоционального (дополнительный содержательный компонент, вместе с тем очень важный, так как оказывает воздействие на слушателей). Виды информационных выступлений: информация, объяснение, инструкция, объявление, аннотация, лекция, доклад, сообщение, устный ответ, автобиография. Цель информационного выступления, как было отмечено, – дать сведения о том или ином предмете. Информационные газетные жанры: информация (новость), заметка (хроникальная, событийная), различные виды репортажа, интервью, формы информации – объявление, программа, афиша. Выбор информационного жанра предопределяется целеустановкой автора и зависит от характера и особенностей факта, «говорящего за себя», или от сведений, полученных от живого собеседника или эксперта. Информационные репортажные жанры можно разделить на официально-информативные (заметка, хроника, отчет) и информационно-экспрессивные (репортаж).
Аргументирующая речь
Этот вид публичных выступлений один из самых распространенных. В риторике к нему относят как речь убеждающую, так и агитирующую. Аргументирующая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргументы, демонстрация. Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав свою правоту. Тезис и аргументы Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Для этого используют аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса). Как и доказываемый тезис, аргументы должны быть истинными и достаточными, при этом они не могут существовать независимо друг от друга, а объединяются в особую систему суждений. По степени убедительности аргументы бывают сильные и слабые. Гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем доказательства средней силы, в конце – один наиболее мощный аргумент. Сильные аргументы: · научные аксиомы; · положения законов и официальных документов; · законы природы; · выводы, подтвержденные экспериментально; · заключения экспертов; · ссылки на признанные авторитеты; · цитаты из авторитетных источников; · показания очевидцев; · статистические данные. Способы (виды) аргументации: 1.Нисходящая и восходящая аргументация. При нисходящей аргументации сначала приводятся самые сильные аргументы, затем – менее сильные, завершается все выводом или побуждением к действию. При восходящей аргументации сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь с восходящей аргументацией, как правило, ярким, эмоциональным призывом. 2.Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя аргументация предполагает изложение аргументов одной направленности: либо позитивные (только за), поддерживающие данную точку зрения, либо негативные (только против), излагающие противоположную точку зрения. При двусторонней аргументации аудитория может сопоставить обе позиции и вместе с оратором выбрать одну из них. Односторонняя аргументация лучше воспринимается слушателями, готовыми принять чужую точку зрения, особенно если она совпадает с их собственной. 3.Опровергающая и поддерживающая аргументация. При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или выдуманного оппонента. При этом позитивные аргументы либо не приводятся совсем, либо им уделяется крайне мало внимания в процессе выступления. При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует. 4.Дедуктивная и индуктивная аргументация. При индуктивной аргументации изложение построено от анализа конкретных фактов (аргументов) к выводу. Обобщение делается на основе изучения типичных случаев. При этом выступающему нужно следить, чтобы все примеры, рассмотренные в качестве основания для обобщения, были истинными и связанными с выводам. Дедуктивный метод предполагает рассуждение от общего к частному, т.е. от вывода к аргументам. Правила выдвижения аргументов: · должны быть истинными; · должны обосновываться независимо от тезиса; · не должны противоречить друг другу; · должны быть достаточными для данного тезиса. Демонстрация (вывод) обеспечивает взаимосвязь тезиса и аргументов, подчеркивает доказательность изложения, неопровержимость основного тезиса речи. Тезис, аргументы, демонстрация составляют единое целое в структуре аргументативного текста. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |