Предисловие

 

Силу слова люди осознали еще в древности. Кроме того, со времен античности они  стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения  и самообразования.  С появлением духовной культуры и демократии стало необходимо учиться умению убеждать. Так возникла риторика, которая в наши дни оказалась востребованной в общественной и деловой жизни страны, как никогда ранее.

Риторика должна обратить студента к активной речетворческой деятельности с  целью формирования его личности  и профессиональной компетентности, что позволит овладеть словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей.

Согласно современной концепции обучения, риторика не просто «наука о красноречии», «искусство публичной речи» или «учение об аргументации». Сегодня риторика превратилась и в прикладную дисциплину, способствующую достижению успеха в  современном обществе, она востребована как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово (В.И. Аннушкин).

Курс включает в себя обзор истории риторики, сведения о родах и видах красноречия, риторическом каноне, основах полемического мастерства, этике речевого общения и нацелен на развитие риторических способностей студентов.

Каждый раздел и подраздел пособия содержит теоретический материал,  риторический анализ и моделирование образцовых текстов, задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки. В отдельных случаях при подаче теоретического материала используется специальная рубрика-подсказка «Возьмите на заметку». В качестве приложения даны  «Образцы творческих работ студентов», «Краткий словарь риторических терминов и «Памятка для студентов».

Цель данного пособия – научить студентов эффективному речевому воздействию, практическим риторическим навыкам, что позволит им лучше владеть собственной речью и достичь успеха в своей профессиональной деятельности.

В учебном пособии использован ряд идей и заданий из работ других авторов. Учитывая учебный характер издания, подробные ссылки в большинстве случаев не  даются; все использованные работы приведены в списке литературы в конце пособия.

Наибольшее влияние на формирование риторической концепции автора оказали работы А.А.Ивина, Е.В. Клюева, Т.А. Ладыженской, И.А. Стернина, А.К. Михальской.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»