| ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Задания и вопросы по теме 7Задание 1. В течение недели понаблюдайте за артикуляцией собеседников, прохожих, пассажиров в транспорте. Отметьте недостатки артикуляции говорящих и проанализируйте, какое впечатление она на вас производит.
Задание 2. Попробуйте изобразить следующие пантонимы: а) ловля рыбы на удочку; б) ожидание приятеля на остановке и встреча с ним; в) вы попали под дождь.
Возьмите на заметку! Известный английский драматург Бернард Шоу сказал: «Есть 50 способов сказать «да», 500 способов сказать «нет» и только один способ написать эти слова.
Задание 3. Мысленно представьте себе (смоделируйте) различные жизненные ситуации, в которых вас о чём-то просят, и отвечайте «да»:
1) спокойно и благожелательно; 2) спокойно и жёстко; 3) резко; 4) удивлённо; 5) с дрожью в голосе; 6) с раздражением.
Задание 4. Напишите на листке бумаги без подготовки все определения к речи, какие сможете вспомнить. Сравните их с нижеприведённым списком:
сбивчивая ясная отрывистая бессвязная логичная нудная импровизированная хитрая ласковая скоропалительная суровая резкая зажигательная хамская изысканная интеллигентная культурная малограмотная убедительная грамотная неграмотная заискивающая льстивая начальственная самоуверенная невнятная заносчивая запальчивая взвешенная язвительная невразумительная пламенная доходчивая понятная непонятная заумная вдохновляющая скучная остроумная строгая неуверенная вымученная блестящая чёткая блистательная ёрническая шутливая язвительная обличительная грубая оправдательная клеветническая нежная вдохновенная саркастическая коварная
Задание 5. (По И.А. Мальхановой).
Задание 6. Согласны ли вы с тем, что пластическая свобода оратора имеет непосредственную связь с раскрепощенностью его речи? Подтвердите свое мнение примерами.
Задание 7. Раскройте тактику речевого поведения какого-либо современного оратора (по материалам СМИ). Определите степень её эффективности.
Задание 8. Прочитайте на одном дыхании:
а) Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. (А.Пушкин). б) Скакалка Со скакалкой я скачу, Научиться я хочу Так владеть своим дыханьем, Чтобы Звук держать оно могло бы, Глубоко, ритмично было И меня не подводило, Я скачу без передышки И не чувствую одышки. Голос звучен, льется ровно, И не прыгаю я словно, Раз – два! Раз – два! Раз – два! Раз! Можно прыгать целый час!.. Задание 9. Объясните, почему для тренировки правильного, чёткого произношения актёры используют скороговорки. Произносите по несколько раз каждую скороговорку. Какие трудности в их произношении вы должны преодолеть?
1) Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал да не зарапортовался. 2) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 3) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Карл у Клары украл расческу, а Клара испортила Карлу прическу. 4) Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 5) Болтунья болтала, пока не переболтала. 6) Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. 7) Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 8) Тщетно тщится тощей теще щеткой щечку щекотать. 9) Везет цапля чушку с щучкой на тачке, щетина у чушки, чешуя у щучки. 10) Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только услышат шаги на шоссе. 11) В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира, И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. 12) Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб – сено граблями, краб, грабь. 13) Об коряги корабль все борта покорябал. 14) Вашему пономарю нашего пономаря не пономарить стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 15) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. 16) Однажды галок поп пугая, В кустах увидел попугая, И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, Но галок, поп, в кустах пугая, Пугать не смей ты попугая». 17) Перепёлка перепелят прятала от ребят. 18) Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь. 19) Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать. 20) Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И спешат к нему старушки сушек Сашиных поесть. 21) Ты нас, мама, не ищи. Щиплем мы щавель на щи. В роще травы шевеля, Мы нащиплем щавеля. 22) Баркас примчался в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса, Порвали в драке альбатросы. 23) На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
Задание 10. Прочитайте фразу: «Вы для чего сюда пришли?» Произнесите её многократно с различными интонациями.
Задание 11. Будучи в компании, на занятии, работе или в каком-либо общественном месте, понаблюдайте за окружающими. Какие у каждого из них мимика и жесты? Что бы вы посоветовали убрать, добавить, усилить? Не замечали ли вы у себя подобных недостатков? Обратите внимание, у кого лицо слишком экспрессивное, у кого слишком неподвижное и бесстрастное. С чем это связано и что бы вы могли порекомендовать этим людям?
Возьмите на заметку! Обращайте внимание на осанку – как свою, так и других людей. При важном разговоре занимайте место слева от собеседника (большинство людей чувствуют себя так более комфортно). Не читайте доклад с каменным лицом, стоя на трибуне, как истукан. Умейте вовремя улыбнуться, засмеяться, нахмуриться, выразить на лице удивление, заинтересованность, сочувствие. Не отказывайтесь от умеренной жестикуляции. Главное, чтобы всё было к месту и в меру.
Задание 12. Подберите пословицы, поговорки, устойчивые выражения, характеризующие быструю и медленную речь.
Задание 13. (по М.Ю. Сидоровой, В.С. Савельеву). Понаблюдайте за собой, используя в качестве ориентиров следующие вопросы, опишите, каким образом вы используете различные компоненты невербальной коммуникации в частном и публичном общении. 1. Как я использую свою улыбку? 2. На каком расстоянии от собеседника я стою при разговоре? 3. Дотрагиваюсь ли я до человека, когда говорю с ним? 4. Предпочитаю ли я сидеть, стоять или двигаться при публичном выступлении? 5. Поддерживаю ли я контакт глазами с собеседником (собеседниками)? 6. Не выгляжу ли я нервным? В чем это проявляется? 7. Как я использую свои руки? 8. Как я вхожу в помещение? 9. Как можно охарактеризовать мое рукопожатие: сильное и деловое, вялое и робкое, уверенное и доброжелательное и т.т.? 10. Часто ли я кручу в руках предметы, когда говорю? 11. Предпочитаю ли я сидеть в симметричной или асимметричной позе? 12. Часто ли я дотрагиваюсь до своего лица при разговоре? 13. Стараюсь ли я, сознательно или бессознательно, занять как можно больше или как можно меньше внешнего пространства при разговоре? 14. Как я преимущественно держу ладони – открытыми или сжатыми в кулаки? 15. Какие положительные и отрицательные сигналы я использую при слушании:
Задание 14. Познакомьтесь со структурой оценки речи. Постарайтесь подготовить выступление на любую тему и выступить перед однокурсниками, родственниками, соседями. Попросите их оценить ваше выступление по предложенной схеме.
1. Тема и цель. Соответствует ли событию? Подходят ли аудитории? 2. Вступление. Интересно, оригинально. Создаёт ли определённый эмоциональный настрой? 3. Главная часть. Конкретно ли содержание? Яркие ли примеры? Выразительны ли речевые средства? Достигнута ли цель? 4. Заключение. Ярко? Ясно? Вдохновило ли слушателей? 5. Произнесение. Произнесена ли речь с воодушевлением? Правильна ли поза? Уместны ли жесты, мимика? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки? 6. Советы выступающему.
Вопросы для самопроверки 1.Что включает в себя последний раздел риторики? 2. В чём заключается высшее проявление мастерства публичного выступления? 3. Как вы понимаете интеллектуальное и эмоциональное сопереживание? 4. Насколько, на ваш взгляд, важны такие составляющие как внешний вид, манеры, жесты, мимика? 5. Что понимается под техникой речи? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |