| ||||||
|
| |||||
Тема 7. Акцио в составе риторики. Культура речи оратора. Оратор и аудитория. Техника речиГовори так, чтобы тебя нельзя было не понять Квинтилиан
Последний этап риторики – акцио (гипокризис; греч. hypocrites – актер) – это актерское, театральное исполнение речи, этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. В некоторых курсах риторики был еще один раздел – меморио (запоминание), в нем содержались рекомендации не только для заучивания подготовленного текста, но и для тренировки памяти; рекомендовались приемы подготовки тезисов, карточек, которые служат оратору опорой для импровизации речи. Для современных условий последнее имеет немаловажное значение, так как слушатели не любят выступлений ораторов по написанному тексту. Все подготовительные этапы должны быть тщательно замаскированы. Вышеизложенные правила и приемы – это лишь подготовка к решающему моменту, к выступлению, от которого зависит результат: возникнет ли контакт между оратором и его слушателями, донесет ли он до аудитории свою идею, поймут ли его, заинтересуются ли, удастся ли ему убедить людей. Успех зависит от многих факторов: 1)от личности оратора, компетентности, культуры, умения держаться; 2)от качества всех ступеней подготовки – содержательной, композиционной и языковой; 3)от артистизма, от исполнительной готовности. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Это заветная мечта каждого выступающего. Ведь речь произносится, чтобы её слушали. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и аудитория должны испытывать сходные чувства. Чтобы между оратором и аудиторией появилось взаимопонимание, необходимо уважительно относиться к своим слушателям, признавать в них равноправных товарищей по общению. Внешне контакт проявляется в том, как ведет себя аудитория, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но какой разной бывает эта тишина. Выделяют следующие виды тишины: а) тишина, регулируемая оратором; б) вежливая тишина; в) рабочая тишина. Контакт – величина переменная. Следует учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. К таким особенностям относятся: 1) Однородность аудитории (возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы). 2) Количественный состав слушателей. Чем больше слушателей, тем легче они становятся массой. Существует два принципа, которые определяют поведение людей в массе: а) масса легче реагирует на эмоции; б) у массы ослаблены умственные способности. Чем больше количество слушателей, тем проще должен быть стиль речи (за исключением докладов перед специалистами). Чем больше слушателей, тем нагляднее и образнее следует говорить. И помните, что говорить перед 40 слушателями в заполненной гостиной доставит больше удовольствия, чем выступать перед 400 в зале на 2000 мест. Кроме того, в большой аудитории может возникнуть ораторская лихорадка. Её не следует путать с творческим волнением. Если вы почувствовали его симптомы, то попробуйте усилием воли заставить себя успокоиться. Для этого может подойти аутотренинг. 3) Ещё одна немаловажная особенность – чувство общности. 4) Особенности психологии слушателей. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Полезно учитывать и случайные обстоятельства: возможно, люди устали, поэтому надо выступить кратко. Оратор должен быть готов и к некоторым поправкам. Походка оратора не должна выдавать его нерешительность, страх перед аудиторией, и тем более – безразличие к ней. Входя на сцену, расправьте плечи, поднимите голову, слегка откиньте корпус назад. Идите уверенно, не косолапьте, не торопитесь. Зрительское внимание слушателей в первую очередь привлекает внешний вид оратора. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего… Психологическое действие начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой». Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Некоторые ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на неё, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей. В обыденной жизни человек редко задумывается, как ему встать. Нужно встать так, как удобно, но обязательно устойчиво. Можно чуть вперед вытянуть ногу, перенести центр тяжести на другую. Изредка менять позу. Руки согнуты в локтях, так, что ладони находятся чуть выше уровня талии, пальцы расположены так, как будто в руках – грейпфрукт. Слушатели присматриваются к внешнему облику оратора, к его позе, одежде, движениям, чертам лица, манерам. Они проникаются к нему симпатией, доверием, – или, увы, наоборот. Зарождается контакт. Контакт может быть неполным, с частью аудитории. Возможен, например, такой вариант: слушатели ничего не знали об ораторе или слышали недоброе, но вот появляется статный мужчина, лет 45. Он умеет владеть собой. Окинув взором зал и поприветствовав собравшихся легким поклоном, он помедлил секунды 3 и заговорил легко, свободно, постепенно увлекаясь. Надо учитывать психологию общения. Есть такой афоризм: «Мы слушаем не речь, мы слушаем человека, который говорит с нами. И говорим не ему, не им, но с ними». Это позволяет сделать вывод, что ораторский монолог диалогичен. Никакой искусственности, манерности, эксцентричности. Надо быть самим собой и не забывать, что многие признанные ораторы и артисты не были красавцами атлетического сложения, но это не мешало им завоевывать, покорять аудиторию: таковы Талейран, Наполеон, Суворов, актеры Мочалов, Р.Быков, Грибов и др. Перед Вами советы из практики опытных ораторов: 1. Заранее ознакомьтесь с залом, его акустикой, местом, где будете стоять, обеспечьте хорошую слышимость. 2. Не читайте по написанному тексту, не ройтесь в своих бумажках. 3. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу, не проверяйте, в порядке ли Ваша прическа. Это манеризмы. Они выдают волнение оратора. 4. Не смотрите в окно, на потолок, себе под ноги, дорожите вниманием своих собеседников. 5. Следите за своими слушателями, замечайте малейшие признаки усталости, невнимания, разочарования, безразличия, скуки. Заметили – улыбнитесь, введите в речь шутку, восстановите контакт. 6. Стойте так, чтобы не было затруднено дыхание. Будьте сдержанны в жестах и мимике. Невербальные средства общения – жесты и мимика – входят в понятие «артистизм». Кинемика – наука, изучающая роль жестикуляции и мимики, как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Надо хорошо знать язык телодвижений, его основные средства всем известны: кивок, наклон головы в знак согласия; покачивание головой при отрицании; разведение рук в знак удивления; нахмуренные брови в знак неудовольствия. Улыбка обычно выражает добрые чувства, но она может иметь множество оттенков: может выражать доверие и недоверие, радость или смущение, похвалу или иронию. Жесты должны быть оправданными и органичными, соответствуя вашему внутреннему состоянию, темпераменту и теме выступления. Естественности жестов нельзя научить никакими инструкциями. Жестикуляция – обязательная принадлежность любой устной речи, кроме официальных ситуаций, оговоренных протоколом. Существует несколько видов жестов. К ним можно отнести: указующий – вытянутая вперед рука или указательный палец; описательный, изображающий движение или основные контуры предмета, и эмоциональный, например, сжатый кулак, поднятые к небу руки и т.д. Жесты оратора, оказывая заметное эмоциональное влияние на аудиторию, вызывают ответные внутренние жесты слушателей. Жесты не должны быть манерными, превращаться в ужимки, вызывать осуждение и смех аудитории. Не рекомендуется принимать закрытых поз: скрещены руки и/или ноги. Эта поза воспринимается как выражение неготовности к общению, недоверие. Мимика также оказывает значительное влияние на аудиторию. Она передает внутреннее состояние лектора, его эмоциональный настрой. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи. Плохо, когда лектор говорит с брезгливой гримасой. Не лучше, когда он улыбается, рассказывая о катастрофе или национальной розни. Мимика во многом непроизвольна и очень индивидуальна. Давать советы здесь бессмысленно. Оратор не должен придумывать жесты, но контролировать их обязан.
Техника речи Воздействуя на аудиторию в процессе выступления, оратор прибегает к целому комплексу лингвистических, паралингвистических и кинетических средств. При этом главным было и остаётся слово. Но риторика – наука о живом, звучащем слове, и как бы ни была важна мысль, заключённая в слове, она может быть воспринята слушателями лишь тогда, когда оратор произнесёт это слово чётко, ясно, членораздельно. Главная цель техники речи – научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей. Техника речи складывается из владения голосом, дикцией (произнесением), темпом речи и паузами, интонацией. Человеческий голос обладает рядом характеристик: это тембр (окраска), высота (женские голоса выше мужских), это диапазон голоса (свойственная индивидууму совокупность звуков от самых низких до самых высоких). Голос – это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, извлекаемых человеком и служащих целям устной речи. Условием владения голосом является дыхание, чётко скоординированное с процессом речи, обеспечивающее подачу потока воздуха для голосовых связок и всего речевого аппарата, полостей рта и носа. Для постановки голоса разработаны системы обучения и тренировки речевого аппарата: органов дыхания, голосовых связок, резонаторов (полостей рта и носа), артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба). Звучность (сила, громкость) голоса имеет две цели: донести до всех слушателей речь оратора и обеспечить средства выразительности: словесное и фразовое ударение, возможность выделения некоторых блоков фразы более сильным голосом, отчётливо артикулировать звуки. Темп речи зависит и от индивидуальности, и от содержания говоримого, и от моды; в последнее время речь дикторов радио и телевидения ускорилась. Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Нормальный темп речи около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2- 2,5 минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации и особенностей самого оратора. (– Скорей бежим к лесу! – Ползёт как черепаха. – Какой долгий и пасмурный день сегодня). Плохо воспринимается как медленный темп речи, так и слишком быстрый. Важно, чтобы оратор умел управлять темпом и имел резерв скорости, чтобы излишне скорая речь не приводила к ошибкам, неясностям, оговоркам. Слишком быстрая частная речь собеседников – явление нормальное, если они хорошо понимают друг друга. Замедленная речь воспринимается слушателями более негативно, чем быстрая. Теряется внимание слушателей. С темпом речи связаны логические и психологические паузы. Первые отражают структуру предложений и текста, на письме обычно обозначаются знаками препинания, они разделяют текст на блоки. Вторые вводятся самим автором перед произнесением чего-то важного, как бы дают слушателям психологически подготовиться к восприятию. Пауза – продолжение разговора невербальными средствами. «Красноречивое молчание». Высота голоса соответствует шкале музыкального тона, это чередование повышений и понижений голоса; высота и тембр лежат в основе интонации. Одно и то же слово может быть произнесено с различными интонациями: «Да» – согласие, утверждение; «Да!» – раздражение; «Да…» –неуверенность; «Да?» - ирония. Положительно воспринимается мелодическое разнообразие звучащей речи, отрицательно – монотонная речь. Плохо – высокие и низкие звуки. Если аудитория возбуждена, хочется повысить голос. Лучше понизить, уменьшить звучание. Это заставит прислушаться. «Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь» (П.Сопер). Тембр голоса – это его колорит, окраска. Она определяется обертонами, передающими эмоциональное состояние человека. По тембру голоса устанавливается его тип: бас, баритон, тенор, сопрано. Тон голоса входит в интонацию. Высота звука – количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Для сравнения: учёные подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85-200 Гц, а женщины – 160 -340 Гц. Это средний тон речи. Самый высокий женский голос – колоратурное сопрано. Когда певица поёт на самой высокой ноте (фа третьей октавы), частота её колебаний составляет 1397 Гц в секунду. Такая частота колебаний голосовых связок – не только дар природы, но и результат долгого изнурительного труда певицы. Каждый должен уметь тонировать свою речь. Дикция, или произношение, отчетливая артикуляция звуков и их сочетаний, основа разборчивости речи, членораздельное выговаривание звуков речи, – мало связана с эмоциональной сферой, с духовным миром говорящего. Она служит чисто техническим умением. Дикция – необходимое качество хорошей речи, неотъемлемое требование её культуры. Хорошая дикция создаёт условия для других необходимых качеств и свойств речи. Хорошая дикция и общая произносительная культура требуют, во-первых, образцов для подражания и, во-вторых, специальных упражнений. Эти образцы дает театр, речь наиболее образованных людей – носителей традиций и культуры. Упражнения – это систематическое чтение вслух, собственная речь, нередко перед зеркалом, тренировка произносительных органов на материале скороговорок. Голос, звучность речи, её темп, ритмомелодичность, игра интонаций и пауз, безупречная дикция, манеры оратора, его индивидуальный стиль – всё это создает искусство воздействия живого слова.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |