Образцы творческих работ студентов

 

Задание. Прочитайте. Проанализируйте тексты выступлений с позиций риторического канона.

 

I.                  Действительно ли человек – венец природы?

Стремление получить удовольствие немедленно всегда будет сильнее

голоса совести. Людей не останавливает даже страх, что их собственным детям нечем будет дышать

Бернар Вербер. Рай на заказ

Человек – не венец природы, он эгоистичный потребитель!!!

Хочется поговорить о «дагестанском венце природы», который создан, чтобы убивать природу медленно, безжалостно и мучительно!

Самурский лес, Дербентская крепость Нарын-Кала, Каспийское море, Бархан Сарыкум и еще целый список исторических памятников; могущественные горы, теплый климат, изобилие фруктов и овощей. И имя всему этому – Дагестан. По описанию не край, а просто рай. Может быть, так и было бы, если не одно но – ужасное отношение людей к тому, что они имеют. Ужасное потребительское отношение к природе, да порой и друг к другу. Конечно, эта проблема есть и в других регионах России, и в других странах. Да везде, к сожалению. Но мы ведь с вами живем здесь и сейчас. И то, что происходит не должно оставить никого из нас.

Экология в Дагестане в очень плохом состоянии. Не только экология, но сейчас не об этом. Хочется просто понять, в чем же все-таки дело. Почему люди относятся так к своему собственному дому?! Может, от нехватки каких-то знаний о самой экологии, или от недостатка этики и эстетики, а может, всему виной леность  или следствие простого пофигизма?! Мне ответ очевиден и, наверное, каждому из вас. Честно говоря, задумайтесь, вы где-нибудь еще видели летающие пакеты, свалки в центре города, кучи мусора около исторических памятников. А как вам ночная бомбардировка с окон многоэтажных домов полиэтиленовыми пакетами, которые заполнены отходами. Или же прекрасные «эпатажные деревья, плодоносящие разноцветными целлофанами. Да на них даже птицы боятся садиться! Гнезда скоро совсем исчезнут, а с ними и сами птицы. А нам хоть бы что. Ходим и любуемся этакой красотой. Многие не ходят на городские пляжи, а ездят купаться на дикие, которые сами еще не успели испачкать отходами. А зачем искать чистый берег моря, ведь после вашего посещения он уже  ничем не будет отличаться от того, что вы сделали в других местах для купания и отдыха. Люди просто пользуются тем, что имеют, не думая о завтрашнем дне. Ведь при таком отношении уже через пару лет купаться просто будет негде. Ну а об ужасном состоянии после сильных дождей в Махачкале вообще стоит молчать, хочется только плакать. Столица «Страны гор», которую иногда хочется назвать дагестанской Венецией, в буквальном смысле плавает в грязной воде. Кстати, в этом тоже заслуга людей, точнее работников ЖКХ.

Какими богатствами мы с вами обладаем. Если бы мы только захотели, у нас в Дагестане были бы курорты не хуже Сочи, Анапы, Геленджика, а то и лучше. Стоит лишь изменить свое отношение к дому, в котором мы живем. Никто же из нас не разводит свалку у себя в квартире, в доме, на участке. Нужно следить за экологией своего края. Ведь экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой… Живые существа – это мы с вами, разумные живые существа. Даже животные не загрязняют так свои жилища, территории. Они охраняют их, по-своему берегут. Неужели существа, которые полагаются на инстинкты и которые не обладают высокоразвитым мозгом, умнее тебя, HOMO SAPIENS (Человек разумный)?!  (Анна Черкашенинова).

*PS. Работа А. Черкашениновой была написана несколько лет назад. Хочется верить, что экологическая обстановка в нашем городе меняется в лучшую сторону (С.А.)  

 

 

II.               «Завтра, завтра, не сегодня – так ленивцы говорят»

Morgen! Morgen!

Nur nicht Heut!

Sagen alle faulen Leute.

(Немецкая пословица)

Эта немецкая пословица дает нам повод поговорить о том, как мы предпочитаем откладывать дела на потом.

«Проверю-ка я электронную почту, вдруг что-то важное пришло! «В Контакте» за последние тридцать секунд тоже ничего нового. Ой, а что это за пятна на плите? Помыть ее немедленно! А после уборки и сил нет на учебу. Опять ничего не сделано. Ну, ничего, завтра еще целый день!» По-моему, многим знаком подобный сценарий. Задумайтесь, сколько раз вы говорили себе: «Потом», «Чуть позже», «Завтра», «Со следующей недели», «В следующем году»? А когда приходило это «завтра», ничего не происходило. Вы опять говорили: «Завтра». Эта привычка насколько вошла в вашу жизнь, что вы даже перестали замечать ее. Когда вы говорите себе что-то и не выполняете это, сила вашего слова с каждым днем становится все слабее.

У вашего подсознания совершенно отсутствует чувство юмора. Когда вы все время откладываете дела на «завтра», эти «завтра» имеют привычку накапливаться. И вот наступает момент, когда их количество превышает ваш ресурс, самооценка начинает падать, появляются мысли, что вы не способный человек. Да, бывают такие моменты, когда ничего не хочется делать. И это, по мнению психологов, нормально. Значит, организм нуждается в отдыхе. Но если лень становится вашим постоянным спутником, тогда нужно узнать, в чем дело и принять необходимые меры.

Существует множество причин возникновения лени. Я считаю, что основной причиной того, что люди откладывают дела на «потом», являются страхи. Люди боятся, что они не справятся с той или иной работой, они боятся, что подумают близкие, они боятся неизвестности. Психологи называют такое явление хроническим «завтритом». Психолог Ханс-Вернер Рюккерт отмечает: «Если кто-то уверяет: я должен это сделать, для меня это крайне необходимо, но при этом ничего не делает – это уже любопытный психологический феномен. Когда действия не соответствуют намерениям, это указывает либо на отсутствие привычки целенаправленно реализовывать планы, либо на неосознанные страхи».

Низкая мотивация, усталость, депрессия, плохое настроение, отсутствие порядка и режима и другие причины ведут к появлению лени. Лень меняет жизнь человека. Вчера ты был активным, успевающим во всем, примерным, допустим, студентом. Но под влиянием каких-либо обстоятельств ты поддаешься слабости. Вроде ничего не изменилось, все прошло хорошо, ты со всем справился. Однако потом еще и еще раз ты бросаешь свои дела на «потом». И вот ты уже во власти лени. Лень и апатия, слабость и усталость – спутники твоей теперь «ленивой» жизни. В какой-то миг ты осознаешь, что упустил много шансов стать лучше, выдвинуться в карьере и т.д.

Лень  оказывает негативное влияние на человека, особенно если он испытывает такие чувства, как вина и страх. Допустим, вы на сегодня составили план работы. Но вот уже прошел час, второй, вы даже  и не начинали. Вскоре вы спохватились, а время идет против вас. Вы не успеваете, начинаете нервничать, переживать, а иногда и ругать себя, винить во всем. Это приводит к депрессии.

К сожалению, такие «катастрофы» случаются почти с каждым. Задай себе вопрос: хочешь так же прожить свою жизнь на диване? Нет?! Тогда надо научиться выходить из такого состояния. Важно преодолеть все страхи, ставить перед собой цели и идти к их осуществлению.

И, как мы уже отмечали, «завтра» – это удел ленивцев, а наш удел – учиться любить себя и уметь управлять своей жизнью, как мы этого сами хотим! (Марина Сулейманова). 

III.           Человек и деньги

 

Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада возможности выступить сегодня перед вами.  «Человек и деньги» – вот тема моего выступления. Мне было предложено огромное количество тем, все они ужасно интересные, объемные, уникальные. И выбранная мною тема может на первый взгляд показаться скучной, прозрачной: нечего и рассуждать. На самом деле я хочу поднять вечную проблему человека, народа и мира вообще.

Что такое деньги? В буквальном понимании – это бумажки, никчемные бумажки, управляющие миром. Сегодня они имеют такую власть над нами, что мы в буквальном смысле раболепствуем перед ними. Ради денег люди совершают самые низкие, ничтожные, ужасающие поступки: убийство, предательство, лесть, ложь, мнимая любовь. Все события мирового масштаба, все человеческие беды испокон веков были из-за денег. Войны, заговоры, революции… Этот ряд можно продолжать бесконечно, но не будем говорить об очевидных вещах и спустимся на уровень бытовой.

Недавно у меня со знакомой состоялся такой разговор… Она осознанно сказала о том, что деньги сегодня решают все, назвав себя при этом реалистом. Наверное, есть люди, которые с этим согласятся. Я не могла ей не возразить. И дело не в реалистическом или романтическом мировоззрении, а в самом простом. Ответ на этот вопрос на поверхности. За деньги можно купить лекарство, но не здоровье, дом, но не уют, близость, но не любовь. Да, многие отношения сейчас строятся на материальных ценностях. Но даже тому человеку, который ими обладает, противно мнимое уважение, которое сводится к унижению, мнимая любовь с тусклыми глазами напротив, лесть «преданных» друзей. Эти люди, как правило, самые несчастные. Ведь они никогда не знали искренности. Таким образом, богатый человек вправе стать моральным уродом. И окружающие будут расступаться перед ним, расстилаться в ледяных поклонах и тихо ненавидеть…

У английского писателя Дж. Голсуорси в «Саге о Форсайтах» сатирично описана семья, главной ценностью которой был капитал. Форсайты – богатые люди. И вся их жизнь уходила на то, чтобы приобрести, вложить, скопить, продать. Это люди-роботы, это люди будущего. Понятия любви или семейного счастья для них не имело значимости, ровно, что пустой звук. «Они смотрели друг на друга, как на капитал, вложенный в солидное приобретение». Автор предвосхищает историю будущего. Его антиутопия уже пустила корни, и сегодня в нашем обществе мы можем заметить черты собственничества.

Но не все так плохо, как кажется, все в наших руках. В своем выступлении  я не брала каких-то отдельных личностей, я описывала типы и, возможно, в гротескной форме, но это для наглядности.

Есть ценности, которые имеют над нами великую силу, метафизическую, я бы сказала. Это настоящие отношения, искренние слезы и горящие глаза напротив. (Карина Алибекова).

 

 

IV.           Мое представление о счастье

Если бы строили дом счастья, самую большую комнату

пришлось отвести под зал ожидания

Ж. Ренар

Что такое счастье? Казалось бы, вопрос элементарный, но заставляет глубоко задуматься. Ж. Ренар одним предложением сформулировал природу многих людей: тех, что живут постоянно в ожидании чего-то и не замечают радостных событий, что их окружают, которые затем перерастают в счастье. Сократ говорил: «Обычная логика утверждает, если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если пойдешь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть».

Для кого-то счастье заключается в материальных ценностях. Примером тому служит одна притча – «Рыбак и банкир».

Как-то раз один банкир стоял на пирсе в маленькой мексиканской деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, тот поймал огромного тунца. Банкир поздравил мексиканца с удачей и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу. – Пару часов, не больше, – ответил мексиканец. – Почему же ты не остался в море дольше и не поймал      еще несколько таких рыбок, – удивился банкир. – Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, – ответил мексиканец. – Но что же ты делаешь весь оставшийся день? – не унимался банкир. – Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, затем играю со своими детьми, после мы с моей женой Марией устраиваем себе сиесту, затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером вино и играю со своими друзьями на гитаре. Вы видите – я наслаждаюсь жизнью, – объяснил мексиканец. – Я выпускник Гарварда, – сказал банкир, – я помогу тебе, ты делаешь все не так. Ты должен весь день рыбачить и потом купить себе большую лодку. – И что потом, – спросил мексиканец. – Потом ты будешь ловить еще больше рыбы и сможешь купить себе несколько лодок, даже кораблей, и в один прекрасный день у тебя будет целая флотилия. – А потом? – Потом, вместо того, чтобы продавать рыбу посреднику, ты будешь привозить рыбу прямо на фабрику, и, увеличив прибыль, ты откроешь собственную фабрику. – А потом? – Потом ты оставишь эту Богом забытую деревушку и переедешь в Мехико-сити, или даже в Лос-Анджелес, и, быть может, однажды ты сможешь открыть огромный офис в Нью-Йорке на 222 этаже и быть там директором. – И сколько все это займет времени? – спросил мексиканец. – Лет 15-20. – И что  потом? – А потом, – рассмеялся банкир, ах потом, наступит самое приятное. Ты сможешь продать свою фирму за несколько миллионов и стать очень богатым. – А потом? И банкир сказал: – Потом ты сможешь перестать работать, ты переедешь в маленькую деревушку на побережье, будешь спать до обеда, немного рыбачить, играть с детьми, устраивать сиесту с женой, прогуливаться по деревне, пить вино по вечерам и играть с друзьями на гитаре…

Так, выходит, что в деньгах счастье? Нет, не думаю. Сегодня деньги есть, а завтра их  нет. Нельзя допускать того, чтобы счастье зависело от материальных ценностей. Эдуард Асадов очень хорошо отвечает на этот вопрос:

 

 

Что же такое счастье?

Одни говорят: – Это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья.

 

Другие  верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И в трепете подчиненных.

 

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

 

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

 

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

  

Для меня счастье – это гармония с собой, возможность видеть, ходить, слышать и осознавать, что рядом родители, которые помогут абсолютно в любой ситуации. Счастье – это умение наслаждаться жизнью, данной тебе, а не сидеть и ждать, что оно к тебе придет.

Эльчину Сафарли принадлежит замечательная фраза: «Счастье – это свойство характера. У одних в характере его все время ждать, у других непрерывно искать, у третьих – повсюду находить». Я могу смело сказать, что отношусь к тем людям, что находят счастье во всем. Счастье – это сама жизнь. (Луара Ибрагимова).

V.               Что есть красота?

«Однажды за мудрецом погнался тигр. Мудрец убегал что было сил, но тигр не отставал. Вскоре мудрец с ужасом понял, что стоит на краю пропасти. Тигр прыгнул на него, и мудрец, не устояв на ногах, почувствовал, что падает. Он едва успел ухватиться за корень, который выступал из обрыва, и повис, держась за него. Мудрец посмотрел вверх – тигр стоял у него над головой; посмотрел вниз – там разверзлась бездна. Он звал на помощь, но никто не слышал его. Мудрец чувствовал, как слабеют руки, и понимал, что в любом случае погибнет. И вдруг он заметил прекрасный цветок, который вырос на самом краю обрыва. Цветок был настолько красив, что мудрец позабыл обо всем, наслаждаясь его чудесным очарованием и нежным ароматом.

Вдруг раздался выстрел, и тигр упал замертво. Потом охотник, услышавший зов мудреца, помог ему выбраться. Мудрец поблагодарил спасителя, а охотник спросил его:

– Когда твоя жизнь висела на волоске, о чем ты думал?

– О том, – ответил мудрец, – что какими бы ужасными ни казались нам некоторые мгновения нашей жизни, в ней всегда есть место Красоте».

Что же есть красота? Может, это всего лишь слово, понятие? Может, ее вообще нет – этой Красоты? Может, люди просто придумали ее для обозначения того, что им нравится или же понравилось, но не знают, что на самом деле есть Красота?

Понятие красоты у каждого человека своё: оно может быть сформировано самим или навязано кем-то/чем-то. В первом случае мы имеем дело с той красотой, образ которой сформировался в нас в ходе многолетних наблюдений, образ, который сложился у нас в голове при виде чего-то прекрасного: это может быть человек, а может быть какая-то вещь, животное или растение, горы, деревья, озеро или океан, т.е. Красотой в нашем понимании может стать то, что привлечёт нас своим видом, образом, ароматом. Неважно, что это; раз мы называли это красивым, значит, оно действительно показалось нам таковым. А тот навязанный образ красоты – просто понятие, которое сформировалось у толпы, группы людей и которое преподнесли как нечто такое, что может быть названо Красивым. Они назвали это красивым, и неважно, является оно таковым или нет. Это что-то вроде стадного инстинкта: то есть один человек сделал это, он это сказал, значит, все должны так же. Все должны следовать этой Красоте, ибо она является истинной. Но мало кто задумывается, действительно ли это красиво.

Представим себе группу людей. Перед ними висит картина – просто белый лист в рамке. Все смотрят на эту картину, но у каждого из них разное представление, разное восприятие этого предмета. Кто-то действительно может увидеть белое пространство и сказать, что на этой картине изображена якобы свобода. Кто-то назовет это ничем и уйдет. А кто-то может просто посмотреть на эту «картину» и вдохновиться ею, именно этим чистым белым листком. Это может стать для него тем, на чем он потом изобразит свою Красоту. Но в этой же толпе кто-то один может сказать, что то, что висит перед ним, является шедевром (или же ничем). И все согласятся с ним, но только потому, что они не поймут, что же все-таки перед ними. Им легче всего согласиться с предположением другого человека, нежели самим поразмыслить.

Или же возьмем, к примеру, красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В нашем обществе сложился такой стереотип, что важна якобы не внешность, а душа. Но кто из них понимает, что есть душа, а что внешность?! Или же такой стереотип: какой человек изнутри, такой и снаружи. То есть они считают, что раз человек красив внешне, значит, красив душой. Но есть те, кто думает наоборот: у красивого человека не может быть красивою душа. То есть красивые внешне люди – пустые внутри. Они подобны елочной игрушке: снаружи блеск, а внутри пустота. Но ведь бывают и такие игрушки, в которых мы видим свое отражение. Так что же получается: красивые люди ищут внутреннего заполнения в других? То есть я хочу сказать, означает ли это, что они начинают перенимать привычки, мысли, действия у других? Делать то, что они видят вокруг себя, то, как они это видят? Но если это так, разве это не хорошо? То есть я имею в виду, допустим, человек не знает, что ему делать, как это делать, каким ему быть. И вот он повторяет образ стоящего перед ним человека, пытается копировать его. И если этот объект его подражаний совершает хорошие поступки, которые за ним повторяет наш человек-отражение, то не станет ли таким образом  в нашем мире больше добрых людей? Не станут ли все красивы душой, хоть это будет и клоном чужой души? Возможно. Но так люди потеряют свою индивидуальность, забудут, кто они есть. Красивые они или уродливые, пустые, бесхарактерные они или же у них ужасный характер – это все их собственная красота. Это то, что делает их не человеком стада. И именно благодаря своей индивидуальности они смогут найти свою Красоту в этом мире, ту красоту, которая изменит представление о вещах любого человека, о жизни.

Но какая же она – внутренняя красота? Я считаю, что внутренняя красота человека отражается в его поступках. Любой поступок человека характеризует его. Также о внутренней красоте говорит способность человека к состраданию, к искренности, стремление к справедливости, чистота и бескорыстность мыслей и поступков. Его нравственный облик.

Ещё с давних времен сложилось так, что человека влечет к себе красивое, то есть человек всегда стремился и стремится  к тому, что нравится его глазам. Возьмем, к примеру, картину Леонардо да Винчи и какой-то безобразный рисунок обычного человека, или же ребенка. Какая из них привлечёт к себе внимание? Конечно же, картина да Винчи, ведь это шедевр, это искусство, это Красота. А на рисунок второго человека никто и не обратит внимания, потому что это для них ничто, просто ужас. Как сорока тянется к блестящему, так и человек тянется к красивому, прекрасному.

О красоте можно говорить очень долго, очень много, но мы так и не придём к истинному пониманию красоты, потому что красота есть во всем.

Что есть красота в моем понимании? Жизнь! И само слово «жизнь» и сама жизнь является для меня красотой, потому что в ней есть все, что можно назвать действительно прекрасным. Каждый человек несёт в себе свое понятие Красоты, и благодаря этому понятию все, что предстает перед его глазами, он видит как Красоту. Я могу увидеть красоту абсолютно во всем, но не всегда. В большинстве случаев это зависит от моего настроения. Но даже если у меня плохое настроение и что-то вдруг «сверкнёт» передо мной, я увижу в этом Красоту и улыбнусь. В такие моменты говорю себе, что в мире еще полно прекрасного и какая-то неважная незначительная деталь, которая испортила настроение, не должна затмить во мне видение Красоты вокруг меня. Если бы не было плохого, мы бы не научились видеть и ценить хорошее; если бы не было ужасного, мы бы не понимали прекрасного.

Я верю в то, что человек несет в мир только то, что есть в нём самом. «Способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости». (Айшат Алиева).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»