| ||||||
|
| |||||
Задания и вопросы по теме 2
Возьмите на заметку! В основе античной риторики лежали три важных понятия: этос, логос и пафос. Этос (греч. ethos – обычай, характер; греч.э ethica – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе) – нравственное начало, которое соотносится с морально-этическими качествами говорящего, пишущего. Логос (греч.logos – понятие, мысль, разум; греч. logike – довод, доказательство, разумное основание, мысль, которую последовательно, доказательно раскрывает коммуникант в своей речи). Пафос (греч. pathos – страсть, страстное воодушевление, подъем) – чувства, эмоции, которые выражает, например, оратор, произнося речь. Этос, логос, пафос взаимосвязаны, одно понятие без других не существует
Задание 2. Прочитайте диалог Сократа с Федром. Что нужно знать оратору, по мнению Федра? Почему Сократ не соглашается и приводит свои доводы? Сократ. Итак, нам предстоит рассмотреть… от чего это зависит – говорить или писать хорошо или нехорошо < …> Чтобы речь вышла хорошей и прекрасной, разве оратор не должен постичь истину о том предмете, о котором он собирается говорить? Федр. Об этом, милый Сократ, я так слышал: тому, кто собирается стать оратором, нет необходимости понимать, что по своему существу справедливо, – достаточно знать то, что кажется справедливым толпе, которая будет судить, – либо что подлинно хорошо или прекрасно, – достаточно знать то, что таким представляется. Только это – а не истина – и делает речь убедительной < …> Сократ. Скажем, я убеждал бы тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причём мы с тобой оба не имели бы понятия, что такое конь, да и о тебе я знал бы только то, что Федр считает конём ручное животное с большими ушами. < …> Так вот, если оратор, не знающий, что такое добро, а что зло, выступает перед такими же несведущими гражданами, стремясь их убедить, причём расхваливать он будет не только осла, выдавая его за коня, но и зло, выдавая его за добро, и если он, учтя мнение толпы, убедит её сделать что-нибудь плохое вместо хорошего, как, по-твоему, какие плоды принесёт впоследствии посев его красноречия? Федр. Не очень-то подходящие. < …> Сократ. …Друг мой, кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым. (Платон «Федр») Задание 3. Как вы полагаете, истина и правда – это одно и то же. Докажите своё мнение, подобрав определения к этим существительным. Все ли сочетания возможны? Слова для справок: явная, частичная, вечная, азбучная, настоящая, сущая, объективная, божественная, твоя (моя).
Задание 4. Прочитайте старый софизм. В чём заключается ошибка рассуждения? «Для того, чтобы видеть, не обязательно иметь глаза. Без правого глаза мы видим. Без левого тоже видим. Поскольку кроме левого и правого глаз других глаз у нас нет, оказывается, что ни один глаз не является необходимым для зрения».
Задание 5. Сформулируйте важнейшие требования, предъявляемые к повествованию в ораторском искусстве античности.
Задание 6. Какое из высказываний Цицерона представляется вам особенно современным? Что кажется спорным в его суждениях о красноречии? «… Ни по маловажному поводу, ни перед такими слушателями, которых не проймёт никакая речь, не следует применять пламенного красноречия, чтобы не вызвать либо смеха, либо отвращения к себе…». «… Сладостная, вольная и плавная речь, богатая затейливыми мыслями и звучными словами… годится только для забав и для парадов: мы же теперь перейдём к строю и к бою». «… Науки красноречия, на мой взгляд, вовсе не существует, а если и существует, то очень скудная; и все учёные препирательства об этом есть лишь спор о словах… Ибо разве не величайшее дурачество – разводить красноречие о красноречии, между тем как уже само по себе красноречие есть дурачество почти всегда, кроме случаев крайней необходимости?» … Всё красноречие в целом, будь оно искусством или наукой, ничего не стоит без нахальства…» (из речи оратора Красса в диалоге-трактате Цицерона «Об ораторском искусстве»). «… Оратор должен заботиться о трёх вещах: что сказать, где сказать и как сказать…»
Задание 7. Прочитайте фрагмент из труда Квинтилиана «Образование оратора». Определите его взгляды на роль риторики. Насколько убедительны доводы Квинтилиана? Согласны ли вы с ним?
При таком рассуждении ни полководцы, ни должностные лица, ни врачевание, ни сама философия не могут считаться полезными, потому что… и в лекарствах применяется яд, и меж тех, кто злоупотребляет именем философа, не раз вскрывались злейшие пороки. Откажемся от пищи – от неё часто случаются болезни; не будем входить под крыши – бывает, что они обрушиваются на обитателей; пусть не куётся меч для воинов – им может воспользоваться разбойник. И кто же не знает, что огонь и вода, без которых невозможна жизнь, а если брать выше, то солнце и луна, первейшие из светил, тоже могут иногда причинить вред?.. Не ораторское ли искусство часто возвращает прежний боевой дух устрашенным воинам и не оно ли убеждает бойцов в том, что слово дороже жизни?.. Да и древние основатели городов, думается мне, не иначе могли достигнуть цели объединить кочующие толпы в народ, как, убедив их искусством слова; и первые законодатели без высшего ораторского искусства не могли принудить людей к добровольному подчинению законам. Даже уроки жизненной мудрости, хоть и благороднейшие от природы, действеннее воспитывают ум, когда прекрасные заветы озарены блещущею речью. А потому, даже если оружие красноречия может служить как добру, так и злу, несправедливо было бы считать злом то, что можно использовать и на благо.
Задание 8. Подготовьте выступление на тему «Нравственные качества человека, владеющего красноречием» на основе высказываний великих мудрецов, известных ораторов и риторов Древней Греции и Рима.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |