| ||||||
|
| |||||
Задания и вопросы по теме 1Задание 1. Сравните высказывания разных авторов о предмете риторики. Установите общие положения и различие в определении риторики как науки.
1) Риторика – «систематизация ораторского опыта» (Цицерон). 2) Риторика – «искусство сообщения знаний» (Ф.Бэкон). 3) «…Мы понимаем под сим словом науку научить наш разум и занимать воображение или трогать сердце и действовать на волю» (А.Ф. Мерзляков). 4) «Риторика – наука о законах управления мыслеречевой деятельностью… интенсивный путь развития человека» (Е.А. Юнина). 5) «Риторика – наука о публичном речевом воздействии» (И.А. Стернин). 6) «Риторика является наукой о способах убеждения, о тех многообразных приёмах на аудиторию, которые позволяют изменять убеждение последней» (А.А. Ивин). 7) «Риторика – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой, культурой речи» (Русский язык: Энциклопедия). 8) «Риторика – это классическая наука о целесообразном и уместном слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово» (А.А. Волков). 9) «Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учётом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта» (Ж. Дюбуа). 10) Современная риторика – «это теория и мастерство эффективной, целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (А.К. Михальская).
Задание 2. Раскройте смысл высказывания Ф. Малиновского, ритора начала XIX века: «… Красноречие без применения ничего не значит, при худом применении оно унижает душу, и иногда погубляет и тело; при хорошем веселит сердце, возвышает дух, питает разум».
Задание 3. Поясните, в чём заключается причина кризиса официальной риторики 80–90-х годов XX века. С чем связано её современное возрождение?
Возьмите на заметку! В какой-то мере отрицательная реакция на слово в современной России оправданна: Эйфория от того, что «весь народ заговорил», прошла, но теория и практика риторики сегодня по-прежнему необходимы. Изменился сам статус риторики: в общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что тип политического лидера можно определить по характеру его речевого поведения.
Задание 4. Приведите примеры, раскрывающие роль риторики и красноречия в разные периоды жизни человека и человеческого общества. Является ли красноречие искусством?
Задание 5. Составьте небольшую речь на тему «Сила слова».
Задание 6. Существует ли различие между риторикой и красноречием? Аргументируйте ответ.
Возьмите на заметку! Известный судебный оратор и теоретик красноречия А.Ф. Кони писал, что под красноречием надо «разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений». «Ораторское искусство, – считал Кони, – есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое трудом».
Вопросы для самопроверки 1. Что изучает риторика? Когда и где она возникла? 2. Для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук. Назовите их. 3. Объясните деление риторики на общую и частную. Перечислите известные вам частные риторики. 4. В чём, на ваш взгляд, заключается различие между ритором, оратором и мастером красноречия? 5. Какова сфера интересов неориторики? 6. Какие факторы способствуют возрождению риторики в России? | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |