Задания и вопросы по теме 5

 

Задание 1. Озаглавьте текст, назовите его тему. Какие проблемы поднимает автор? Составьте сложный план  предложенного текста.

 

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей,  служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться, и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном).

 

Задание 2.  Профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский считал, что «ничто так неважно для  Сочинения как Расположение».   Согласны ли вы с его мнением?

 

Задание 3.  Являются ли вступление и заключение обязательными частями речи? Свой ответ подтвердите примерами.

 

Задание 4.  Цицерон полагал, что начало речи, «должно сразу привлечь и приманить слушателей».  Как вы думаете,  обладает ли мнение известного оратора абсолютной истинностью или его можно опровергнуть?

 

Задание 5. Прочитайте текст и рассмотрите схему к нему. Определите стиль и тип речи, использованные в тексте.

 

Проходит лето – наступает разгар грибов. Красив, конечно, подосиновик, но красив и рыжик, особенно боровой. В зеленой траве он такой яркий, такой оранжевый. В ямке у него водичка хрустальная, холодная, а в ней две-три хвоинки и солнце – величиной с горошину. Но когда увидишь белый гриб, померкнет красота всех остальных грибов.

В лесу уже брусника пошла краснеть. Словно капельки крови, горят ягодки брусники на ещё зелёной листве. Но вот в эту зелень падает жёлтый клёновый лист. Другой  кружится в воздухе. Третий…

Необыкновенно красивы в это время леса издали.  Лимонно желтеют берёзы. Ярко выделяются на фоне осеннего горения леса тёмные ели. А иногда вдруг подует ветер, и закружится тогда по полянам золотая шуршащая метель.

Птицы около деревень собираются в стаи – совершают тренировочные полёты. Иногда издали можно принять стаю грачей за чёрное облако. Они летают низко. А высоко-высоко в небе, крича, тревожаще и печально, летят на юг косяки журавлей.

Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо. Постоянный дождичек сеет и сеет за пустые поля, на пустые скворечники, на пустые гнёзда, на обнажённые леса.

(В. Солоухин)

 

О чём? – об осени – что? – её краса и происходящие изменения

Осень такова…

v                                 v                           v                       v                         v 

Разгар грибов

Брусника начала краснеть

Красивы леса издали

Птицы собираются

в стаи

Низкие осенние облака заволакивают небо

v                                 v                           v                       v                         v 

Описание красоты отдельных грибов

Описание красок ягод

 и листвы

Описание отдельных деревьев и золотой метели листвы

Описание стаи птиц

Описание печальных изменений,  пустоты

 

Задание 6. Представьте себе, что вы в кругу друзей – бывших одноклассников. Они просят Вас описать здание университета, где находится филологический факультет.

 

Задание 7.  В наш город приехала группа студентов из Кабардино-Балкарии на фестиваль команд КВН. Вам поручили провести экскурсию по самым красивым местам столицы Дагестана. Расскажите о достопримечательностях города красочно и с юмором.

 

Задание 8. Прочитайте текст. Определите, что перед вами: официальная биография или свободный рассказ кота Матроскина о себе? Свой ответ аргументируйте.

 

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашивает дядя Фёдор.

– Да так, – говорит кот. – Где слово запомнишь, где два. А потом, я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног. < >

– Как тебя зовут?

Кот говорит: – И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и  Оболтусом.  И даже Кис Кисычем я был. Только мне всё это не нравится. Я хочу фамилию иметь.

– Какую?

– Какую-нибудь серьёзную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка,  и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

– А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, – говорит дядя Фёдор. – И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.    (Э. Успенский)

 

Задание 9.  Сделайте анализ текста (определите тему, основную мысль, тип речи, стиль, жанр, озаглавьте текст, выделите микротемы, составьте план, укажите средства связи между частями, ответьте на вопросы, помещённые в конце текста).

 

В Московском университете с конца прошлого года преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному «нововведению». Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях,  учёных заседаниях, на парадных сборах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим  вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады»,  не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект – non multum sed multa (лат. «немного» (по количеству), «но много» (по содержанию)! У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанности службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно,  коротко и просто. …Мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то, по крайней мере, не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторское искусство было одним из сильнейших рычагов культуры. < …> В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как  не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. В этом отношении почин Московского университета является серьёзным шагом вперёд.  (А.Чехов)

1. Почему слово риторика употреблено в одном синонимическом ряду со словами ханжество, краснобайство и противопоставлено истинному красноречию?

2. Дайте толкование слов риторика, ханжество (письменно).

3. Сравните свой заголовок с заголовком, под которым был опубликован этот текст в газете «Новое время», – «Хорошая новость».

4. Выпишите слова и словосочетания, выражающие отношение автора к поднятому вопросу, передающие его чувства, эмоции, оценки, его небезразличие к тому, о чём он пишет.

5. Есть ли в статье мысли, оценки, положения, с которыми вы не вполне согласны? Что бы вы добавили к сказанному в статье? Напишите и подготовьтесь к устному высказыванию об этом.

 

Задание 10.  Прочитайте текст и рассмотрите схему к нему.  Определите стиль и тип речи. Дополните схему конкретными примерами. Сумел ли автор  доказать свою точку зрения?

 

Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко – украинской, Шекспир – английской, Данте – итальянской, Сервантес – испанской?  Здесь много причин. Вот главные из них.

Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал  русской национальности, идеал культуры.

Пушкин – это гений, который во всём искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. Во всём он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь.

Пушкин – величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине. Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова «печаль моя светла» способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний… Воспоминания молодости сливаются с памятью истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений…  Он создал основные живые человеческие образы русской истории…

Он служит нам и в любви, и в гордости, и в дружбе, и в думах о смерти, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся с нами до смерти.

«Пушкин – это наше всё», – сказал о нём Аполлон Григорьев. И он был прав.  (По Д.Лихачёву)

 

 

Пушкин стал знамением русской культуры

 

 v                    v                     v                    v

так как               так как                      так как                       так как

Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации

Пушкин – это гений, который… искал и создавал наивысшие явления

Пушкин – величайший  преобразователь человеческих чувств

Пушкин это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся с нами до смерти

                                                например

    v                    v                        v                        v

Уточнение

 

Примеры

Примеры

 

следовательно

    v                    v                        v                        v

Пушкин – это наше всё

 

Возьмите на заметку!  В классической и современной риторике построение произведения связывают с назначением текста, а следовательно с типом речи, с жанром произведения и даже с их разновидностями. Поэтому в старых риториках давались такие типологии:

1) Три рода речей по Аристотелю (совещательные, судебные, эпидейктические).

2) Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и смешанный текст.

Описание – изображение явления действительности путём раскрытия и перечисления его основных признаков. Описания обычно невелики по объёму. Они бывают научные и художественные, детальные и сжатые.

Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях.

Рассуждение –  это цепи умозаключений, это доказательства и опровержения, это причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Цель рассуждения – проверить истинность какого–либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые признаются убедительными, истинность которых проверена ранее.

В смешанных текстах всегда  ведущую роль играет один из типов, поэтому уместно говорить о повествовании с элементами описания и рассуждения, в котором в качестве аргументов используются описание и повествование.

 

Задание  11. Подготовьтесь к самопрезентации: «Чем я интересен и чем я опасен для окружающих?»

 

Задание 12. Представьте себе, что вы написали  автобиографию-книгу. Откройте страницу 125.  Что там написано?

 

Задание 13. Перед вами текст из «Анекдотов». Даниила Хармса. Постарайтесь максимально расширить объём текста, не выходя за пределы сюжета.

Шёл Пушкин по Тверскому бульвару и увидал Чернышевского. Подкрался и идёт сзади мимоидущие литераторы кланяются Пушкину, а Чернышевский думает – ему. Радуется. Достоевский прошёл – поклонился. Помяловский, Григорович – поклон. Гоголь прошёл, засмеялся так и ручкой сделал привет,  – тоже приятно. Тургенев – реверанс. Потом Пушкин ушёл к Вяземскому чай пить. А тут навстречу Толстой – молодой ещё был, без бороды, в эполетах. И не посмотрел даже. Чернышевский потом писал в дневнике: «Все писатели хорошие, а Толстой хамм. Потому что графф».

 

Задание 14. Насколько убедительно приводимое ниже доказательство?

Однажды, когда в юрте собрались друзья  Омирбека, зашёл разговор о молодости и старости.

Говорили, что силы уже не те, что глаза видят хуже, да и слух пошаливать стал.

Один только Омирбек тихонько посмеивался.

– Чему ты улыбаешься? – спросили его.

– Тому, что я, хотя мне, как вы знаете, пятьдесят один год, сохранил силу молодых лет.

– Как ты это можешь доказать?

– Очень просто. Вы все знаете большой камень, который лежит на повороте дороги?

– Знаем!

– Ну, так я в юности не мог его поднять.

– А сейчас? –

– И сейчас не могу. Значит, моя сила осталась прежней.

(По А.А.Ивину)

Задание 15.  В чём ошибка рассуждения?

 

– Кто такой ветеринар?

– Человек,  который лечит животных.

– Но человек – это животное. Мы же говорим: человек – разумное животное. Таким образом, животное  лечит животное. Значит, животное лечит само себя. Не кажется ли вам это бессмысленным?

 

Задание 16. Проанализируйте приведенную ниже таблицу. На основе сведений из таблицы создайте высказывание о различиях между функционально-смысловыми типами речи.

 

Тип речи

Общее содержание, предмет речи

Основной

вопрос текста

Построение текста, типичные структурно-смысловые модели

Языковые особенности текста (слова-конструкторы)

Описание

Словесное изображение предмета путем перечисления его основных признаков

Что это? Кто это? Каков предмет речи?

1. Общее впечатление.

2.Признаки предмета, лица или явления.

3.Обобщенное впечатление. Модели: «целое и части» (основной признак и отдельные составляющие предмета речи), «род и виды» (общее описание и описание разновидностей предмета речи), «свойства» (целостное представление о предмете речи и описание его отдельных качеств)

Существительные (названия предметов, лиц, явлений или их частей); прилагательные, причастия (характеризующие признаки предметов, лиц, явлений); глаголы (чаще несовершенного вида, в прошедшем времени). Сравнительные обороты; однородные члены; конкретная лексика. Предложения находятся в отношениях одновременности

Повествование

Рассказ о последовательно происходящих событиях

Что и как происходит (происходило) с предметом речи?

1.Экспозиция (предшествование).

2.Завязка, начало действия.

3.Развитие действия.

4.Кульминация.

5.Развязка. Модели: «время», «место», «обстоятельства»

Глаголы движения и восприятия; наречия места, времени и другие. Вводные слова со значением последовательности действий; конкретная лексика. Предложения находятся в отношениях временной последовательности

Рассуждение

Изложение, разъяснение и подтверждение (или опровержение) какой-либо мысли

Почему предмет речи таков? Зачем он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

1.Тезис (исходное утверждение).

2.Доказательства:

а) аргументы;

б) демонстрация.

3.Вывод (обобщение).

Модели: «причина и следствие», «целое и части»

Подчинительные союзы «почему», «потому что», «так как» и другие. Вводные слова со значением последовательности мыслей «во-первых», «например», «следовательно», «значит», «итак» и другие; абстрактная лексика. Развернутые и сложно построенные предложения, которые находятся в причинно-следственных отношениях

 

 

 Вопросы для самопроверки

1. Что такое диспозиция?

2. Что понимается под композицией в риторике?

3. Какие вы знаете виды планов?

4. Перечислите составные элементы композиции. Какую роль играет

    вступление? Что формулируется в главной части? Как вы понимаете   

    фактор края?

5. Какие типологии речевых произведений вы знаете?

6. Назовите и раскройте основные законы логики.

7. Какие виды заключений вам известны? Чего не должен делать

    оратор в заключительной части?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»