Тема 1.2. Социально-правовые аспекты регулирования рекламы

 

1.2.1. Определение этических норм рекламной деятельности. Этические нормы в хозяйственной сфере стали устанавливаться как на основе саморегулирования кодексами предпринимателей (в России – это Кодекс предпринимателя 1911 г.), так и соответствующим законодательством в законах, кроме основных статей, посвященных промысловой, купеческой и предпринимательской деятельности, встречались разделы и статьи, которые имели некоторое отношение к рекламе.

России, например, 11 июля 1864 г. вышел Закон о фабричных рисунках и моделях. В это время активно формировалось законодательство в коммерческой, торгово-посреднической сфере деятельности, были определены такие важные понятия, относящиеся к субъектам торговых сделок, как торговое предприятие, фирма, купцы, торговые маклеры, торговые агенты и др.

Международная торговая палата и Международный кодекс рекламной практики. Международная торговая палата в 1937 г. издала Международный кодекс рекламной практики, последняя редакция которого (1987 г.) до сих пор является «эталоном» для создания национальных кодексов.

1971 г. в Париже работает Международная торговая палата (МТП). С 1 января 1993 г. Торгово-промышленная палата России является членом этой международной организации. В ее составе активно функционирует Комиссия по маркетингу, рекламе и распределению при МТП.

На современном этапе развития рекламы для формирования ориентиров в этой сфере деятельности важную роль играют следующие международные документы, принятые в последней четверти ХХ века:

·     Международный кодекс МТП (Международной торговой палаты) и ЕСОМАР (Европейского общества по изучению общественного мнения и маркетинга) по практике маркетинговых и социальных исследований (1976 г.);

·     Международный кодекс рекламной практики (публикация МТП в Париже, 1987 г.);

·     Международный кодекс МТП по практике содействия сбыту;

·     Международный кодекс МТП по директ-мейлу и практике продажи по прямым постовым заказам;

·     Международный кодекс МТП по практике прямых продаж.

Международном кодексе по практике маркетинговых и социальных исследований определены основные правила этих исследований, которые полностью соответствуют правилам и методике проведения исследований в рекламе.

В этом документе отражены правила проведения интервью, отношения с общественностью и деловыми кругами, взаимные обязанности клиентов и исследователей, даны рекомендации по составлению отчетов и опубликованию результатов, определены требования по конфиденциальности полученной информации.

Международном кодексе рекламной практики установлены этические стандарты, которыми должны руководствоваться все субъекты, имеющие отношение к рекламе, включая рекламодателей, исполнителей рекламы, рекламные агентства и средства массовой информации. Этот комплекс применяется к рекламе любых изделий, услуг и благ, а также к корпоративной рекламе, т.е. саморекламе фирм, корпораций и других организаций, как частных и независимых, так и государственных.

Международном кодексе рекламной практики представлены основные определения из области рекламы; описана соответствующая терминология; раскрыты основные принципы рекламы; определены нормы рекламной деятельности: благопристойность, честность, правдивость, достоверность; определены правила сравнения, доказательства и свидетельства защиты прав личности, обеспечения безопасности; регламент использования рекламных обращений к детям и молодежи, также ограничения в использовании их образов в самой рекламе; положения по недопустимости навязывания товара, дискредитации конкурентов и имитации их рекламных обращений.

Относительно маркетинговой деятельности данным Между-народным кодексом рекламной практики следует пользоваться в комплексе с другими нормативными документами МТП:

·     Международным кодексом по практике маркетинговых и социальных исследований;

·     Международным кодексом продвижения товара;

·     Международным кодексом прямой почтовой рекламы и продажи товаров по почте;

·     Международным кодексом практики непосредственных продаж.

В феврале 1995 г. был основан Общественный совет по рекламе, который в феврале 2000 г. был трансформирован в Рекламный совет России (РСР). Основными целями деятельности совета являются: формирования системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства. В ноябре 2000 г. РСР обнародовал проект «Российского рекламного кодекса», который был принят весной 2001 г.

1.2.2. Содержание Федерального закона РФ «О рекламе». Основным документом, регламентирующим практику рекламной деятельности в стране является Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Законы состоят из правовых норм.

Рекламное законодательство строится на совокупности норм (нормативном массиве) и иных средств частного права, регулирующих рекламный оборот. Закон полностью соответствует международным нормам и требованиям, является хорошей базой для регулирования хозяйственных и правовых отношений в сфере рекламы на региональном и местном уровне.

Таблица 1. Описание Федерального закона

«О рекламе» от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ

 

 

До 2006 г. рекламная деятельность в России осуществлялась в соответствии с первым принятым в стране Федеральным законом «О рекламе» от 1995 г. (перед окончательным принятием этого закона его проект в 1994 г. дважды выносился на общенациональное обсуждение в центральных средствах массовой информации); см. табл.1. законодательные акты в смежных областях (торговле, коммерции, маркетинге, информации):

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1992 г., а также в изменениях и приложениях, относящихся к нему от 1996 и 1999 гг.

Закон РФ «О средствах массовой коммуникации» и «Об информации, информатизации и защите информации».

С учетом действующего национального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации, а также на региональном и муниципальном уровнях могут разрабатываться и принципиально приниматься соответствующие законы и подзаконные акты, учитывающие местную специфику, традиции и обычаи.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»