| ||||||
|
| |||||
Лекция 4.Административно-правовые нормы
4.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм Нормы административного права — установленные государством правила поведения субъектов права в сфере государственного управления. Административно-правовым нормам присущи все признаки и свойства правовых норм. Они имеют традиционную структуру; гипотезу, диспозицию и санкцию. Важно запомнить! Для санкций норм административного права характерны определенные особенности. Они предусматриваются в виде конкретных мер административного и дисциплинарного принуждения. Причем далеко не всегда эти меры выражаются в соответствующем виде ответственности. Часто в роли санкций выступают иные меры административного принуждения, например, меры административного пресечения (административное задержание личности и т.п.). Также в качестве санкции может применяться поощрение — публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы.
Административно-правовые нормы также как и нормы других отраслей права вносят упорядоченность в регулируемые отношения. Административно-правовые нормы имеют свои особенности, которые выделяют их в самостоятельную отрасль права: во-первых, они ориентированы на удовлетворение преимущественно публичных интересов; во-вторых, содержат односторонне-властное волеизъявление одной стороны; в-третьих, предусматривают широкую сферу усмотрения; в-четвертых, среди них преобладают обязывающие нормы; в-пятых, они предусматривают прямое применение административных санкций за правонарушения; в-шестых, имеют собственное содержание, регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Для них характерен наиболее широкий круг регулируемых отношений. Нормы административного права регулируют не только внешне властную деятельность органов исполнительной власти, но и внутриорганизационную деятельность любых государственных органов. Главной целью административно-правового регулирования является обеспечение реализации прав граждан и организаций, нормальное функционирование органов исполнительной власти; в-седьмых, можно выделить и такую особенность административно-правовых норм как широта их предписаний по регулирующему воздействию. Это обусловлено функциями, возложенными на органы исполнительной власти. Административно-правовые нормы устанавливают правила поведения в сфере государственного управления (например, порядок разрешения и прекращения определенных видов деятельности, регистрации, привлечения к административной ответственности, функции органов исполнительной власти, виды административных правонарушений и др.); в-восьмых, эти нормы содержатся в огромном массиве источников, к которым относятся законы и подзаконные акты, принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. Нормы административного права классифицируются на виды по тем же критериям, что и нормы других отраслей права. Так, нормы административного права подразделяются на виды: — по предмету регулирования они делятся на материальные и процессуальные нормы; — по юридическому содержанию — на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие и поощрительные нормы; — по форме предписаний ~ на императивные (категоричные) и диспо-зитивные нормы; — по времени действия — на постоянные и временные нормы; — по признаку адресата — на нормы, регламентирующие: административно-правовой статус гражданина; организацию и деятельность органов исполнительной власти; правовое положение государственных служащих; основы деятельности государственных предприятий и учреждений и т.п. 4.2. Реализация норм административного права Реализация норм административного права — процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах этой отрасли права.
Важно запомнить! Известны две основные формы реализации норм административного права: исполнение и применение. Иногда к ним добавляют соблюдение и использование. Исполнение административно-правовых норм — точное следование субъектов регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, предписываемым нормами права. В исполнении требований норм участвуют все субъекты управленческих отношений. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка в сфере государственного управления. Применение — деятельность государственной администрации и ее должностных лиц, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных управленческих дел и споров. Применение выражается в издании полномочным субъектом индивидуального правового акта управления (например, приказа о назначении на должность, решения по жалобе, постановления по делу об административном правонарушении и т.п.). Что касается соблюдения норм административного права как самостоятельной формы их реализации, связанной с воздержанием адресатов от действий, запрещенных нормами права, то по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Использование — это реализация прав, предоставленных участникам административных правовых отношений правовыми нормами. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм. 4.3. Источники норм административного права Юридические нормы включаются в нормативные правовые акты (акты государственных и муниципальных органов), которые являются источниками права. В зависимости от юридической силы все источники административного права можно классифицировать на несколько групп: — акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Федерального Собрания, законы субъектов РФ и др.); — акты Президента РФ (указы и распоряжения); — подзаконные акты — акты государственной администрации (постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, постановления, указания федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и др.); — акты муниципальных органов (по вопросам административного принуждения, охраны общественного порядка и др.); — публичные договоры (международные договоры РФ, федеративные договоры РФ с ее субъектами, административные договоры, которые заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ); — акты правосудия, которые признают неконституционными или незаконными действующие нормы, а также обязательные для судов низших инстанций; — административные обыкновения — это локальные нормы, определяющие правила поведения в отдельных государственных организациях. Они не закреплены актом государственной администрации и являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения обязанностей между служащими, существующим порядком визирования документов и т.п.). Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменить которую могут субъекты, которые принимают нормативные правовые акты, содержащие административно-правовые нормы. Особенности системы источников административного права: 1) нормы административного права содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах (в отличие, например, от гражданского права); 2) эти источники могут принимать не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ (в отличие от гражданского, уголовного права); 3) многообразие источников по юридической силе и по субъектам, которые их принимают (в отличие от источников уголовного права); 4) огромный массив источников; 5) изменчивость, мобильность системы источников, которая определяется реформами, осуществляемыми в стране; 6) источники не систематизированы. Нет единого административного кодекса. И его невозможно создать ввиду того, что ни один кодекс не может вместить такое огромное количество норм и полная кодификация административного права противоречит предписаниями ст. 72 Конституции РФ, в которой определено, что административное право является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Тексты актов публикуются в таких официальных изданиях, как Собрание законодательства РФ, Российская газета, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Бюллетени Верховного Суда РФ, Вестник Конституционного Суда РФ и др. Многие федеральные органы исполнительной власти издают свои вестники, бкшлетени. Акты субъектов РФ публикуются в одной из газет, издаваемых на территории субъекта, в Собрании законодательства или ином журнальном издании, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта РФ.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |